Военное искусство поздней Византии. Часть 1

Война и императорская пропаганда.

Период 1204-1453 годов был временем смуты и бесконечных войн.

В этот период, в котором война, а не мир рассматривались как естественное состояние многочисленных мелких политических образований Балкан и Малой Азии, привел многих византийских авторов к тому, что военный конфликт рассматривался как нечто неизбежное. Они также приходят к выводу, что в политически раздробленном мире дипломатия не может принести мир.

Военное искусство поздней Византии. Часть 1

Философ, писатель и близкий сподвижник византийского императора Андроника II Феодор Метохит возглавлял многие мирные переговоры и дипломатические миссии в Сербии. В своих трудах он выступал против любых дипломатических отношений с турецкими княжествами в Малой Азии. Он рассматривает турок как кочевой народ, подвижное общество, лишенное какой-либо централизованной политической организации. Если бы византийцы имели дело с централизованным государством, как он утверждает, дипломатия могла бы привести к решению. Однако, поскольку многочисленные турецкие княжества были небольшими политическими образованиями, дипломатические отношения с ними были бесполезны.

Метохит приходил в своих трудах к выводу, что все люди любят легкую наживу и ради этого они воюют.

То, что военный конфликт считался неизбежным, в то время как дипломатия не могла обеспечить прочного мира, выражено в трудах монаха, учителя и дипломата Максима Планудеса. В императорской речи, которую он составил в 1294 году для коронации императора Михаила IX, Планудес замечает, что император всегда должен подозревать мотивы своих врагов при ведении дипломатических переговоров. Он добавляет, что император должен обладать значительной армией, включающей даже крестьян и пастухов, большой местной и наемной кавалерией, мощным флотом и большим военным бюджетом.

Как и с Метохита, на взгляды Плануда о войне и дипломатии повлиял конфликт между Византией и турецкими княжествами в Малой Азии.Идея о том, что империя была окружена врагами и нуждалась в постоянной армией была главным идеологическим инструментом. Война представлялась как неотъемлемая часть жизни правителя. Когда возможны договоры и соглашения, император должен охотно вести переговоры о согласии в духе милосердия.

В первом десятилетии XIV века филолог и учитель из Фессалоники Фома Магистр составил труд, в котором он утверждал, что большинство сражений являются результатом несправедливости. Из-за несправедливости, нанесенной империи, император вынужден участвовать в сражениях, чтобы защитить свой закон. Невозможно наслаждаться миром, не будучи воинственным. Кроме того, Магистр восхваляет людей, обученных военному искусству, и приходит к выводу, что, будучи окруженным таким количеством врагов, император вынужден быть воинственным, если он хочет мира.

Милитаризация императорской канцелярии была тесно связана с появлением военной аристократии как правящей элиты Византии в XI веке, когда императоров стали восхвалять как преданных воинов. До тех пор, за исключением Никифора II Фоки, воинские достоинства императорского образа не восхвалялись. Вместо этого император, как правило, был представлен в качестве миротворца.

Тем не менее в поздней Византии военные достоинства императоров подчеркивались гораздо интенсивнее, чем в прошлом. Более того, на протяжении всей византийской истории война была государственным вопросом. Долгом правителя было организовать оборону империи и командовать ее армией.

Изучение имперской пропаганды Византии и ее риторики показывает, что у разных императоров были разные приоритеты, которые часто были противоположны их предшественникам. Например, Михаил VIII сосредоточился на завоевании западных территорий, которые принадлежали империи до 1204 года. Следовательно, имперская пропаганда подчеркивает идеологическое значение его войн на Западе, которые преподносились как справедливые войны за восстановление имперской территории. Его преемник Андроник II проводил иную политику и сосредоточил свои военные усилия на обороне Малой Азии от турок.

 

Источник

Читайте также