Что с этим делать и как не обделять при выборе лучших игр нишевые жанры.
Каждый декабрь и январь игровая пресса подводит итоги года. Почти всегда в список лучших попадают популярные вещи. Отрицательный тому пример — недавняя The Game Awards. На любую номинацию премии сложно смотреть без смеха, но «Игру года» выбирали из хитов: Horizon Zero Dawn, Persona 5, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Super Mario Odyssey, The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Теперь посмотрите на лучшие игры по мнению зарубежных изданий в разные годы и увидите общую тенденцию. В большинстве случаев побеждают боевики, песочницы, RPG и игры Nintendo. Мало у кого хватает смелости поставить на первое место гонку, спортивный симулятор, стратегию или визуальную новеллу.
Ранее мы уже приводили примеры «Игр года» из нишевых жанров и рассуждали, кого ещё можно было поставить на первое место. Сейчас поговорим подробнее о том, почему так происходит и как исправить ситуацию.
Почему так
В игровой прессе сформировались два основных подхода к подведению итогов года:
«Гайд»
По каждому жанру редакция пишет тексты в формате аналитического путеводителя. В материале можно проследить, как прошёл год: какие игры вышли, как показали себя. В заключении выбирают одну или три лучших. Помимо этого выходят спецматериалы на разные темы и материал о лучшей игре. Как пример, посмотрите наши итоги 2016 года.
Подборка самых важных игр
Редакция выбирает 5, 10, 15 или больше лучших игр и расставляют их по местам. В подборку стараются включить все самые значимые произведения, потому цифра варьируется. Помимо этого выходят спецматериалы на разные темы. Это самый простой и распространённый подход. Скорей всего вы видели его на многих зарубежных и отечественных сайтах. И мы тоже в этом году выбираем 17 лучших.
Недостатки
Вроде бы пресса и так пытается охватить разные игры. С помощью «Гайда» вообще можно рассказать про все вышедшие за год произведения. А «Подборку» можно расширять, пока в неё не войдут все сколько-либо значимые.
Минус обоих подходов в том, что «Игру года» выбирают почти всегда из хитов по трём принципам:
«Народный победитель»
Критики солидарны с мнением большинства, выбирают самую популярную и любимую в народе игру. В таком случае первое место отдают Half-Life 2, третьему «Ведьмаку», GTA V и им подобным. Они лучшие в своих жанрах, с ними так или иначе знакомы все.
По этой логике лучшая игра в 2017 году Prey или Wolfenstein II.
«ИГРА года»
У неё самая классная, иногда прорывная механика. Она затягивает и увлекает на десятки часов. Критики отбрасывают на второй план сюжет и выбирают победителя с лучшим геймплеем. В таком случае первое место отдают: Middle-earth: Shadow of Mordor, Overwatch, Portal, XCOM: Enemy Unknown, Tony Hawk’s Pro Skater, Super Mario Galaxy. Ведь в них интереснее всего играть!
По этой логике лучшая игра в 2017 году PUBG или Mario Odyssey.
«Самая важная игра»
Она двигает жанр вперёд, задаёт тренды или хочет что-то сказать. Её влияние порой распространяется за пределами индустрии. Критики выбирают не самого популярного, но самого значимого победителя. Того, на кого обязательно стоит обратить внимание. Даже есть играть не особо интересно. В таком случае первое место отдают: Wii Sports, Journey, Minecraft, Guitar Hero, Braid.
По этой логике лучшая игра в 2017 году Hellblade: Senua’s Sacrifice или Gran Turismo Sport.
Недостатки
У всех трёх принципов общий недостаток. Для победы игра должна быть популярна среди массовой аудитории и понятна ей. Это правило почти всегда оставляет в стороне нишевые жанры.
Нишевые игры не замечают, пока они не заявят о себе громко, либо пока кто-то не осмелится их поставить на первое место. Wii Sports продемонстрировала преимущества контроллеров движения и продала Wii домохозяйкам. Tony Hawk’s Pro Skater сформировала жанр симуляторов экстремального спорта. После Guitar Hero долгие годы ритм-игры были лучшим развлечением на вечеринках. Braid помог поверить в инди. Journey — лучший пример игр как искусства. XCOM: Enemy Unknown показала какими по-хорошем сложными должными быть пошаговые тактики.
Некоторых не замечают, несмотря ни на что. В FIFA 12 включили Ultimate Team, как полноценный режим. С этого момента игра задала тренд на новое развлечение во всём жанре спортсимов: собирать команду мечты. Карточные режимы теперь приносят больше денег, чем продажи самих игр, но вклад FIFA тогда не оценил никто. Ведь это ежегодный сериал, с него хватит и первого места в номинации своего жанра. Так в этом году никто не оценит вклада NBA 2K18, хотя игра выводит подачу карьерных режимов на новый уровень.
iRacing и rFactor изменили мультиплеер в автосимах. Подняли его с уровня простого развлечения до уровня серьёзного соревнования. Тогда их достижения не заметили потому, что и в своём жанре они интересны лишь энтузиастам. Сейчас Gran Turismo Sport делает то же самое, но для массовой аудитории. О смелом шаге Polyphony Digital говорят, за него в первую очередь их хвалят. Вот только на большее рассчитывать не стоит. Никто не назовёт GT Sport «Игрой года», не поставит даже в тройку. Вот увидите.
Когда Skate показал, что в играх экстремальный спорт может быть реалистичным, его не заметили. Когда Civilization V переворачивает все правила серии, это замечают лишь ценители жанра. В третьих и четвёртых «Героев» когда-то играли все, но значимых наград у серии нет. Первую трёхмерную стратегию про космос, Homeworld, критики тоже обошли стороной при подведении итогов года.
Что делать
Советовать не очевидное
В моём представлении главная задача критика — советовать. В какую игру сыграть, в какие не стоит. Идеальная рецензия передаёт в формате текста, как играется условная Assassin’s Creed. Заодно анализирует, чем она хороша и чем плоха, почему на неё нужно обратить внимание, а почему — нет.
Так и в итогах нужно не выбирать «лучших», а советовать. Не подтверждать, что популярная в народе игра — лучшая, а подсказывать не очевидные вещи. Не восхвалять и без того популярные штуки, которые все знают.
Современный Polygon противоречивый. Уж слишком сильно их редполитика сместилась в сторону защиты ЛГБТ, феминисток и прочих меньшинств. Но они осмелились выбрать «Играми года» в разное время Gone Home и Her Story. Другие издания спорили кто лучше в 2013 году: GTA 5, The Last of Us или Bioshock Infinite. А «Полигон» такой: «Ребята, обратите ещё раз внимание вот на это».
В Gone Home нет ничего уникального. Она обыкновенная — и в этом её сила. Сейчас индустрия переполнена играми в жанрах фэнтези и научной фантастики, в ней доминирует насилие и одержимость героическими мотивами. Но не летающий в небе город (Bioshock: Infinite) заставил нас затаить дыхание, а исследование тайн дома одной девушки, увиденное её глазами.
Есть ещё издание Time. Оно вообще не про игры, но иногда рассказывает на доступном уровне о популярных или важных произведения для массовой аудитории. В 2015 году лучшим по мнению издания был Prune. А это, на секундочку, пазл про подрезание деревьев. Сильно!
Вспомните победителей итогов года в отечественной «Стране игр». Журнал мог смело мог назвать лучшей стратегию Medieval 2: Total War. Раньше многих предугадал успех серии последоветельниц Demon’s Souls. Выбрал «Игрой года» средний шутер Spec Ops: The Line только за необычный сюжет, который заставляет задуматься о своих поступках.
Вот лучшие пример советов от критиков для меня.
Оценивать все жанры на равных
Просто отбросить все предрассудки о популярных, народных и нишевых играх. Все равны. Если революция случится в каком-то спортивном симуляторе, то он достоин звания лучшего среди всех, а не только в своём жанре. Тоже про гонки, стратегии, квесты, головоломки и визуальные новеллы.
Сейчас все смеются над пунктом «Ценность для жанра» в старых рецензиях «Навигатора игрового мира». Совершенно зря. Оценкой влияние на жанр действительно не измерить, но в критерии есть здравый смысл.
Когда игра совершает переворот в своей нише, это нельзя не отметить. DiRT Rally вновь вернула сложность в симуляторах ралли на достойный для самой жестокой дисциплины автоспорта уровень. Alien: Isolation показала, каким может быть идеальный стелс, — когда у твоего противника так много моделей поведения, что просто невозможно прятаться от него одинаково. Разница между DiRT Rally и Alien: Isolation в одном — последнюю отметила «Игрой года» хотя бы «Игромания». Так нужно делать чаще.
Раньше в журналах под игры, которым не хватает места в топе, придумывали спецноминации. Отсюда пошли «Каунтерстрайк года» «Сплинтерцелл года», «Самая добрая игра», «Лучшая игра про зомби» и подобные. С одной стороны про всех рассказали, с другой — призовые места выглядят искусственно. Уж лучше ограничить список по жёстким критериям. Тогда в него попадут только те, кто действительно что-то сделал в своём жанре. Или писать гайды по каждому направлению — тогда точно ничего не упустишь.
В прошлом году журнал Time выбрал 50 лучших игр всех времён. Ко многим позициям в списке можно придраться. Почему так много произведений Nintendo? Почему Tetris на первом месте? Есть же более значимые вещи вроде Computer Space и Pong — первых игр на аркадных автоматах и консолях соответственно. Тем не менее в подборке правильно выбраны определяющие для своих жанров игры. Вот лишь некоторые из них: Doom, World of Warcraft, Grand Theft Auto III, Sim City 2000, The Sims, Braid, Counter-Strike, Guitar Hero, Mortal Kombat, Minecraft, Halo: Combat Evolved, Microsoft Flight Simulator X.
Но мне больше нравится «сотня» от Game Informer. В ней почти на каждой позиции стоят формирующие жанр или поджанр вещи. А Tony Hawk’s Pro Skater 2 аж на 4 месте!
Выбирая «Игру года», нужно учитывать достижения в жанре. В любом жанре. А если уж влияние произведения выходит за пределы нашей индустрии, то вообще спорить не о чем. Как помощь разработчиков Hellblade больным психозом. Как попытка Gran Turismo Sport приравнять мультиплеер автосимов к автоспорту.
Возьмите «Оскар», как пример из киноиндустрии. Лучшие фильмы там выбирают академики и это отдельная тема про образование критиков. У них есть свои слабости. Они вряд ли пройдут мимо произведений про рабство, холокост или расизм. Но в равной степени вручат статуэтку чёрной комедии «Бёрдмэн», немому артхаусу «Артист» и приключенческому блокбастеру «Властелин колец: Возвращение короля», если фильм того заслужил. И с ними сложно поспорить.
В игровой индустрии самая популярная премия — The Game Awards. И это печальное зрелище. Пока Mario vs. Rabbit называют лучшей стратегией, Forza Motorsport 7 лучшей в номинации спорт и гонки, а The Legend of Zelda: Breath of the Wild отдают приз за лучшую режиссуру и называют её лучшим приключенческим боевиком, у нас не будет своего «Оскара».
Источник: DTF