Ритм и пауза — важнейшие инструменты в арсенале поэтов, сценаристов, режиссеров — да вообще всех творцов. Почему?
Человек – существо изначально ритмичное. С самого рождения в нем живёт ритм нашего пульса. Умение слышать, различать и интерпретировать ритм было залогом выживания. Искусство научилось превращать эту естественную склонность в важный инструмент воздействия. Но как именно оно управляет нашим вниманием и эмоциями?
Что такое ритм?
Прежде всего, ритм – это определенная структура, внутри которой развивается действие. Помимо микро-ритмов, в каждой монтажной фразе или эпизоде существует более общий, глобальный ритм фильма. Многие режиссёры на подготовительном этапе работы над фильмами рисуют своеобразные графики развития действия и эмоций, на которых видно, как насыщенные действием, полные информации сцены в фильме перемежаются более спокойными.
Ритм может быть монотонным, динамическим или на первый взгляд хаотичным, но он всегда присутствует в каждом произведении.
Ритм каждого эпизода задаёт определенное настроение, настраивает зрительское восприятие, контролирует наше внимание. От того, какой ритм задаёт автор, мы испытываем определенные эмоции. Это легко прочувствовать на примере стихов.
Так звучит ода Ломоносова:
А так — «Онегинская строфа» Пушкина:
От характера ритма зависит то, какую именно эмоцию будет чувствовать зритель. Монотонные, репетативные ритмы затягивают зрителя и характерны для триллеров и фильмов ужасов. Стоит, например вспомнить кадры из фильма «Сияние» Кубрика, когда маленький Дэнни едет по бесконечным коридорам отеля на своём маленьком велосипеде. Движения мальчика, поток проносящихся мимо дверей, всё это оказывает почти гипнотическое влияние на зрителя. Затем появляется самая сильная ударная доля в этом эпизоде – появление близняшек. И пауза.
Вставить слёзы здесь
Пауза похожа на знаки препинания в предложении, но помимо того, что она может разделять разные по настроению эпизоды, пауза даёт зрителю возможность пропустить через себя ту эмоцию, к которой его готовил ритмический рисунок эпизода. Если сказать, что ритм — это энергетика эпизода, то пауза становится местом, где вся эта энергия выстреливает.
Можно вспомнить две сцены, которые наверняка нанесли многим неизлечимую душевную травму в детстве – смерть мамы Бэмби и смерть Муфасы.
Оба эпизода выстроены сходным образом:
И медленные долгие планы, которые навсегда оставят шрамы в душе зрителя:
Именно пауза позволяет зрителю прочувствовать важность момента, ощутить полноту заложенной эмоции и посопереживать герою.
Как сделать движения понятными
Анимация во многом полагается на ритм и паузу в общении со зрителем. Движения персонажей в кадре анимационного фильма в высшей степени рукотворны. Аниматоры тщательно подбирают тайминг каждого движения, потому что в том числе от его ритма зависит то, как зритель воспримет действия каждого персонажа. Пауза здесь тоже играет ключевую роль – она позволяет зрителю оценить движение и произведенный им эффект, кроме того, она выполняет и вполне утилитарную функцию – разделяет разные движения, делая сцену более читаемой и понятной.
Особенно ярко это заметно в таком явлении, как сакуга. Сакуга – понятие из японской анимационной индустрии, обозначающее высокобюджетную сцену с высочайшим уровнем анимации. Обычно это очень насыщенные действием экшн сцены, включающие битвы и разрушения.
В боевых сценах персонажи обмениваются сериями быстрых ударов. После цепи стремительных выпадов следует мощный удар и затем пауза в виде слоу-мо, после чего персонажи вновь ускоряются. Подобный приём можно заметить у многих аниматоров, потому что это делает размашистую и быструю анимацию более понятной для зрителя и к тому же усиливает эффект от ударных долей, позволяя прочувствовать вложенную в движение энергию.
Ритм и пауза как источник юмора
Что человек считает смешным? Что вызывает у нас улыбку? Смех – это реакция на неожиданное событие, переворот в привычном. Ритм задаёт нам правила игры, рамки нормы для конкретной сцены. И когда эти правила нарушаются, возникает смешное. Для того, чтобы отреагировать и отсмеяться, зрителю необходимы паузы.
Обратите внимание на то, как работает речь в ситкомах. Быстрая переброска репликами или стремительно выпаливаемый монолог, затем маленькая пауза перед панчлайном (финальной, добивающей фразой в шутке) и затем пауза подольше — чтобы зрители и персонаж могли отреагировать. При этом у каждого героя есть свой ритмический рисунок и темп, с которым он разговаривает. Например, в сериале «Клиника» («Scrubs») доктор Кокс обладает уникальной манерой очень быстро и экспрессивно бранить каждого попадающегося ему под руку несчастного. Большая часть юмора содержится не столько в словах, сколько в ритмической манере подачи монолога.
Работающие над диалогами в ситкомах сценаристы, если они, конечно, профессионалы, очень серьёзно подходят к ритмизации своих текстов. В основном она достигается за счет использования ключевых слов и фраз, которые несколько раз повторяются в диалоге, превращая его в подобие рифмы. Как пример можно взять диалог Барни Стинсона и Теда Мосби из ситкома «Как я встретил вашу маму».
Ритм в кино
Ритм и пауза являются универсальными инструментами любого произведения искусства. Каждый автор использует их силу для управления вниманием зрителя и его эмоциями. Но некоторые позволяют ритму не просто обслуживать идею, а играть главенствующую роль в повествовании. Одним из таких творцов является режиссёр Уэс Андерсон.
Фильмы Андерсона достаточно сюрреалистичны по сюжету. Персонажи часто гротескны, а их действия абсурдны. Для того, чтобы удерживать зрительское внимание и собрать всю эту конструкцию в хорошее повествование, Уэс Андерсон полагается на ритм.
Уэс в своём кино стремится подчеркнуть рукотворность происходящего, он снимает не обычные фильмы, а скорее что-то среднее между театральной пьесой и заводной музыкальной шкатулкой. Каждое его режиссёрское решение подчинено ритму — кадра, действия, повествования.
Его работам свойственна симметричная композиция с главными акцентами в центре кадра или рядом с центром.
В кадре всегда много сходных элементов, составляющих своеобразный ритмический узор мизансцены. Пространство в фильме «Отель Гранд Будапешт» начинено огромным количеством интерьерных деталей. Они задают настроение сцены (как, например, оленьи головы и ружья в гостиной мадам Дегофф-унд-Таксис, явно намекающие на враждебность находящихся в ней людей), и направляют внимание зрителя на главных героев.
Также чрезвычайно ритмичны движения персонажей в кадре. У каждого героя есть своя особая, выверенная походка. Часто в фильмах Уэса повторяется элемент, когда несколько персонажей идут друг за другом по горизонтали через весь кадр.
Кадры из фильмов «Отель Гранд Будапешт» и «Семейка Тененбаум»