Как эскапизм и высокая сложность меняют восприятие игры.
Сейчас Far Cry 2 либо не помнят, либо отзываются о нём крайне негативно. Игра хорошо продалась и заслужила высокие оценки от прессы, но игроки её не полюбили. В существенные минусы записывали практически полное отсутствие вменяемого сюжета, безжизненный открытый мир, неработающие механики и невероятно скучный геймплей.
Почти месяц назад на YouTube-канале Crowbcat появился ролик, в котором автор сравнил геймплейные механики в Far Cry 2 и Far Cry 5. Оказалось, что многие элементы геймплея в Far Cry 5 сильно упрощены по сравнению с игрой 10-летней давности. Ролик вызвал небольшой резонанс и подарил пищу для рассуждений о том, какой же на самом деле была игра.
Среди участников сообщества DTF мнения по поводу игры разделились. Одни читатели ожидаемо критиковали её, другие — вспоминали с теплом и ностальгией. Так что, после нескольких неудачных попыток, я вернулся в Far Cry 2 и провел в ней несколько недель.
Ну а чтобы хоть как-то осовременить игру, по наводке читателей я поставил несколько модов. Graphical Enhancement Suite полностью убирает унылую коричневую гамму из игры, а модификация Dylan’s Realism Mod серьёзно преображает и усложняет её во всех аспектах геймплея. Проверим, стало ли лучше.
Мёртвая Африка
Не раз видел, как мир Far Cry 2 называют «атмосферным», а декорации — разнообразными и интересными. Отчасти это так, отчасти немного надуманно или проходит через призму ностальгических воспоминаний. С годами восприятие любой игры сильно искажается.
В Far Cry 2 большой открытый мир, но он зажат в тисках «туннельного» левел-дизайна. Все пути проложены в непролазных джунглях и между высоких скал. Нет ощущения простора, всё сжато и компактно. Чувство тесноты давлело надо мной ещё во время первой попытки прохождения.
Игрок вживается в шкуру молчаливого наёмника, которого отправляют в некую африканскую страну, находящуюся в состоянии гражданской войны. Между собой воюют две группировки — «Объединенный Фронт Освобождения и Труда» и «Союз Народного Сопротивления». Цель героя: найти и убить торговца оружием по кличке Шакал, который снабжает своим товаром противоборствующие стороны. И в принципе это всё, что нужно знать.
Выбор персонажа никак на влияет на сюжет. После эффектной поездки на такси герой сваливается от приступа малярии у местного отеля. В номер приходит Шакал, читает перед больным философскую тираду и уходит восвояси. После этого адекватное развитие сюжета исчезает и начинается игра. Игрок остаётся один на один с Африкой и её беспросветной рутиной.
У неподготовленного игрока тут же возникнет уйма вопросов. Правительство какой страны заказало убийство Шакала? Почему всё такое унылое, серое, безликое? Где сюжет? Где интересные диалоги? Почему так скучно? Кто-то тут же бросает игру от скуки, а кто-то — включает фантазию, изучает мир и занимается отыгрышем.
Правда, выбрав второй путь, игрок столкнётся с серьёзными проблемами. Вся война и страдания африканского народа находятся где-то за кулисами. Сражения между группировками показаны в паре миссий за всю игру. Угнетённое население и беженцы сидит в одинаковых домиках, куда им нужно привезти липовые паспорта для эмиграции из страны. Изредка во время странствий игрок может наткнуться на трупы или сожжённый конвой. Такие мелочи работают на атмосферу, но их ничтожно мало.
Лидеры группировок и работодатели — болванчики без характера и харизмы, просто безликие статисты. Я напрочь забыл, как они выглядят, уже спустя неделю после прохождения. Здесь уйма героев, но кроме Шакала никто не запоминается. Вдвойне смешат так называемые «нейтральные территории», где штабы обеих группировок находятся буквально через дорогу. Игрок приходит к лидерам, получает работу и оплату — эта формула повторяется до самой концовки.
Главный герой — такой же безликий, как все остальные. В личном дневнике он изливает свои мысли и взгляды на ситуацию в стране, но это совсем не вяжется с тем, что происходит на экране. У героя отсутствует вменяемая мотивация, сознательность и хоть какие-то принципы. В Far Cry 2 идеально отыгрывать роль марионетки или безвольного мерзавца, которому нужны лишь деньги.
Я придумал себе этот образ и отыгрывал его всю игру. Примерил на себя маску больного ублюдка, который за горстку алмазов готов каждому перерезать глотку. Кругом грязь, война, смерть и антисанитария, а я всего лишь паразит, зарабатывающий на этом деньги.
На фоне всего этого удручает отсутствие выбора. Например, один из лидеров СНС даёт задание убить лидера ОФОТ (или наоборот). Лично я начал проходить задания за ОФОТ, поэтому привык к этой группировке и убивать её лидера мне совсем не хотелось. Разработчики не предусмотрели такой вариант, поэтому хочешь не хочешь, а убить придётся. Конечно, в стане сепаратистов — одни негодяи, но почему нельзя пойти к лидеру ОФОТ, рассказать о заказе и вместе с его людьми проучить СНС? Игра бы только выиграла от такой вариативности.
Мне хотелось отправиться в дикую и жестокую Африку, как в фильмах «Кровавый алмаз» и «Оружейный барон», но у Ubisoft вышла лишь карикатура. Большинство игроков разочарует недосказанность и схематичный сюжет. Меньшинство же попытается собрать персональную историю из этих обломков. Так ли это нужно — отдельный вопрос. С другой стороны, если закрыть глаза на камерность, то «своя атмосфера» тут есть.
Пустующие поселения аборигенов в горах, затопленная от паводков деревня, болота в джунглях, ржавеющие промышленные зоны, поросший травой заброшенный аэропорт и укрепленные крепости — лучшие достопримечательности Far Cry 2. Все локации вымершие, игрока никогда покидает чувство тревожной безысходности. Уникальную предысторию этих пустующих мест придумывает сам игрок. И в этом что-то есть.
На максимальных настройках графики игра отлично выглядит и сегодня. Передовые эффекты огня, чёткие текстуры, живая анимация главного героя и закаты, от красоты которых до сих пор перехватывает дыхание.
Атмосферу тотального запустения подчёркивают и редкие животные. Встретить буйвола или зебру — большое событие. До определённого момента я совершенно не знал о существовании животных в игре. Никакую практическую пользу они не несут, только бродят у оазисов и шарахаются от света фар по ночам. И всё же — где птицы, змеи или крокодилы? Куда пропали слоны, леопарды и тигры? Что это за Африка-то такая? Задумаешься, и как-то не по себе.
Другой подход
Главное правило: не стоит проходить Far Cry 2 на низком или среднем уровне сложности. На них совсем нет вызова, будто проходишь бюджетный польский шутер, где любую локацию можно без проблем зачистить в духе Джона Рэмбо. По-настоящему игра раскрывается на сложностях Hardcore и Infamous. Лёгкая прогулка по джунглям быстрым шагом вдруг превращается в испытание.
Уровень Infamous вызовет у бывалого игрока ностальгические воспоминания по Operation Flashpoint и Vietcong. Идёшь себе спокойно по джунглям, как вдруг непонятно откуда прилетают две снайперские пули, и вот ты уже загружаешься с сохранения получасовой давности.
Тактика «напролом» просто не работает, поэтому половину игры я проходил вприсядку. Участники сообщества посоветовали мне не пользоваться быстрыми сохранениями — их добавили только в версию для ПК. На сложности Infamous — это дополнительная щепотка хардкора, так что я прислушался к совету и старался не пользоваться сохранениями за пределами убежища.
На высокой сложности в Far Cry 2 появилась тактика и элементы примитивного стелса. Нужно разведывать местность, устраивать засады и выкуривать противников огнём и гранатами. В миссиях по зачистке вражеского лагеря я занимал удобную высоту для атаки. Брал снайперскую винтовку, зажигательный пистолет и гранаты. Зажигательные ракеты использовал для поджога лагеря, а из снайперской винтовки уничтожал паникующих сепаратистов. После поверхностной зачистки добивал выживших из пистолета с глушителем.
Это в разы интереснее, чем бездумно ломиться на джипе и расстрелять всех из пулемета. Аналогичная ситуация с атакой на оружейный конвой. Гораздо веселее расправляться с ним не «в лоб», а с помощью мин, снайперской винтовки или миномета. Уничтожить движущуюся цель из миномета — вершина мастерства.
Почти любое сюжетное задание можно пройти как в одиночку, так и вместе с напарником. По началу я соглашался на их услуги, но вскоре быстро перегорел. Спутники сломя голову несутся под пули, падают и ждут спасения. Спасти их разрешают не больше трёх раз, на четвертый они не выдерживают боль и умирают (или герой автоматических их застрелит).
Привязаться к ним тяжело, ведь от друг друга они отличаются лишь набором фраз и внешностью. Задания товарищей приносят дополнительную прибыль, открывают оружие в убежище и автомобили с крупнокалиберными пулеметами, но пройти игру можно и без этого. Тем более, что все лучшие пушки продаются в магазине.
Вариативность в Far Cry 2 есть, но это не спасает игру от крупных проблем. Я послушал советы читателей и честно пытался проходить все задания тихо и тактично. Со временем это надоело. Особенно удивляют байки а-ля «в стелсе поджёг траву — сгорел весь вражеский лагерь». Огонь в Far Cry 2 — штука непредсказуемая. От трёх зажигательных ракет сгорит 30 процентов территории, и через две минуты огонь погаснет. Противники тоже не глупы, они не будут покорно сидеть в горящем здании. Так что сжечь весь лагерь невозможно. Хвалёный огонь создает удобную для снайпера суматоху, не более.
На высокой сложности интеллект у противников будто бы сбоит. Часто я проходил миссии за несколько минут, противники метались из стороны, а кто-то просто стоял и ждал свою пулю. Но в каких-то миссиях они работали слаженно, не давали продыху, стреляли прямо в стены или скалы, за которыми я укрылся.
Почему так — непонятно. Бытует мнение, что уровень агрессии зависит от шкалы репутации у определенной фракции, но точного подтверждения этой теории я не нашел. Впрочем, всегда интересно, как противники используют местность и реагируют на ваши действия.
Ближе к концовке высокая сложность начинает раздражать. Аванпосты приходится аккуратно объезжать или в сотый раз уничтожать по стелсу. Какая тут вариативность, когда от рутины начинаешь скрипеть зубами? Это особенно болезненно, если игрок намеренно не использует автобусы для быстрого перемещения в нужную часть карты.
Аванпосты в Far Cry 2 не зачищаются, а исследуются. Потом на них можно вернуться за аптечками или патронами. Но так ли оно нужно? Ведь запас полезных предметов всегда есть на персональном складе.
Многих раздражает постоянный респаун врагов на только что зачищенной территории, и кто-то даже придумывает этому оправдания. Мол, респаун — это не баг, а фича. Наёмников всегда можно заменить, да и события игры разворачиваются не на отдалённом острове, а на материке. Эта теория заслуживала бы право на жизнь, если бы воскресающие противники так не докучали.
От прохождения Far Cry 2 на высокой сложности лучше получать удовольствие порционно. Играть не больше двух часов в день или проходить несколько заданий за раз. Правда, как бы я ни пытался, с недостатками смириться так и не получилось. Улучшать и испытывать новые пушки и камуфляж — это, бесспорно, весело, но однообразие и гнетущая скука всё равно портят впечатления.
Far Cry 2 — это сборник побочных миссий, в который забыли добавить вменяемые катсцены, постановку и сюжет. Что сюжетные задания, что побочные — никакой разницы. На всю игру два вида работы: взорвать что-то, либо убить кого-то. Половину игрового времени игрок едет от точки A в точку B, чтобы уничтожить цель и вернуться назад для нового поручения.
Из всех миссий запоминаются только вступление, оборона баржи и последнее задание, которое проходит под девизом «убью всех, убью себя, да и чёрт с ним». Всё остальное — беспросветная «копипаста» с редкой сменой декораций.
Спорные мелочи
Far Cry 2 хвалят за инновационные геймплейные механики. В чём-то они улучшают восприятие игры, хоть и не несут практической пользы. Например, отлетающие во время стрельбы ветки деревьев или мятая трава под колёсами автомобиля.
Заслуживает похвалы и минималистичный интерфейс с картой. Линейка жизни и количество патронов отображается тогда, когда это нужно. Карту вывели не в отдельные меню, а дали герою в руки. Необычный подход к интерфейсу чем-то напомнил мне Dead Space.
От поведения в первой перестрелке зависит стартовая локация и первая миссия. Если игрок атаковал бойцов СНС, то после того, как герой заболеет малярией, он окажется на их базе, где получит своё первое задание. Тоже самое с бойцами ОФОТ, только герой очнется не на бойне, а в заброшенной хижине.
Кстати, о малярии. От выбранного уровня сложности зависит скорость развития болезни. На обычном уровне сложности хватит всего пять баночек с таблетками на всю игру, тогда как на максимальном — около десяти. Это добавляет в игру реализм, но есть и одно «но».
Для получения заветных баночек с таблетками нужно раз за разом проходить однотипную миссию по развозу липовых паспортов. Документы игрок отвозит в размноженные по карте одинаковые хижины, где его ждёт один и тот же диалог. Обиднее всего, что за выполнение миссии дают всего три таблетки. Поэтому даже пополнение запасов лекарств превращается в рутину.
Старое, грязное и ржавое оружие постоянно заедает и ломается уже через три обоймы. Нет смысла подбирать такой мусор — дефектная винтовка обязательно подведёт игрока в самый неподходящий момент. На сложности Infamous лучше вообще не лезть в сражение без нового или максимально улучшенного оружия.
Игроки в Far Cry 2 иногда сетуют на то, что в последующих частях серии Ubisoft упростила различные анимации лечения. Раненный персонаж выгрызает и выдавливает из своего тела пули, прижигает зияющие дырки и вправляет себе кости. Мерзко и жутко, но почти всегда не к месту из-за долгой анимации лечения.
Есть здесь и совершенно абсурдные ошибки. Если, к примеру, игрок решит утонуть, то увидит те же самые анимации, что после падения со скалы или после взрыва гранаты. Вместо того, чтобы хвататься за горло, герой вдруг вытаскивает из ноги металлический штырь. О каком реализме может идти речь после такого?
Больше всего меня удивили отношения между противниками. Раненных солдат оттаскивают с поля боя и заботятся о них в сторонке. Через снайперский прицел я однажды увидел, как солдат оттащил своего раннего товарища к дереву, облокотил его на ствол, попросил не двигаться и начал успокаивать. Вот это вот — действительно отличная находка.
От выстрела из гранатомета загорается за спиной трава, любой металл и дерево простреливается, а яркая краска на автомобиле постепенно теряет в цвете из-за грязи и палящего солнца. Список передовых геймплейных мелочей можно продолжить и дальше, но особой погоды они, увы, не делают. Красивый огонь и умное поведение противников едва ли перекроют все недостатки Far Cry 2.
Рекомендации сообщества частично изменили моё восприятие Far Cry 2. Да, это всё ещё набор интересных идей и спорных геймплейных решений, который лишь отдалённо напоминает игру. С мертвым миром, жутким респауном и безликими героями. Неудачная проба пера Ubisoft, благодаря которой к Far Cry 3 уже грешно придираться. Продолжение отполировали до блеска и учли все ошибки.
Однако от игры можно получать удовольствие, если проходить её на высокой сложности, придумать в ней уникальные тактики и периодически подключать воображение. Это не оправдывает многочисленные недостатки Far Cry 2, но так хотя бы интереснее.
Источник: DTF