Рывок к оптимизму
C момента появления игр было принято считать это развлечение детским. Этот стереотип держится в сознании людей до сих пор. Игра для большинства — способ ненадолго покинуть привычную реальность, отдохнуть, получить удовольствие. Если подумать, того же хочет достичь человек, созерцающий картину.
Разработчики так же, как и художники, полностью отдаются своей работе, создают необычные миры, становятся частью истории и культуры. Поэтому игры — тоже искусство, тоже объект эстетического наслаждения и непрерывного изучения.
Акцентируя внимание на контрасте безжизненного и яркого, разработчики пытались эмоционально воздействовать на игрока — мир «Fallout» эклектичен и разнообразен. Ситуация в мировой экономике и всеобщий упадок заставляли людей искать что-то новое, создавать с нуля то, что было потеряно. У мира нет единого стиля, он разнообразен и вбирает в себя множество других течений.
Ключевой вопрос — не только как сильно на окружение игры влияет культура довоенной, оптимистической Америки, но и как сочетается с пост-апокалиптическим жанром, безжизненными пустошами Мохаве и полуразрушенными городами.
Введение в курс дела
В качестве рассматриваемых частей этой серии были взяты «Fallout 3» (2008), «Fallout: New Vegas» (2010), «Fallout 4» (2015) от компании «Bethesda Softworks». Именно в этих трёх частях ретрофутуризм показан как нельзя лучше. Несмотря на то, что у них разные сюжетные линии и персонажи, история мира, а именно произошедший ядерный взрыв и его последствия для Северной Америки, объединяет эти три легендарные игры.
Великая война между США, СССР и Китаем — первый и последний глобальный ядерный конфликт в истории, та самая Третья мировая ядерная война, об опасности которой предупреждали с момента создания ядерного оружия. Великая война была незначительной по продолжительности (длилась всего один день — 23 октября 2077 года), но невероятной по нанесённому ущербу. История мира отличается от реальной начиная с 1945 года.
Архитектура. Гуги
Создателем этого архитектурного стиля был Джон Лотнер. Гуги сочетает в себе острые углы, пластиковые панели с подсветкой, крылья на стенах домов, палитру ярких цветов, однако его отличительными элементами являются крыши, наклонённые под углом, и светящиеся фигуры звездообразной формы.
Raygun Gothic
Течение Raygun Gothic также является одним из представителей ретрофутуризма. Академик Ланс Ольсен охарактеризовал его как «будущее, которого никогда не будет». Отличительные черты стиля: острые углы, яркие панели, формы и вырезы, показывающие движение.
Ар-деко
В ар-деко сошлись обтекаемость и неоклассицизм, грациозность и монументальность. В его строгость и масштабность вплетаются элементы экзотики. Этот стиль является важной составляющей «Fallout», так как именно он отвечает за атмосферу футуризма в игре.
Ретро-стиль в интерьере
«Сочный», цветной интерьер 50-х годов включает в себя глянцевые кухонные поверхности, мебель на тонких ножках, и такие символы эпохи, как холодильник со скругленными углами, радиола, телевизор с выпуклым экраном. Аутентичный стиль состоит из ярких цветов.
Для ретро характерно использование недорогих материалов (режим экономии был еще в силе) — пластик, стекло, металлические сплавы, однотонная обивка, что позволяло находить множество необычных и разнообразных сочетаний. Этот динамический дизайн — переломный момент, когда практичность уступает шику. Также здесь можно увидеть влияние стиля mid-century modern, от которого исходит эксцентричность и чувство меры.
Жизнь как американская мечта
Это поиск лучшей жизни. Это желание обзавестись преданным спутником по жизни, завести парочку детей и золотистого ретривера. Это мечта купить дом с зелёной лужайкой, которую нужно любовно косить каждые две недели. Это неосознанное стремление быть как все.
На идее доброй семьи, уютного дома и гармонии строится реклама, телешоу, сериалы и мыльные оперы. Однако за этой визуальной идиллией скрывается напряжённое состояние американского общества в период Холодной войны, когда создание красивой картинки было единственным выходом.
В игре чаще всего встречаются дома стиля Люстрон, отличительными чертами которого являются облицовочные панели с фарфоровой эмалью, схожесть формы с одноэтажным ранчо, стены из сборных стальных панелей, планировка, рассчитанная на небольшую семью. Как ни странно, дома также стали частью массового потребления. Рекламная брошюра домов Люстрон гласит: «Вы можете жить где угодно! Мы доставим Люстрон прямо на ваш земельный участок!».
Идея поп-арта
Америка — прародительница массового потребления. После Второй мировой войны торговля вышла на обычный, потребительский уровень, поднялась экономика, США укрепилась в мире как сверхдержава. Искусство перешло в бизнес. Происходит механизация, конвейерное производство всего: от упаковок сока до сознания людей.
Художники изображают реальность в масс-медиа, этот сбывшийся рай в несуществующем мире, нашей голове. Таким образом зародилась американская «поп-культура», которая принадлежала всем. Это самое понятное и доступное искусство, затрагивающее ежедневную жизнь каждого человека. Однако иронично, что эти образы не существуют в реальности.
В «Обществе потребления» Жан Бодрийяр рассматривал, почему люди что-либо покупают. Его современников привлекала уже не ценность товара, а навешанный на него ярлык. Он обличал общество потребителей как обманщиков, так как они гонятся за мнимым изобилием предметов. По его мнению, из-за создания этого мира знаков, исчезал человек как личность, индивидуальность, тень которого пряталась за положением в социуме.
Иконы. Ядер-кола
В мире игры Ядер-кола (англ. Nuka-Cola) — самый популярный безалкогольный напиток как до Великой войны, так и после. Дизайн бутылки и логотипа очень схож с реальным всемирно известным аналогом. Позже крышки от бутылок стали валютой в мире Пустошей.
Символ, который наглухо засел в массовом сознании. С точки зрения искусства, художник берет привычную каждому человеку форму и с помощью кисти навечно возвышает её, запечатлевая её простоту и красоту. Кока-кола — эту лучший дизайн, лучшая реклама, лучший напиток.
Плакаты
В американской рекламе лучше всего продвигали товар изображение идеальной семьи и изображение молоденькой девушки, кокетливо закинувшей ногу на ногу. Поэтому немалую роль в визуальной части мира «Fallout» сыграл пин-ап, который очень хорошо вписался в игровую рекламную политику.
После войны Америка взяла хороший старт для восполнения богатства, которое можно будет тратить на машины, игрушки для детей, причудливые хлопья. В рекламе для печати плакатов использовались самые яркие цвета, чтобы зацепить взгляд покупателя, ведь цель — заставить потребителя хотеть то, что изображено. Если ты это купишь, то жизнь пойдет как по маслу.
Притом, точность изображения не важна, главное — это эмоция и удовлетворение от увиденной красивой картинки. Такова уж эстетика классической рекламы.
Реклама — не единственная функция плакатов. С помощью пропаганды правительства поддерживали армию, жителей, поднимали уровень патриотизма. Неудивительно, что в мире «Fallout» тоже есть подобные плакаты, ведь во время Великой войны и Америке нужно было контролировать ситуацию в стране.
Одним из самых узнаваемых символов игры является маскот компании Vault-tec, карикатурный человечек Волт-Бой, герой плакатов, учебных фильмов, рекламной продукции. Автором идеи создания талисмана был арт-директор Леонард Боярский. Он описывал Волт-Боя следующим образом: «По какой-то причине, в моей голове он всегда был веселым, несмотря ни на что. Чем более ужасающе, тем лучше».
Своим появлением талисман Fallout обязан Богатенькому Дядюшке Пеннибагсу (Reach Uncle Pennybags), который в свою очередь является символом настольной игры «Монополия». Они и правда очень схожи в движениях, телосложении, жестикуляции и изображении в целом.
Также здесь можно увидеть влияние золотой эры американской рисованной анимации. Для примера можно привести мультики «Моряк Попай», «Бетти Буп», «Флинстоуны», «Looney Tunes». Весёлая инструментальная музыка на фоне, смешные звуковые эффекты и обаятельные персонажи — всё это прекрасно воссоздаёт эффект старого чёрно-белого мультика в жанре комедии.
Под впечатлением от атомных испытаний СССР, американское правительство решило провести политику просвещения. «Duck and cover» — наглядный пример военной пропаганды США в эпоху Холодной войны. В этом учебном видео для детей рассказывают, что нужно делать, если над городом пролетел бомбардировщик: пригнуться и прикрыться! Это иллюстрация глобальной паранойи ядерного века.
Апогей милитаризма и ядерной истерии
Холодная война стала причиной массового строительства бомбоубежищ, так как мир столкнулся с проблемой вполне возможного начала ядерной войны между двумя сверхдержавами. Эта идея культивировалась в США до такой степени, что практически у каждой американской семьи было собственное бомбоубежище в подвале или на заднем дворе. В игре бункеры представляли из себя намного более серьёзную систему: в бомбоубежище жило сразу несколько семей, был нескончаемый запас пищи и еды, своя инфраструктура.
Журналы
Одной из важнейших механик игры является постоянная прокачка персонажа. Помимо получения опыта за убийство монстров и выполнения заданий, улучшение способностей возможно с помощью прочтения журналов о навыках: энергооружие, медицина, выживание и т.д.
Обложка «Фантома» — это отзеркаленная копия «Чёрной Орхидеи», которая была выпущена издательством DC comics. Стиль напоминает Золотой век комиксов. «Наука Теслы» напоминают старые журналы про техническое оснащение, вооружение и научные дискуссии. Видно, что авторы были приверженцами ретрофутуризма.
Мода. «New look»
Известный всем «новый образ» французского модельера Кристиана Диора был сенсацией в послевоенном обществе. В то время людям был необходим глоток свежего воздуха, отход от формы и трудовой повинности. Женщины получили возможность опять быть изящными и красивыми. В игре можно проследить очертания осиных силуэтов Диора в довоенной одежде американских домохозяек.
Подводя итоги
Можно сказать, для американцев в «Fallout» прослеживается национальная идея, которая состоит из четырёх элементов:
- художественная стилизация под СМИ периода Холодной войны
- культивация американских символов, маскотов
- довоенный ретрофутуризм
- панический страх перед возможностью пост-апокалипсиса, милитаризм
Мир игры отличается от нашей реальности. Однако это своего рода альтернативная концовка деяний человека, продлённая в будущее. «Fallout» — это привлекательное американское безумие. Однако в то же время, это главный страх любого человека.
За текст спасибо Веронике Мининой.
Мы в VK: