Вот бы хоть раз в кинематографе увидеть истинный образ Русалочки Андерсена!

Советский мультфильм 1968 года с музыкой Баха и фильм 1976 года с земной Ведьмой, взамен вместо голоса Русалочки со звоном бубенчиков получившую волосы, чехословацкая версия с Морским — Царём маньяком, аниме «Принцесса подводного царства» с другом-дельфинёнком и злодейкой-кошкой, диснеевская версия с бунтаркой Ариэль и Ведьмой — узурпатором… Такие разные экранизации одного произведения, и все же объединённые одной темой: роковой влюблённости юной морской Принцессы в земного Принца, закончившиеся, кроме мультика Диснея и советского фильма разумеется, тупым самопожертвованием якобы во имя возвышенной любви, а по сути — романтизированным до неприличия суицидом героини

Вот бы хоть раз в кинематографе увидеть истинный образ Русалочки Андерсена!

«Русалочка» во всех экранизированных версиях то и дело совершает не логичные поступки. Предать свою семью ради самовлюблённого и эгоистичного Принца, который даже траур по погибшим морякам во время шторма, составлявших его же свиту, не объявил? Пожертвовать собой ради мужчины, которого ты и видела один-единственный раз, который даже знать не знал о существовании Русалочки, воспринимал её как милого диковинного питомца?

Так вот, прочитав сказку я совершенно умилилась. Какой Принц! Душа. Душу бессмертную человеческую она хотела! Потому что русалки, а точнее — Морские Девы — живут 300 лет, как черепаха Тортилла, и безвозвратно исчезают, становясь лишь пеной морской. А Принц тут выступает уже как средство достижения заветной цели. Потому что только он, человек, мог дать ей эту душу. Фактически, это сказка не о страданиях и ножках, а о мечте. О прекрасной, возвышенной, чудесной мечте. «Рождённый ползать летать не может«, а Русалочка хотела. Не холодной пеной стать, а стать ближе к Солнцу, к Богу… Странно, что почти везде в экранизациях полностью отсутствует наиважнейший персонаж истории — Бабушка Русалочки, вдовствующая королева. А ведь именно она, а не кто-либо иной, и сказала внучке о способе осуществления данной мечты!

Разумеется, как мы знаем, Принц отдал своё сердце другой, не зная, что его спасла именно Русалочка . С другой стороны, чтобы это узнать, он должен был обладать телепатией? Ведь это только у Диснея Принцу всё рассказывают и помогают подводные жители, а у книжной пятнадцатилетней героини друзей-то толком не было, все свои годы она только на мечты свои и потратила, даже коллекцию человеческих вещей не собирала — это было в прерогативе её сестёр! В итоге всё оказалось напрасным: разлука с семьёй, утрата голоса… И даже жертва сестёр.

Русалочка не убила Принца. Почему? Так сильно любила? Или понимала, что это всё равно ничего бы не изменило? А как же мечта? И какой смысл тогда вообще влюбляться в кого-то, чем-то жертвовать, осознавая, что твоих поступков никто не оценит, и усилия по достижению желаемого медным тазом накроются?! Но в финале оригинальной сказки ей-таки дали второй шанс, по сути, и всё закончилось своеобразным хэппи-эндом для главной героини. А вот Бабушка её как раз и была наказана морально — сама же и подговорила дитя к необдуманным поступкам, что закончилось плачевно.

Однако, Русалочка всего лишь поменяла свою форму — стала призраком, а не морской пеной, обрела — таки возможность получить бессмертную душу и блаженствовать в Раю. Только потом, когда-нибудь, через триста лет она приблизится к Богу. Всё по сюжету, никакой отсебятины. И это сакральное желание Русалочки — более логично: ведь она, а точнее — Морская Дева, согласно древней мифологии — не человек, даже с точки зрения и Христианства, а нечисть, нежить, способная пением и щекоткой заманить к себе путников или корабли на скалы, и убивать людей, как Греческие Сирены.

Бессмертной души Морские Девы не имеют, путь в Царство Божие — в Рай, им тоже заказан…. Но существует легенда, что если дева вод сможет охмурить земного мужчину, то получит себе душу. Эту теорию выдвинул ещё алхимик Парацельс, в мире того времени потом возникла легенда о неразделённой любви русалки и монаха, потом эту идею подхватил Фридрих де Ла Мотт в своей «Ундине», а Андерсен, в свою очередь черпавший вдохновение из его произведения, переосмыслил данную идею в пользу христианства, ибо был глубоко верующим человеком и искренне считал, что получение бессмертной души должно было зависеть лишь от воли и мужества самой Русалочки, а не других людей.

И что душа может передаться ей лишь при совершении Таинства Венчания, она должна быть воцерковлённая, как и её избранник, но это оказалось невозможно. И дело тут вовсе было не только в наличии рыбьего хвоста. А быть некрещёной в рамках того времени и не знать азов Православия и обрядов для девушки, а уж тем более — Принцессы, считалось величайшим позором.

Обратите внимание на то, какой в сказке изображена Принцесса: это тоже чистая, целомудренная, благочестивая девушка, которая воспитывалась в монастыре и являлась уже воцерковлённой, в отличие от Русалочки, которой НИЧЕГО плохого и не делала. Когда та в воду кинулась, Принцесса ИСКАЛА её по всему кораблю, искренне СКОРБЕЛА об утрате… А в мультике и других экранизациях из неё самовлюблённую и бессердечную соперницу вылепили, хотя в сказке самовлюблённым был именно Принц, а не она! Но нет, не любят у нас философии, светлого и возвышенного, только драму с изменой, причём явно фиктивной, ревностью и шекспировским финалом для всех персонажей подавай!

К тому же, в оригинале Русалочке не просто голоса лишили, ей НАЖИВУЮ ОТРЕЗАЛИ ЯЗЫК! Плюс, она заключила сделку с Ведьмой, которая была не антагонистом, а своего рода посредником, да и говорила в точности тоже самое, что и Бабушка Русалочки, прежде чем свои условия диктовать. А дальше и начинаются все испытания, выпавшие на долю Русалочки: страдания при трансформации в человека — когда напиток обжигает хуже серной кислоты и доводит героиню до обморока и боль — физическая от каждого шага, словно она шла по ножам. Но, оказывается, в книге ей пришлось страдать и раньше, ещё до спасения Принца, когда Бабушка ради красоты нацепила ей на хвост восемь устриц, а венок из белых лилий, символа чистоты Русалочки, сжимал ей голову, как обруч железный.

Напоминает страдания Главки из греческого мифа про Ясона и Медею. Непонятно только, почему у Андерсена Дочери Воздуха так стремятся в Рай попасть? Логичнее было бы ввести в сюжет Ангелов… И почему ей не только страдания, а спасение Принца не засчитали плюсом к карме? Она же это из жалости, бескорыстно совершила, и тогда ещё ни о какой душе и знать не знала! Но самое главное ведь, что нам, людям, через это проходить НЕ НУЖНО, ибо у нас душа УЖЕ имеется!

Кстати, подобную тему раскрыли в немецком фильме 2013 года, где Русалочку Мелюзиной звали, и было у неё две сестры вместо пяти, но финал — таки изменили, обошлись без лишней крови…

 

Источник

Читайте также