Лично для меня первый F.E.A.R. — это классика. Да, у него не выдающаяся графика; да, дизайн уровней оставляет желать лучшего. Но как же в него увлекательно играть и сейчас. Таких сочных и динамичных перестрелок, где чтобы со стен сыпалась штукатурка, чтоб в уши бил монотонный звон гильз, и чтоб враги реагировали на попадания и пытались убить вас любой ценой, сейчас очень сложно найти. Помимо оружейных танцев, игра была примечательно густой атмосферой пугающей неизвестности в декорациях офисных помещений. Плюс, сюжет был полон загадок и по-настоящему интересных “вотэтповоротов”.
И когда вышел сиквел, я ждал от него продолжение идей оригинала. В первую очередь хотелось узнать, куда же заведут фантазий сценаристов, как же решится вопрос непростых отношений главного героя с демонической Альмой, что станет с могущественной корпорацией, ответственной за весь ужас, что мы наблюдали в первой части? Да и экшен должен был стать если не хуже, то хотя бы таким же красивым и безбашенным.
Но, увы, начиная с “F.E.A.R 2: Project Origin” (далее — FPO) серия медленно, но верно катилась ко дну. Нет, игра неплохая, но её решения в конечном итоге привели к тому ужасу, что мы видели в спорном триквеле, после которого франшиза навсегда распрощалась с игроками без права реабилитации.
Самое печальное, что FPO так и не расскажет игрокам, что же случилось с главным героем оригинала и его полу-мертвым братом. Плюс, издатели сразу заявили, что аддоны “Perseus Mandate” и “Extraction Point” — неканон, напустив тем самым и без того немало тумана в судьбу персонажей.
В тоже время FPO предлагает нам другую, свою историю, в которой нашлось места и вездесущей Альме и корпорации Армахем, члены которой даже в самой безысходной ситуации пытаются извлечь для себя выгоду.
(Внимание, дальше вас ждут спойлеры. Если боитесь узнать о всех сюжетных твистах, лучше сразу мотните к двум последним абзацам).
Главный герой — оперативник отряда “Темный сигнал” Майкл Беккет вместе со своим отряд получает задание арестовать одного из руководителей Armacham Женевьеву Аристид, которая прячется в своем роскошном пентхаусе. Прибыв на место, солдаты сталкиваются с сопротивлением местных наемников, посланных самой корпорацией для устранения всех ненужных свидетелей. Пока в мирке Беккета не происходит ничего необычного — обычный солдатский день.
Но вскоре герой узнает, что вся операция — ширма, цель которой захватить членов отряда “Темный сигнал” для каких-то опытов. Как только Беккет это понимает, происходит взрыв — тот самый из финала первой части — и вся операция мгновенно летит к чертям. Город Фрипорт сметает волной, тысячи людей уже никогда не увидят солнца, а Аристид, довольно потирая ручками, получает своё. Так заканчивается первый уровень.
Первое, что хочется сказать после первых двадцать минут игры — сиквел стал красивее. И речь не о графике, которая сделала заметный шаг вперед после первого F.E.A.R — настолько, что даже сейчас выглядит достойно, но и об окружении. Разработчики и дизайнеры провели огромную работу над ошибками и сделали мир ярче и полным деталей. Шагая по роскошным помещениям пентхауса, так и хочется рассматривать всякие картины, шкафы, мебель и прочий интерьер. На этот раз чувствуется, что мы блуждаем не просто по абстрактным коробкам, а по комнатам, где живет не какой-то там олигарх, а человек с властью и вкусом. И тоже самое касается не только первого уровня, но и остальных.
А вот что касается перестрелок, то тут все печально — враги заметно отупели. Если раньше они делали все, чтобы уничтожить главного героя (заходили за спину, кидали гранаты), то здешние больше предпочитают прятаться до последнего и отстреливаться, как крысы. Теперь это не бой, а самый настоящий тир с болванчиками. Почему так? А все просто — игру делали под консоли.
И дело даже не сколько в тугодумии врагов, сколько в самих уровнях — они стали более узкими, более коридорными. То есть ты заходишь в какой-нибудь зал, а там по повелению триггера залетает сразу десяток бойцов, которые тут же бегут в укрытие. Ты зачищаешь комнату, после чего идешь дальше, а там то же самое. И так до конца игры. Никаких больше испытаний, никаких больше попыток в тактику — чистая стрельба.
С другой стороны, бои выглядят насыщенно. Оружие стреляет, как настоящее, отдача заставляет вас постоянно не терять прицел, вы видите, как пули летят во врага, а тот корчится от боли. Да, экшен стал заметно упрощен, но ради зрелищности ему можно простить все недостатки.
Теперь вернемся к разнообразию уровней. Первый F.E.A.R можно было условно поделить на три части: в первой мы бегали по складам и заброшкам, во второй штурмовали небоскреб, в третьей вернулись к заброшкам и подземным лабораториям. То есть сюжет по необходимости забрасывал нас туда-сюда, при том, что сегмент с небоскребом занимал добрые 3/4 всей игры.
Тут же путь Беккета проходит через больницу, подземные арены, городские руины, школу, метрополитен и научный комплекс. Солидно, но беспокоится не стоит — все уровни строго дозированы по времени прохождения. То есть нет такого, чтобы какой то сегмент занимал час или два, а остальные минут по десять, нет.
И, что самое интересное, игра быстро проходится. Лично у меня повторное прохождение заняло не больше пяти часов при условии, что я играл на Steam Deck’е.
Сюжетное же обоснование всему этому путешествию есть, хотя оно и спорное. Не сказать бы, что первая часть как-то цепляла своей историей — главное там был бэкграунд, раскрываемый в записках и записях на диктофонах — но цель героя была понятна. Тут же мотивация персонажей если и есть, то раскрыта очень поверхностно. И тут даже бэкграунд не поможет.
Очнувшись в больнице, Беккет тут же решает найти своих. Что с ним произошло — не понятно, была какая-то операция, какие то видения голых костлявых девушек. Но главное, что больница пуста, персонал убит, а за героем следует отряд наёмников, который по-прежнему хотят избавиться от свидетелей. Так что нужно драпать, сверкая пятками. По пути Беккет таки находит своего напарника, но того тут же убивает какая-то нечисть, а видения с голой костлявой девушкой всё чаще и чаще затмевают ему разум. Вскоре он понимает, почему.
Оказывается, над членами отряда “Темный сигнал” провели хирургическую операцию, сделав их восприимчивыми к телепатии; после относительного успеха с Феттелом и его способностью на расстоянии управлять армией клонов, Армахем задумала расширить эксперимент и наделить этими же способностями специально подготовленных людей; коими и оказались солдаты “Темного сигнала”. Но у операции был один нюанс — носитель способностей невольно “привлекал” к себе Альму, которая только-только вышла из заточения и решила отомстить всем и вся. Если “носитель” не подходил ей, она его просто убивала. А вот на Беккета она положила глаз. А так как герой не очень хочет отвечать взаимностью мертвецу, ему нужно остановить призрака.
Помочь ему может некий “Змеиный кулак”, а тот сидит в лаборатории, где-то далеко. Поэтому Беккет кое-как воссоединяется со своими товарищами и покидает проклятую больницу (которая на деле оказалась подземным комплексом).
На улице герой видит последствия взрыва — руины, хаос, искореженные трупы тех, кому не повезло вовремя спрятаться. И призраки. Неупокоенные души тех, кто ещё не поверил в свою смерть и отчаянно пытается понять, что же происходит.
На мой взгляд “городские” миссий (важное нововведение сиквела, между прочим) — это лучшее, что есть в FPO. Помимо жутких атмосферных декораций нас ждут чуть ли не самые лучшие перестрелки. Тут нашлось места и обычному штурму, и снайперским дуэлям, и… даже мехе. Да, теперь нам разрешат управлять массивным экзоскафандром; правда, в эти моменты игра резко превращается в Painkiller. Враги прут тоннами, их тела разрываются под градом пуль и ракет, а на фоне играет драйвовый саундтрек. В эти моменты как-то забываешь, что играешь в, по сути, хоррор и просто наслаждаешься “мясом” после нескольких часов неуютных перестрелок в полутемных пространствах.
Вообще, в плане хоррора FPO стал заметно проще. То, что мы видели в первой части, здесь перенесено с материнской дотошностью — помехи на экране, жуткие скрипы, странные силуэты вдалеке, темнота, резкие звуки, фоновые шумы. Если играть в наушниках, то можно вообще забыть, что сидишь в теплом кресле у себя дома — настолько у игры мрачный, безысходный и полный загадок мир.
Опять же, если вас не напугали эти приколы в первой части, здесь они вообще не торкнут. У FPO есть другое преимущество — окружение. Точнее, история мира через окружение. Блуждая по опустевшим больничным палатам, по разрушенным домам или по метрополитену, волей не волей за что нибудь зацепится глаз. И тогда следы крови, трупы, пулевые отверстия на стенах или зловещие надписи нет-нет, да разбудят у игрока его внутреннего рассказчика и ему придется самому додумывать, что же здесь произошло. А уж градус услышанного будет целиком зависеть его от фантазии.
Пожалуй, больше всего в этом плане мне запомнилась начальная школа, куда Беккет заглянул в поисках “Змеиного кулака”. Чем-то напомнило знаменитую школу из первого Silent Hill — такие же пустые темные классы, вечное присутствие чего-то неизвестного, что давит вам на нервы, кровь, трупы, а на фоне — вполне обычный для такого заведения интерьер, будь то детские рисунки на стенах, памятки, плакаты. И именно тут игрока, чуть ли не единственный раз, постараются по-настоящему напугать резкими звуками и прочими безумными моментами, вроде ожившего трупа, играющего на пианино, мелодия которого будет рассекать гнетущую пустоту коридора.
И именно школа раскроет вам темные стороны деятельности Армахем. Оказывается, корпораты ещё давно ставили на детях негласные опыты с целью вывести потенциальных телепатов. В записках вам расскажут о классных часах, о непонятных мероприятиях, о внеплановых “прививках” и пищевых добавках. Родителям и детям было невдомек, что корпорация давно поставила их на карандаш, и пляшущие под их дудку учителя и медсестры, напротив, страдают от своей деятельности и ничего не могут сделать. Честно, под эту историю можно было сделать неплохую короткометражку или целый сериал приквел — настолько здесь ярко можно обыграть всякую конспирологию и борьбу с совестью; настолько страшными могут показаться люди, которые готовы ради своих целей пойти на самые крайние меры.
Но, к сожалению, после школы FPO резко забывает о своей пугающей составляющей и в оставшиеся два часа вываливает на игрока бесконечный и бессмысленный тир. Последующие уровни — метро, подземный комплекс и научная лаборатория — не могут похвастаться ни чарующей атмосферой, ни интересными моментами. Единственное, что именно здесь градус необъяснимого захлестнет и без того раскаленные нервы выживших членов “Темного сигнала” — один из оперативников просто возьмет и в беспамятстве уйдет прочь. Беккет отправился за ним, но как бы близко он не подбирался к напарнику — тот исчезал и неведомым образом “оказывался” в нескольких метрах от него; при этом ни солдаты, ни призраки на него не реагировали. Что происходит? Неужели, силы Альмы растут? Чего она хочет? И именно эти вопросы будут двигать нами до конца, но кроме этого в оставшейся трети игры ничего нет.
Перестрелки станут чисто “аренными” — нас будут запирать в просторном помещении и пачками вываливать одинаковых врагов. Первые несколько раз может ещё будет интересно, но дальше все это действо просто превратится в рутину. Я уж молчу о финальном уровне, который выглядит, как огрызок чего-то более глобального и продуманного. Ещё не успел отойти от типичной перестрелки на открытом пространстве, как на тебя резко вываливают финальный бой и такую же невнятную концовку.
Почему так? Неужели, из-за кадровых перестановок в Monolith и непростых отношений с издателями финальная треть кажется вымученной и безыдейной? Неужели, вместо долгожданного ответа на вопросы мы получим очередной клубок событий, объяснение которых оставят “на потом”? Тогда зачем нужен был FPO в принципе, если он мало того, что не отвечает на вопросы оригинала, так ещё и отсыпает свои?
В любом случае, как бы я положительно не относился к FPO, не хвалил его атмосферу и постановку экшен сцен, именно финальная треть портит всё блюдо. Попытки авторов угнаться за загадками с целью и дальше кормить фанатов продолжениями и аддонами в итоге провалилась — после триквела серия канула в небытие и лишь изредка вспоминается фанатами. Правда, вспоминают они первую часть, но про сиквел и триквел редко можно что-то услышать. Хотя бы положительное. Про триквел справедливо, это недоразумение даже в коопе проходить тяжело. А вот FPO имела все шансы если не затмить оригинал, то хотя бы встать с ним на одной линии. Не сложилось.
Хороший шутер, небольшая продолжительность (3-4 часа), атмосфера, окружение и раскрытие Альмы — вот и всё, за что я хвалю FPO.
Спасибо за внимание. Получилось немного сумбурно, но я впервые за всё время изливал свои ощущения как они есть, а не следовал шаблонам журнальных рецензий из нулевых.