Как воображение трансформирует повседневную жизнь

Как воображение трансформирует повседневную жизнь

По моему мнению, многие согласятся, что последние несколько лет стали свидетельством безумия, охватившего основную часть человечества, независимо от его социального статуса: от элит до низов. Можно списать все на то, что человек просто животное, движимое эмоциями и когнитивными искажениями. Однако я убежден, что во многом это можно исправить, если обратить внимание на такое явление, как дуализм восприятия, или, другими словами, иллюзию «внутреннего Я».

Содержание

  • Что такое «внутреннее Я»?
  • Почему иметь дуализм восприятия — вредно?
  • Тот, кто никогда по настоящему не рождался
  • Тот, кто не может решить умереть
  • Тот, кто не может существовать
  • Тот, кто не может находиться в самом себе
  • Что дальше?

Что такое «внутреннее Я»

Перед тем как приступить к обсуждению иллюзорности «внутреннего Я», важно определить, что именно мы имеем в виду под этим понятием. Часто такие слова, как «сознание», «разум», «личность», «внутреннее Я» используют как слова-синонимы одного явления. На мой взгляд — так делать не правильно и стоит разделить эти понятия:

  • Было бы странно говорить, что сознание это иллюзия, потому что наш разум явно имеет «особую» часть, заметно отличающуюся от обычных рефлексов. У сознания есть фокус внимания и оно активно участвует когда мы учимся чему-то новому.
  • Было бы странно говорить, что личность это иллюзия, если под личностью мы подразумеваем особенности человека. Люди не одинаковые. Различия существуют.
  • Было бы странно говорить, что разум это иллюзия. Любое живое существо заметно отличается от камня.
  • В отличие от «сознания», «разума» и «личности», наше «внутреннее Я» представляет собой объект восприятия — вымышленный персонаж, которого мы считаем собой. Такое явление мало чем отличается от тульпы, воображаемого друга или от фантазии, когда мы себя представляем героем книги, например Гарри Поттером. Основная разница нашего «Я» от фантазии в том, что такое «фантазирование» происходит как правило непроизвольно и является частью восприятия мира: нам кажется, что «Я» существует по настоящему, что оно реально, и что оно по настоящему страдает из-за «настоящих» причин.

Теперь, когда мы определились с тем, что такое «внутреннего Я», стоит задать вопрос: сможем ли мы обойтись без него?

Почему иметь дуализм восприятия — вредно?

К сожалению, тема недуалистического восприятия в основном удел различных «духовных» учений, что автоматически делает данную тему маргинальной. Поэтому получается забавная ситуация, что научный мир не особо торопится разоблачать эту иллюзию. Уже даже старение многие считают болезнью, а вот наличие некого «Я» в себе чем-то странным не видят, зато фантазируют, как они будут это мифическое существо переносить в компьютер.

Не получится пойти на ту же психотерапию, чтобы вылечиться от этой «галлюцинации». Не получится пожаловаться кому-то, что вам мерещится некое «Я», которое вы считаете самим собой настоящим. Никто по данной теме из мира науки вам не поможет. Ну а касательно «духовного» мира — с вероятностью 99.9% вы попадетесь на «инфоцыган» или сойдете с сума, обвесившись побрякушками и слушая различных гуру. Увы, в основном это «нехоженая тропа» (такие оказывается еще есть в 21 веке). Все, что касается внутреннего «Я», на данный момент находится на этапе «средневековья» и никаких нормальных исследований на данную тему по сути еще нет.

Обычно преимущество отсутствия разделения на «Я» и «Не Я» известны не только лишь всем из-за сложности испытать данное состояние. Однако, частные случаи частичного исчезновения дуалистического восприятия уже известны более широко и люди их испытывают чаще. Например, так называемое «состояние потока», когда можно на «автомате» импровизировать, рисовать, работать по дому, играть в спортивные игры и делать многое другое, по сути своей является частичным исчезновением разделения на «Я» и «Не Я». Еще частным случаем является способность читать «не читая», без слов в голове, сразу улавливая смысл прочитанного. Частичное исчезновение разделения на «Я» и «Не Я» знакомо многим, просто оно именно так обычно не интерпретируется.

У меня у самого однажды был очень яркий опыт, он же и самый первый, когда после попыток остановить внутренний диалог исчезла не только вокализация мыслей, но и ощущение «Я». Тогда мир для меня перестал разделяться на «Я» и «Не Я», и это длилось целых два часа (примерно).

Во время отсутствия разделения на «Я» и «Не Я» у меня не была утрачена способность понимать свое имя и границы тела. Так что могу уверенно сказать, что все навыки, которые мы традиционно приписываем к «Я», никакого отношения к иллюзии «Я» не имеют и будут работать и без шизофрении дуализма восприятия себя.

Наше «Я» нужно для другого — это защита от негативных переживании. Это иллюзия, которая искажает восприятие реальности таким образом, чтобы реальность воспринималась «приятнее». При этом можно жить и без искажения, так как данная защита — просто «детский» способ справиться с проблемами, не решая их. Во взрослой жизни данный «навык» эскапизма в фантазии во время «пожара» скорее вреден, чем полезен, и несет в себе больше минусов, чем плюсов.

Что мы теряем и какие проблемы имеем, когда находимся в дуалистическом восприятии:

  • Наличие «Я» делает невозможным находиться в «состоянии потока», что очень сильно снижает вашу продуктивность. Причем, речь идет не только про «состояние потока» во время использования хорошо выученных навыков, но так же и во время мышления (мысли «без слов»), во время диалога с другим человеком, чтения «без слов» и многое другое.
  • Наличие «Я» всегда подразумевает наличие роли. Это создает аналог «судьбы», которую вам вряд ли бы хотелось иметь, но к которой вы сами же и стремитесь. Зачем вам смотреть «сериал» своей жизни, на сюжет которого вы повлиять не можете и лишь вынуждены его терпеть? Все роли «Я» нужны для эскапизма от переживаний, без исключения. Поэтому абсолютно любые роли не подразумевают выхода из них, потому что созданы изначально для другого. Как итог — потерянные годы жизни на поиски «себя», подходящего партнера, на «ошибки» в том же бизнесе из-за самовредительства, низкая самооценка и прочие прелести ролей. Это очень существенный минус. Это очень большая плата за эскапизм от потаенных переживаний, которые проще было бы пережить в несколько этапов, чем бегать от них годами.
  • Наличие «Я» создает ограничения в плане возможности испытывать чувства, эмоции, так как «Я» представляет из себя разделение психики на две части. Все самое плохое помещается в персонажа или объект психики «Не Я», но вместе с этим и утрачивается способность воспринимать мир ярко, радоваться жизни, потому что источник позитивных чувств находимся там же, где и источник негативных. В итоге если в детстве вы еще испытывали чувство новизны, то уже в 18 оно может пропасть, а к 40 можно утратить какую бы то не было яркость восприятия.
  • Наличие «Я» создает «слепоту» восприятия, где некоторые эмоционально нагруженные темы обходятся стороной через наличие специфических представлений о реальности. Например, это может быть вера в сверхъестественное или наоборот, ярко выраженный атеизм. Это может быть мнение что американцы не летали на Луну, если оно является очень важным для человека. Это может быть даже борьба с «Эго» (автор статьи, заканчивай). Абсолютно все что угодно может стать эскапизмом. И это делает человека безумным в конкретной области, насколько бы его IQ не был бы высоким.

Тот, кто никогда по настоящему не рождался

Перейдем наконец-то к примерам разоблачения «Я».

Итак, когда человек родился, у него появилось тело, родители, крыша над головой. Затем появится имя, друзья и многое другое.

Однако, если мы можем сказать, что у человека «появилось» тело, родители и прочее, то значит и до рождения «кто-то» уже был, кто затем приобретает все это. Иначе у кого оно «появилось»?

Но это невозможно, потому что до рождения никакого человека еще не было. И если никого не было до рождения, то кто тогда приобретает тело, родителей, крышу на головой, имя и друзей?

Все решается очень просто — на самом деле понятия «моё» не существует, это просто ощущение, которое возникает как следствие дуализма — разделения на «моё» и «не моё», на «Я» и «Не Я».

В целом оно и очевидно — мы нигде это явление в самой материи не найдем, даже если будем ее изучать при помощи БАК. На атомах не написано, что они чьи-то.

Зачем нам нужно ощущение «моё»? Это ощущение делает объекты особенными: «Моё» имя, «Моя» куртка на теле, «Мои» родители, «Мой» телефон — теперь все эти объекты стали особенными на фоне остальных — они дают некое чувство комфортности бытия. Но правда в том, что они — просто существуют. Даже родители — просто люди. И даже ты сам — просто человек, которых миллионы.

Что произойдет, если в мире больше не будет особенных объектов восприятия? Что будет, если выйти из метро не на «своей» станции, а на обычной, «ничейной» станции, и затем пойти по обычной улице, а не «родной», одетым в обычную куртку, а не в «свою», и имея обычное тело, а не «своё»?

Что, если мы просто родились, и таких новых людей было сотни тысяч в тот год? Что если процесс рождения от нас никак не зависел? Что, если мы живем жизнь, не потому что ее выбрали? Что, если нет альтернативных вариантов, которые нам кажутся реальностью?

Что, если наша жизнь и течение той же реки имеет куда больше общего? Что, если в обоих случаях «никого» за явлением нет? Что, если всё это «просто происходит», и что на самом деле никто не выбирал рождаться, потому что никогда не существовало, не существует и не будет существовать «автора жизни» внутри нас.

Что, если ветер дует, солнце светит, река течет не потому, что в этих явлениях есть «кто-то», кто это выбрал? Что, если и мы тожепросто явление?

Может быть нам нужно ощущать особенность себя и всего, что с нами связано, просто потому что иначе страшно жить?

На это и стоит обратить внимание. Данный вопрос решается через снятие страха реальности. Этот страх — часть нас самих, а не что-то отдельное. Поэтому с ним вполне реально подружиться и больше не уходить в фантазии, где реальность нам мила лишь потому что в ней есть заведомо невозможные вещи, но которые дают нам иллюзию контроля, наличие альтернативного фантазийного выбора.

Тот, кто не может решить умереть

Предполагаю, что многим знакомо желание умереть: когда в жизни много проблем, то перспектива стать «ничем» начинает манить долгожданным облегчением.

И это тоже иллюзия, ведь чтобы испытать облегчение в следствии утраты жизни, нужно будет продолжить существование хоть в каком-то виде после собственной смерти, что невозможно. Облегчение после смерти испытать будет некому.

Предвкушение облегчения возникает потому, что мы выдумываем себе новую роль в виде «пустоты» и ставим себя на ее место. Это примерно также, как представить себя Гарри Поттером, только в данном случае роль более абстрактная. Так как у «пустоты» ничего нет — ни тела, ни проблем, то у нас возникает эмоциональная реакция на эту роль в виде предвкушения долгожданного облегчения.

Забавно, но даже если человек прожженный атеист и материалист, то он все равно будет подвержен этой иллюзии, словно верующий в загробное существование. Так происходит из-за отсутствия критической позиции по отношению к собственным чувствам. Эмоции — двигатель наших мотиваций, поэтому всегда стоит рассматривать причину их возникновения, а не слепо верить в то, что мерещится.

Таким образом мы не можем выбрать «не жить», точно так же как и не могли выбрать саму «жизнь» и сами себя изначально. Сама идея, что внутри нас есть тот, кто может выбирать жизнь или смерть, подразумевает отделенность этого «Я» от жизни, от тела.

Жизнь от нас не зависит. Мы просто живем, точно так же как ветер просто дует, а не потому что так ему захотелось.

Тот, кто не может существовать

Забавно, но мысль о собственном существовании лишена смысла.

Дело в том, что другой опыт, когда мы могли бы осознавать собственное не существование — просто невозможен чисто физически.

Сама идея о том, что «Я — существую», подразумевает возможность варианта опыта «Меня — не существует», который невозможен. Поэтому и вариант «Я — существую» тоже является фикцией.

Как такие иллюзии возможны, когда мы ощущаем наше «Я» на опыте будто оно реально? Все просто: то, что мы воспринимаем в себе как «Я», не тоже самое, что мы сами. Наше «Я» — просто образ, просто вымышленный персонаж, в которого мы играем. И главное свойство персонажа «Я» — у него всегда есть «пара» в виде объекта «Не Я». Поэтому стоит обращать внимание на обоих персонажей в себе — раздельно они не существуют.

Тот, кто не может находиться в самом себе

Вообще, иллюзия «Я» напоминает парадокс Рассела.

Суть парадокса Рассела в том, что множество не может содержать само себя. На примере физического объекта этот парадокс можно представить как коробку, которую положили в саму себя. По этой причине наше «Я» просто не может являться реальным человеком, кем оно нам кажется.

Более того: внутри чувственного опыта сознания просто нет и никогда не было чего-то еще, кроме чувственного опыта сознания. Это значит, что по настоящему с реальным разделением на «Я» и «Не Я» мы никогда дел не имели и буквально все, что внутри нас, является нами же. И так как ничего кроме нашего сознания нам больше не дано, то и смысла говорить о самом сознании тогда тоже нет: нет смысла искать «себя», потому что никогда никто не имел реального опыта отсутствия себя.

Что дальше?

Продолжение у статьи на подобную тему еще будет. А пока интересно посмотреть на реакцию читателей и понять, что больше всего вызывает вопросы, чтобы понять, о чем писать статью дальше.

Здесь же хочу отметить, что самого по себе выхода из дуалистического восприятия скорее всего будет мало, хотя и это уже по сути неподъёмная задача: большинство людей из-за страха разоблачения своего «Я» будут отрицать любые аргументы, любые знания.

Но даже если предположить, что случилось чудо, провели исследования, нашли простые и эффективные способы решения данной проблемы, то вряд ли это означает, что большинство людей, которые до перехода в новое восприятие соблюдали социальные нормы лишь из-за страха наказания, после перехода начнут себя нормально вести. Для них скорее обнажится миф о том, что никакого «родителя» или «Бога» на ними нет.

Поэтому самого по себе перехода видимо будет недостаточно. Людям нужно новое виденье мира, основанное на отсутствии разделения на «Я» и «Не Я». Это новое мировоззрение, как например, открытый индивидуализм, позволит обществу перейти от саморегуляции, основанной на страхе наказания, к пониманию, что раз никакого «Я» нет, то и не так важно, кто именно страдает, а кто счастлив, ведь все это существует одновременно.

Из иллюзорности «Я» выходит, что все страдание и все счастье живых существ представлены в реальности одномоментно. В целом это ожидаемый вывод, если мы исходим из материализма, а не из концепции «уникальности» (а следовательно — отделенности) души или «Я». Ведь если мы признаем самостоятельность реальности, что она за спиной не исчезает, то значит и чувства других живых существ тоже не исчезают от того, что мы их не чувствуем внутри себя.

Это очень важный момент, потому что он позволяет обосновать мораль на рациональных предпосылках, а не на мифах о наказании после смерти или на важности соблюдения правил перед сверх существом. Появится понятие, очень похожее на «карму», но которая делает плохо не когда-то потом, а в тот момент, когда ты причинять боль другому.

Нет никакого «Я», следовательно и нельзя тогда сопоставить себя в настоящем моменте с собой в прошлом. Мы буквально каждое мгновение словно заново рождаемся и исчезаем. Каждое мгновение у нас новый опыт. Идея, что его как-то можно сопоставить с «прошлым Я», найдя в нем «то самое Я» — иллюзорна. Поэтому и нет разницы, кто именно будет страдать, а кто будет счастлив: эти состояния будут существовать одновременно. Просто мы подменяем понятия «существования» и собственной оценки в чувственном опыте, словно не материалисты совсем.

Если посмотреть на реальность, то сейчас в ней все крайне печально — люди, находясь в фантазиях, что якобы они часть чего-то большего, и у них есть некий враг, готовы буквально убивать друг друга. Ради чего? По сути это все равно, как если в психушке кому-то мерещится, что он Наполеон. Просто обычно роли у людей не столь амбициозные.

По факту у человечества уже давно нет реальных причин для конфликтов. Есть только воображаемые. И это воображение однажды может стоит нам разрушенной экологией, разрушенной экономикой, а может и вовсе уничтожением всего живого на Земле. Пора с этим завязывать.

Источник

Читайте также