Ода «Сиянию» и реквием по книге.
«Первому игроку приготовиться» кино неравномерное. С ним как на американских горках. То ты взлетаешь в небо вместе с экшен сценами, то падаешь вниз вслед за сюжетом. И дело не в пресловутом выражении «книга лучше», нет. История, рассказанная в фильме, хоть отчасти следует фабуле романа, но как самостоятельное произведение работает из рук вон плохо. Как бы там ни было, сравнения с книгой не избежать. Роман Эрнеста Клайна популярен, хорошо написан, и необычен. Фильм, названный экранизацией, весьма отличается от оригинала. Плохо это или нет – решайте сами.
Для начала стоит сказать, что вслед за сюжетом изменились и персонажи. Спилберг изначально объединяет героев, которые в книге довольно долго притираются друг к другу и соперничают между собой. В фильме, сделав ставку на дружбу и взаимопомощь, он упускает важную вещь – азарт и поиск пасхалок. Фокус смещен так, что герои изначально борются с корпорацией IOI. Ее образ в ленте демонизируют, и пытаются придать ей «лицо» с помощью многочисленных персонажей, половина из которых не «выстреливают» оставаясь куклами, то радеющими на компанию, то, вдруг, радующимися победам героев.
Корпорацию IOI, великую и ужасную машину по переработке человеческих жизней, сделали почти комедийной частью фильма. Ее «лицо» Нолана Сорренто выставляют опереточным злодеем, способным разве что на три с половиной плоских шутки и пару беззубых угроз, испугаться которых может разве что ребенок. Если в книге он таинственный и пугающий человек, способный на убийство, равнодушный ко всему всевидящий и беспринципный злодей, то в фильме скучный менеджер, не знающий как справится с кучкой подростков. И это при условии, что в фильме у IOI больше возможностей найти и избавится от Парсифаля и его команды.
При этом «война» с корпорацией подана со всей серьезностью, герои хотят построить новый мир, свободный от влияния IOI как виртуальный так и реальный. И всё это выглядит наигранно. «Сопротивление» — сообщество, которое борется против IOI, в одном эпизоде подается как влиятельная организация, а в другом как сборище подростков, неспособных отследить жучки или замаскироваться от IOI. Сцены, связанные с «Сопротивлением» , не несут в себе никакого смысла, а от детского бунта против взрослых тянет в сон, сюжетно не раскрыто, но ему отдано экранное время.
Теме борьбы вообще отдано неоправданно много времени, если в книге это вплеталось в другую сторону сюжета, стремлению найти пасхалку и победить, то в фильме, это выглядит как детская версия «Мистера Робота». Мы воюем с гигантской корпорацией, но власти на нас плюют, а полиция приезжает только в финале, чтобы поаплодировать героям. Эти дыры в сюжете, как-то не «читались» в книге, но в фильме, из-за фокуса на войну с IOI выплывают на поверхность и довольно сильно раздражают.
Джеймс Холлидей, странный, и замкнутый человек, выглядит немощным стариком даже в Оазисе. Им не хочется восхищаться, его ходу мыслей не удивляешься, а от монологов только в сон тянет. И это проблема не кастинга, а диалогов. С лентой «Первому игроку приготовиться» можно легко сыграть в «угадай следующую фразу, которую скажет герой», настолько скучно прописаны диалоги персонажей. Не удается избавиться и от штампов вроде «с тобой всё в порядке?» и прочего. Заметно это в сценах связанных с реальностью, в виртуальном пространстве герои общаются по-человечески и не смущают пафосными фразами.
Несмотря на это, жемчужина фильма – эпизод, происходящий в декорациях фильма «Сияния» Стэнли Кубрика, вытягивает все глупости и неловкие кадры. Это очень бережное, и тоже время, необычное прочтение ленты Кубрика. Оно как нельзя лучше говорит о том, чему на самом деле была посвящена книга – о любви к играм, комиксам и кино. В книге, Уэйд попадал в «Военные игры» с Мэттью Бродериком и полностью отыгрывал роль главного героя, получая очки за каждую правильную реплику.
В ленте Спилберга герои все вместе попадают в отель из «Сияния», а основные события в нем, происходят с героем, который не знаком с фильмом. И это самая удачная находка, сочетание всеми узнаваемой картины и полного недоумения «попаданца», создают одновременно пугающую и комедийную атмосферу, заставляя зрителя улыбаться и даже невольно подсказывать герою. Это очень сильный и тёплый эпизод, наполненный ностальгией, романтизацией фильмов прошлого века. Жаль, но он такой один, с играми этого не происходит, даже эпизод, связанный с Atari 2600 и игрой Adventure не вызывает таких чувств – сказывается всё тот же смещенный фокус, монтаж и сцена построены неправильно, а чувства вовлеченности и сопереживания она не вызывает.
Еще один плюс, как это не удивительно – формат 3D. Честно, со времен «Фантастических тварей» я не припомню такого удачного, удивительного приключения, исполненного в этом формате. Все эффекты, приемы, графика, всё, что происходит в Оазисе, просто заточено под 3D. Это первое, что действительно захватывает в ленте, и вместе с героем чувствуешь как погружаешься в прекрасный мир Оазиса. Возможно, это напомнит вам первую игру, которую вы увидели в 3D или первый фильм, увиденный вами в этом формате. С детским восторгом смотришь, как в лицо летят монеты, выпадающие из погибших героев, а что-то в груди ухает вместе с Артемидой и Парсифалем во время танца над бездной.
Изящно сделан и так называемый «Альманах Анорака», дневник с заметками о видеоиграх, книгах, фильмах, комиксах, всем, что вызывало у Холлидея интерес. В фильме это огромный музей, с видеоинсталяциями из жизни разработчика, огромной библиотекой и харизматичным экскурсоводом. Эта локация говорит о любви и уважении к Холлидею больше, чем диалоги и закадровый голос Уэйда, он и вправду выглядит масштабным и величественным памятником создателю Оазиса.
От желания упростить и сместить акценты сюжета больше всего пострадали загадки, изложенные в книге подробно и интересно, в фильме они нечто проходное. Планету школ «Людус» показывают только в одной сцене, а эпизод, где Уэйд получает последний ключ, снят так, что следишь не за ним и его преодолением испытания, а за другими героями, занятыми, впрочем, не слишком интересными вещами. И так со всем, фокус на «борьбу» героев со злобной корпорацией не идет на пользу истории, это только выматывает и отвлекает. Если поначалу с удовольствием погружаешься в виртуальный рай Оазиса, упиваешься отсылками, динамичными, захватывающими сценами, то во второй половине фильма терпеливо ждешь, пока злодеи отговорят свои «злодейские» монологи, а герои переключатся с занудного подросткового бунта на поиск ключей и решение загадок.
Неважно любите ли вы книгу, или просто хотите посмотреть фильм, «Первому игроку приготовиться» способен удивлять и цеплять картинкой, но сюжет, герои и «ядро» ленты – любовь к массовой культуре, всё это претерпело изменения не в лучшую сторону. Стремясь упростить картину и охватить большую аудиторию, Спилберг снял поверхностную историю, но проиллюстрировал ее удивительно и ярко.
Источник: DTF