Аналитики предсказывают, как мир развлечений перенесёт масштабную рецессию.
Ещё 11 марта издание Variety предположило, как пандемия Covid-19 может повлиять на развлекательный бизнес. Прогнозы были неутешительные, однако за неделю ситуация со вспышкой заболевания стала ещё хуже.
В США закрылись большинство кинотеатров, в отдельных штатах вводят полный карантин, а производство фильмов и сериалов полностью встало. Стране (и, скорее всего, всему миру) грозит рецессия, а индустрии — упадок невиданных масштабов. Сотни тысяч людей потеряют свою работу, и положение даже самых стойких корпораций вроде Disney или Universal может пошатнуться.
20 марта Variety выпустило новое расследование о влиянии коронавируса на западный мир развлечений — издание пообщалось с аналитиками и предположило, чем упадок может обернуться.
Сейчас вся индустрия развлечений задаётся следующими вопросами:
- Насколько болезненным будет увольнение работников индустрии с самыми низкими зарплатами?
- Насколько сильно вырастут финансовые потери?
- Как бизнес справится с беспрецедентным эффектом домино традиционного голливудского календаря?
Череда переносов и отмен ещё долго будет аукаться после 2020 года. Рынок скован — все инвестиционные пакты и сделки прекратились. В разговоре с Variety топовые исполнительные продюсеры признались, что пока ясно лишь одно — после упадка выживут сильнейшие.
Производство десятков сериалов, весомую долю которых составляют пилоты, прекращено — что, скорее всего, приведёт к окончанию золотого века телевидения.
Первыми жертвами непредвиденного кризиса Variety называет обычных рабочих — например, в тематических парках и кинотеатрах. Disney ещё может себе позволить их содержать, но компании поменьше уже нет: так, сотрудники отменённого фестиваля SXSW в Техасе вместо зарплат получили извещения об увольнении.
Но даже крупнейшие студии, сети телевидения и стриминговые платформы так и не рассказали, что будет происходить со съёмочными командами — а именно ассистентами и обслуживающим персоналом. В отличие от продюсеров, сценаристов и прочих высоких должностей, им не предоставили возможности работать из дома.
А что касается самих продюсеров, актёров и шоураннеров, в ближайшее время они столкнутся с «хаотичным периодом» переделки расписаний. Как отметили в Variety, инсайдеры ожидают, что некоторые проекты попросту отменят. Фильмы, которые должны были вот-вот выйти в прокат, отправятся в стриминговые сервисы.
По мнению аналитика Роба Гейбела, пост-коронавирусный мир столкнётся в том числе с упадком среди мероприятий, связанных с индустрией. Церемонии награждения, конференции, торговые выставки, крупные фестивали — их либо перенесут, либо отменят. «Трайбека», Канны и прочие ивенты уже точно не пройдут в свои привычные даты, а мероприятия рангом пониже, скорее всего, не пройдут вовсе.
И о каких местечковых фестивалях может идти речь, если даже мероприятие такого калибра, как Токийские летние олимпийские игры, может сдвинуться на год вперёд? Это огромная проблема не только для спортсменов, но и бесчисленных рекламодателей с партнёрами Олимпийского комитета. Телевизионные каналы платят огромные деньги, чтобы лицензировать показ игр.
Особенной головной болью перенос Олимпиады станет для NBCUniversal (Comcast), которая владеет правами на трансляцию вплоть до 2034 года. Корпорация надеялась «ворваться» на рынок стриминга, запустив свою платформу Peacock 15 июля, за неделю до начала игр.
Показ Олимпиады был одним из ключевых пунктов продвижения сервиса. Если её всё же перенесут, Comcast потеряет не только всю возможную прибыль и деньги, вложенные в рекламу, но и краеугольный камень стратегии запуска.
Несмотря на, казалось бы, благоприятные условия для развития стриминговых сервисов в условиях карантина, запуск HBO Max (WarnerMedia — AT&T) также под угрозой. Только здесь, в отличие от Comcast, ситуация другая — из всех крупных медиахолдингов AT&T больше всего полагается на займы.
Решение перенести старт проката фильмов, по факту, сливает многомиллионные затраты на глобальный маркетинг в трубу. Остаётся гадать, во сколько Universal обойдётся повторная рекламная кампания для «Форсажа 9», который сдвинули на апрель 2021-го. К тому же, выходит, что студия потеряла почти год в плотно набитом расписании релизов франшизы.
Никто не знает, когда откроются кинотеатры на двух крупнейших рынках США — в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и компании поменьше вроде Lionsgate, MGM и STX из-за этого столкнутся с провалом в обороте денег и краткосрочной прибыли.
Кризисная ситуация также заставит компании пересмотреть свои затраты на фестивали, конференции, торговые выставки, рекламные мероприятия и маркетинговые сотрудничества. И всё это на фоне недавних слияний и поглощений крупнейших медийных конгломератов (Disney, AT&T, Comcast) — корпорации до сих пор тратят большие деньги на реструктуризацию и погашение долгов.
Особенно плохо придётся тематическим паркам и прочим развлекательным направлениям, связанными с индустрией. «Диснейлэнды» во Флориде и Париже скоро закроются, а круизы Disney Cruise Line отложат.
Весь этот бизнес приносит огромные деньги Disney — в 2019 году их доля в прибыли составила 45 процентов. По словам аналитиков, каждый день простоя будет стоить корпорации от 20 до 30 миллионов долларов.
Как отмечают аналитики, вопрос не в том, случится экономический кризис или нет — а когда он произойдёт. Даже если коронавирус удастся взять под контроль в скором времени, рецессия ударит по кошелькам потребителей, которым придётся сокращать свои расходы. А ведь именно на их деньги и рассчитывает Голливуд.