О сюжете я расскажу только то, что и так известно из трейлеров: Питер Паркер тяжело переживает самопожертвование Тони Старка. В попытке развеяться и наладить отношения с Эм-Джей он с классом собирается на летнюю экскурсию по Европе. Но отдых прерывает Ник Фьюри.
Бессменный директор Щ. И. Т. просит Питера помочь раскрыть тайну чудовищ-Элементалей, которые появились из ниоткуда и начали крушить Старый Свет. Вскоре выяснится, что во время «щелчка» Таноса грань между реальностями дала трещину. Так в наш мир попали и монстры, и загадочный охотник на них — Мистерио. Сперва он набивается к Паркеру в помощники, но после череды событий их отношения трансформируются в дружбу.
Больше о сюжете ни слова. Да и вся обеспокоенность Marvel спойлерами вполне оправданна. Как ни странно, в их киновселенной сами фильмы — лишь часть практически идеального механизма, который работает во многом благодаря чувству сопричастности. Фраза о том, что Голливуд взял моду на супергероев, уже неактуальна. Супергерои давно стали модой сами по себе.
А в эпоху интернета, когда социокультурное значение определяется исключительно трендовостью, одни скупают Gucci, другие бьют татуировки на лице, а третьи ломятся в кинотеатры конкретно в премьерные дни — и готовы уехать даже в другую страну в случае переноса локальной даты релиза. При этом качество самого продукта не так важно.
Сейчас стоит признаться: автор этого текста считает «Мстители: Финал» стыдным недоразумением. Это абсолютно бездушный фильм, который произведен по строгим канонам конвейера: шутка раз в три минуты, пара эмоциональных сцен, неожиданное камео известного артиста, эпичная битва под занавес.
Однако, вопреки подзаголовку, «Мстители» поставили лишь точку с запятой в истории киновселенной Marvel. Да, они завершили «Сагу бесконечности», но кульминация так называемой «третьей фазы» ждет зрителей именно в этой части «Человека-паука». Решению стоит только аплодировать, потому что вместо очередного фильма-серии «Вдали от дома» оказался самобытным высказыванием о тяжелых потерях и преодолении скорби.
К сожалению киноведов и к счастью всех остальных, ничего подобного уидоновской «Эре Альтрона» с ее отсылками к Миядзаки и противостоянию богов Ветхого и Нового Заветов тут нет. Картина открывается трогательной сценой, и это настроение проходит через весь хронометраж.
Видно, что режиссеру Джону Уоттсу драматургия интереснее спецэффектов. В фильме очень много диалогов, большинство из которых сконцентрировано на обычных человеческих взаимоотношениях. Тетя Мэй переживает за племянника, потому что теперь знает о его способностях. Питер потерял ментора и фактически отца, поэтому пытается найти поддержку в борьбе с преступностью, друзьях и общении с Мистерио, который также чувствует себя не в своей тарелке.
Сыгран «Вдали от дома» также на высоте. Неугомонный «чувак в кресле» и верный помощник Питера, толстощекий Нед в исполнении Джейкоба Бэтелона, вновь отвечает за юмор. Оскароносная Мариса Томей, которую сложно забыть после роли стриптизерши в «Рестлере», одной улыбкой затыкает за пояс всех женских персонажей фильма.
Но главной звездой, естественно, стал Джейк Джилленхол. Его Мистерио — инфернальная смесь из знаменитых образов артиста. Лично мне на ум пришли «Стрингер», «Пленницы» и «Под покровом ночи».
На удивление, единственным слабым звеном оказался сам Том Холланд. Не подумайте, Питер Паркер из него превосходный: молодой, красивый, с горящими глазами, ветром в голове и наивным идеализмом. Да и акробатические пируэты вытворяет усердно. Но, как артист, юный Холланд теряется на фоне более талантливых коллег, и это особенно заметно во время драматических сцен, которыми пестрит финальная треть.
Несмотря на явно возросший бюджет, самые оптимистичные кассовые прогнозы и обилие грохочущих взрывов, «Вдали от дома» удалось остаться самобытным кино. Отчасти благодаря смене локаций. После набивших оскомину небоскребов Нью-Йорка и американских пасторалей экшен-сцена на Карловом мосту в Праге или прогулка героев по Гранд-каналу в Венеции смотрятся интересно и свежо. Выбор нехарактерного для Marvel европейского сеттинга оправдал себя и обновил имидж всей серии.
Но главный секрет успеха «Вдали от дома» в том, что, как и главный герой, фильм остается остроумнее и ярче большинства чересчур патетичных блокбастеров, не скатываясь при этом в клоунаду. Наоборот, комические эффекты лишь подчеркивают трагические эпизоды, которые успешно развивают тему встречи суперлюдей со смертью. Что-то подобное делал Джеймс Ганн в «Стражах Галактики 1-2».
Согласитесь, что для фильмов в киновселенной Marvel сравнение с дилогией Ганна — лучший комплимент.
Источник