Вольфенштейн. Зов Блавковича

Печально, но факт: будучи фанатом Wolfenstein, я долгое время обходил вниманием игру 2009 года. Я с удовольствием пропадал в «Wolfenstein 3D«, несколько раз прошел “Return to Castle”, а ради “New Order” мне пришлось обновить аж целый комп, но оно того стоило. Единственной для меня “белой” вороной была “Youngblood”, и то потому, что прохладно отношусь к »сессионным” играм. А вот с версией 2009 года ну никак не получалось соприкоснуться. Возможно, дело в том, что игры не было в Steam, а может потому, что про неё вообще мало вспоминают. Многие мои знакомые на вопрос об игре просто пожимали плечами и говорили: »ну вышла и вышла”.

Шел 2023 год, и я понял: пришла пора закрывать гештальт! А заодно понять, действительно ли игра заслуживает такого забвения и радио тишины.

Спойлер: НЕТ! «Wolfenstein 2009» — ядреный шутер в духе своих праотцов, который пал жертвой эпохи. Времени, когда разработчики в угоду популярности Xbox 360 и PS3 намеренно упрощали геймплей, что вообще никак не подходило такому ветерану, как “Wolfenstein”. Но хуже игре от этого не стало, хотя бы потому, что она грамотно адаптировалась под веяния “консольных” технологий. И даже такой она мне понравилась, и даже такой я заслуженно её считаю частью серии.

***

Сюжет игры, как и его предшественников, звезд с неба не хватает, но развлекает не хуже последних частей. Очередная группа нацистов проводит странные раскопки где-то у города Айзенштадт, и правительство США отправляет своего лучшего агента — Уильяма “Би Джея” Блажковича — узнать, что к чему, и, по возможности, сорвать планы врагов. В лучших традициях серии окажется, что раскопки проводились с целью открытия портала в мир “Чёрного Солнца”, дабы использовать его силу для планомерного захвата Земли. А стоял за всем этим наш старый знакомый Вильгельм Штрассе, он же “Череп”.

Несмотря на название (без заголовка, без нумерации), которое намекает не то на перезапуск серии, не то на ремейк, «Wolfenstein 2009» — сиквел «Return to Castle…” и предшественник “The New Order”. Чтобы понять сюжет, вам не надо проходить старые игры, ибо здесь та же ситуация, что и с фильмами про Бонда — смотреть можно, но многие отсылки, а также явления злодеев просто пройдут мимо ваших эмоций. Ну кто такой “Череп”? Очередной старый нацист, который хочет зла? Чем он лучше других злодеев? Но именно он гадил нам в тапки в игре 2001 года и тогда чудом избежал расправы. Тут решил отыграться, но в итоге получит таких же живительных “пи…”, а потом в лучших традициях какого-нибудь Фантомаса пообещает расквитаться с героем и уйдет в закат.

Вообще, подробно разбирать сюжет — дело бесполезное. Он просто есть, простой и прямой, как туалетный ёршик. Есть крутой немногословный герой (Би Джей научился отвечать на вопросы, правда пока в кат-сценах), есть очередной злодейский злодей, есть парочка “вотэтоповоротов” и традиционное спасение мира. Всё. Вот, буквально, всё. Никакой глубины, никаких пафосных драматичных сцен или нравоучений, ничего. На его фоне даже “The New Colossus” выглядит “кинцом”, снятым профессиональным режиссером. Можно, конечно, закопаться в записках и там проникнуться местным лором, но не более.

Другое дело, что история теперь воспринимается несколько по-другому. Напомню, что “Return to Castle… ” при всей его некромантии и колдунами ну как не смахивал на серьезный мистический боевик, а здесь сценаристы сделали брови домиком и попытались превратить типичные приключения Блажковица в суровый триллер. Тут вам и предательства, и потеря верных товарищей, и суровые будни сопротивления Айзенштадта, где умереть может каждый в любой момент. И даже когда герой берет штурмом старый замок, в глубине которого скрыто супероружие, его верные соратники без тени сомнения мчатся в “ура-атаку” за своего предводителя. После ехидной атмосферы “The New Colossus”, подобное смотрится очень необычно и, наверное, свежо.




***

Не трудно догадаться, что “Wolfenstein” — чистый шутер, динамичный, местами хардкорный, и в целом изобретательный. Да, в угоду разработки под Xbox или PS геймплей заметно упростили: добавили радар, авто регенерацию, чекпоинты (никаких больше quick save) , сделали локаций более узкими и коридорными; а также существенно снизили интеллектуальную способность местных врагов. Да и вообще на первых порах игра смахивает на очередной клон “Call of Duty”, чего уж греха таить. Но это неудивительно — многие шутеры того времени пытались достичь формулы CoD, а тут ещё и издатель Activision.

Но уже после первого часа игра выдает первый, по-настоящему интересный сюрприз — спецспособности. Благодаря старинному “тулийскому амулету”, который Би Джей находит в раскопках, он получает возможность “проникать” в мир тени, чтобы находить скрытые проходы; замедлять время; усиливать мощь огнестрела; и создавать вокруг себя щит. Естественно, способности открываются постепенно в совокупности с ростом уровня сложности. На первых порах игроку будет достаточно замедления времени, а вот ближе к финалу “усиление” станет для него спасительным нектаром.

А в основе этого всего перестрелки. Если вы соскучились по спинно мозговому шутеру или просто мечтаете расслабиться после нудного рабочего дня, “Wolfenstein” 2009 года — то, что вам надо. Врагов — неприлично много, они лезут отовсюду, постоянно норовят закидать Би Джея гранатами, да и вообще портят вам жизнь; однако и умирают с пол-тычка. И если с простыми солдатами всё более-менее понятно, то когда на арену выходят какие-нибудь убер-огнеметчики или “зомби” (трупы, одержимые духами) , то бой резко превращается в испытание на психику. И вот тут как раз пригодятся всякие сверхъестественные примочки, без которых порой невозможно. Против немок-акробаток, которые носятся по карте, как угорелые, хорошо пойдёт замедление времени, а против зомби или огнеметчика — усиление. Насчет щита ничего хорошего сказать не могу, потому что использовал его строго “по сюжету”.

Вот ситуация — вам надо пройти до точки А, но на узкой улице засели враги, их много, и бьют они метко, а сама перестрелка растягивается где-то минут на пять. И вот вы всех убили, добежали, а потом решили вернуться обратно, и… Да, снова те же наци. Может другим составом. Спрашивается, и какой смысл вообще вступать в эти нудные перестрелки раз за разом? Потому что одно дело зачищать какую-нибудь сюжетную локацию, а другое — раз за разом “пылесосить” одну и ту же улицу. И превращается это всё в обыкновенную рутину — вязкую, неинтересную, тоскливую. Почему разработчики не сделали сегменты в городе этаким хабом, где можно было бы отдохнуть от насыщенных боёв? Зачем лишний раз усложнять игроку жизнь этой беспробудной тоской? Вопрос риторический.

Зато на выбор вам целый арсенал, который магическим образом помещается в кармане героя. На выбор тут и традиционный огнестрел (МП-40, МП-44, Kar98k), и футуристические игрушки, вроде тесла-пушки, фотонного лазера и даже местный аналог BFG… который не спасает даже во время финальной мясорубки. Плюс, всё это можно “прокачивать” за драгоценное золото, которое ещё нужно найти. Мелочь, а приятно.

Конечно же, никуда не делись традиционные для серии замки и лабораторий, в которых вас ждут чересчур насыщенные сражения. Больше всего запомнилась подземная тюрьма, где содержались измученные опытами людьми, которые если и живы, то совершенно не интересуются вами. Потому что именно здесь по-настоящему чувствуется весь ужас и бесчеловечность немецких ученых, которые пойдут на всё, лишь бы привести собственную нацию к величию.

***

Вывод прост: “Wolfenstein” 2009 года — достойное “дитя” своего жанра. Пусть вас не смущают “консольные” примочки или рутинные перестрелки в городе, эта игра — один большой безостановочный аттракцион в декорациях Второй Мировой, где вы в роли супергероя должны положить конец злобным нацистам; и даже монстры вам не помеха. Оттого и обидно, что игра забылась даже собственными издателями — Activision по какой-то причине не торопится выкладывать игру в цифровом магазине, и даже если там есть какие-то юридические примочки, никто не пытается их решить.

А ведь игра стоит того, чтобы даже в 2023 году её запустили на своих компьютерах и просидели за ней пару-тройку вечеров. Потому что таких драйвовых шутеров, где нет ничего лишнего, кроме крутого молчаливого героя и злобных нацистов, сейчас ой как не хватает.

 

Источник

Блавковича, Вольфенштейн, Зов

Читайте также