Возрадуемся, господа и дамы! В 2019-м году вышло много отличных фильмов.
Среди них – развесёлые блокбастеры от огромных студий, итоговые картины старых мастеров, дерзкие дебюты. Сознаюсь в страшном грехе: я не видел ВСЕ важные (на мой взгляд) картины года – на что-то не хватило времени (простите, «Грех» Кончаловского и «Предатель» Беллоккьо), на что-то – желания, а что-то до наших широт доберётся только в следующем году («Маяк», плак-плак).
Однако список лент, до которых мне удалось дотянуться, всё равно получился внушительным. Из них я выбрал только самые-самые. С этой подборкой и предлагаю ознакомиться уважаемым читателям. В дайджесте – только игровые фильмы, снятые в 2019-м году. Для интереса чтения все шестнадцать картин объединены в тематические пары. Многие из них вы видели, о других слышали. Но, возможно, откроете для себя и парочку новых названий.
Почему именно шестнадцать фильмов? Изначально я хотел сделать четырнадцать, но в итоге получилось шестнадцать.
И да – список строго субъективный, как, в общем-то и любой подобный список.
True Neutral. Кино без героев и злодеев
Брачная история (Ноа Баумбах) Оптимистичная драма о разводе. Бывшие супруги Барберы, Чарли и Николь, хотели мирно разбежаться, но ничего не вышло. Расставание быстро превратилось в болезненную войну за имущество, право опеки над ребёнком и собственный жизненный уклад. Кто прав, а кто виновен? Оба, и никто. Да и зачем искать виноватых? Главное – разобраться в собственных эмоциях и не повторять старые ошибки. А там, глядишь, и жизнь наладится.
Отверженные (Ладж Ли) Напряжённая история о районе, когда-то описанном Гюго в одноимённом романе. С тех пор изменилось немногое – в Монфермее по-прежнему царят нищета, преступность и произвол властей. Впрочем, режиссёр не торопиться занимать сторону в конфликте. Он напоминает: система (как полицейская, так и криминальная) тупа, но люди на то и люди, чтобы уметь договориться. А если принцип кому-то дороже человека? Что ж, вспоминаем классика: предрассудки – вот истинные воры, пороки – вот истинные убийцы.
Любо, братцы, любо. Суровое кино с золотым сердцем
Братство (Павел Лунгин) Фильм про Афган без экзальтированного разрывания тельняшки на груди. Кино не столько про саму войну, сколько про запутанные отношения людей в боевой зоне. Вместо упрощения мировоззрения до формулы «убей или умри» здесь происходит его бесконечное усложнение, очеловечивающее всех участников конфликта. Восток – дело тонкое. Сегодня он тебе приятель и импортный магнитофон продаёт, а завтра глотку режет. Ведь этакий народ!
В погоне за Бонни и Клайдом (Джон Ли Хэнкок) История про двух бывших техасских рейнджеров, нанятых для поимки знаменитой отмороженной парочки. Впрочем, это не просто крепкий экшен или бенефис дуэта Костнер-Харрельсон. Это ещё кино о смене эпох (главные конкуренты следопытов – самодовольные агенты ФБР с прослушкой телефонов), а также размышление о долге, чести и мирской славе. Ну и о том, как все эти замечательные вещи стремительно теряют значение перед лицом смерти.
Иосиф и его братья. Грандиозные киноэпопеи
Ирландец (Мартин Скорсезе) 3,5-часовой эпик о мафии, снятый Скорсезе как автором «Молчания». Вместо сеанса ностальгии по криминальным картинам прошлого – суровая католическая отповедь и гангстерам, и гангстерскому кинематографу. Жизнь мафиози показана рутиной для человека без воображения и совести. Когда престарелый герой Де Ниро безуспешно молит о прощении Господа, чувствуешь, как то же самое, но горячо и искренне, делает сам Скорсезе.
Мстители. Финал (Энтони Руссо, Джо Руссо) Трёхчасовой эпик о супергероях, подводящий итог 11 годам существования киновселенной Marvel. Конечно, фильм такого размаха просто не мог быть на сто процентов опрятным. Главное другое: в центре внимания тут уже давно не аттракцион и не эпическая финальная битва (хотя битва классная). Драма семьи Таноса не менее интересна, чем коварный план Таноса. Личные сомнения Тони Старка важнее сомнительного плана Мстителей. А ещё это оптимистичная сказка, герои которой в буквальном смысле отменяют смерть – по крайней мере, в этот раз.
Но я другому отдана. Кино про несчастливую любовь
Атлантика (Мати Диоп) Мистический неореализм с берегов Сенегала. Девчонку Аду выдают за богача Омара, а её возлюбленный Сулейман пропал в море. Привычное дело, грустная история из грустной Африки. Но потом в банальный ход жизни вторгаются потусторонние силы. Только они способны восстановить справедливость, наказать вороватого застройщика и вернуть Аде счастье. Впрочем, для чернокожей Золушки правила менять не стали: ровно в полночь карета превратится обратно в тыкву.
Портрет девушки в огне (Селин Сьямма) Деликатная историческая драма про художницу, которой заказали портрет загадочной аристократки. Пока между героинями строго официальные отношения, кино подражает старинной живописи. Но когда вспыхивает искра страсти, история делается на диво современной – с сексом, наркотиками и клавесином. Именно эта современность подачи делает фильм таким пронзительным: со своим романом девушки неблагоразумно поторопились на два века.
Я брат твой. Кино про маленького человека
Джокер (Тодд Филлипс) Самый обсуждаемый фильм года. Попытка примирить супергероику и драму. Превосходный генератор мемов. Порой чересчур топорная, но всё-таки мощная история. С гениальным Хоакином Фениксом в главной роли. Американцы всё никак не решат, кто же такой Артур Флек – зарождающийся альт-райт или стихийный борец с системой? Только мы знаем правду. Он – новый Акакий Акакиевич, сменивший тусклую шинель на стильный клоунский костюм.
Последний чёрный в Сан-Франциско (Джо Талбот) Поэтический кинодебют об уходящем прошлом и напрасных надеждах. Главный герой фильма, чернорабочий Джимми Фэйлс, – чудик, сражающийся за несбыточную мечту обладания домом, который ему не принадлежит. В сущности, это не столько социальная история, сколько универсальная метафора наших отношений с реальностью. Она блестит и манит. Мы пытаемся её схватить, удержать, но никогда не преуспеваем. Мир никогда не прогнётся под нас.
Моя твоя понимать. Кино про столкновение культур
Малышка зомби (Бертран Бонелло) Медитативное кино про вуду и жизнь. В нём два параллельных сюжета. Первый рассказывает про самого известного зомби в истории – Клервиуса Нарцисса. Второй – про его воображаемую внучку, поступившую в престижный французский пансионат. Это кино про то, как любовь побеждает смерть, и про то, как опасно без спроса лезть в чужое колдунство. А ещё – рассуждение про взаимное влияние культур, которым полностью понять друг друга не суждено никогда.
Гив ми либерти (Кирилл Михановский) Лиричный краудплизер про американских маргиналов – в первую очередь русских эмигрантов, снятое русским эмигрантом. Негры, инвалиды и наши соотечественники показаны с разных сторон, в том числе малопривлекательных. Но это не издевательство, а скорее «полюбите нас чёрненькими» Достоевского. Да и вообще это история не о розни, а всеобщем примирении. Негры преклонных годов русский, конечно, учить не станут, но и они согласны: Бог есть любовь.
Сказка ложь. Кино про большой обман
Паразиты (Пон Джун-хо) Интернациональный успех года. Этот фильм легко мог бы стать беззубой сатирой на классовое общество, или слезливой мелодрамой об участи люмпенов. Мог бы, если бы не был гениальным: тут тебе не только сатира, но и комедия, и криминал, и фильм ужасов, и экзистенциальная притча. Всё смешано (но не взболтано) в идеальной пропорции, чтобы зритель смеялся, пугался, морщился, опять смеялся, плакал, а потом требовал добавки. Что, собственно, и делаем.
Прощание (Лулу Ванг) История о большой китайской семье, которая под видом свадьбы навещает умирающую от рака бабушку. Это трогательное и зачастую уморительное кино – старушки ведут себя как старушки во всех странах мира. А ещё – окошко в обычаи и нравы Востока. После увиденного здесь умопомрачительного количества скрытности и «лжи во благо» в отдельно взятом семействе становятся чуть лучше понятны и более масштабные конструкты вроде Великой Китайской стены и терракотовой армии.
Товарищ маузер. Кино про радикальную справедливость
Достать ножи (Райан Джонсон) Ностальгический детектив во всех смыслах этого слова. Несмотря на постмодернистскую иронию, расследование не превращается в декоративную рамку для социальной комедии. Да и комедия тут, как выясняется, особого толка – это высокая сатира классицизма с резонёрами и зачитыванием морали в конце. Тут есть свой Правдин, свой Стародум, и семейство карикатурных Скотининых. Сюжет, как выясняется, вполне современный.
Бакурау (Клебер Мендоса-младший, Жулиано Дорнель) Бразильская провинция против всех. Представьте себе кроссовер «Любить по-русски» и «Охоты на пиранью». А теперь вообразите, что он сделан гениально – и получите «Бакурау». Начинается кино как провинциальная юмореска, а заканчивается кровавым катарсисом для пролетариев всех стран. В дело пойдут копья, причём совсем не сатирические.