Вчера, 22 сентября, фанаты отмечали день Хоббита — или день рождения обоих Бэггинсов. В честь праздника поговорим о том, как создавалась вселенная и как сюжет повлиял на визуальный ряд в кинофильмах по вселенной Толкина.
Истории Средиземья знакомы даже тем, кто не читал книгу и не смотрел ни одну из экранизаций. Повесть о приключениях Бильбо Бэггинса разнеслась по всему миру в 1937 году. А в 1954 свет увидело одно из лучших фэнтезийных произведений мира — «Властелин Колец».
Дж. Р. Толкин придумал целый мир, а Питер Джексон воплотил его на экране
Идея Средиземья зародилась в сознании Дж. Р. Толкина еще во времена учебы в школе. Автора волновала проблема отсутствия в Англии собственной литературной традиции. Это единственная европейская страна, у которой нет своих легенд, мифов и волшебных сказок. Все это было утеряно. Дж. Р. Толкин решил создать для Британии собственный эпос, который отражал бы английский дух и культуру. Писателя увлекали и вдохновляли греческие и римские мифы, а также сказания северных народов: кельтов, финнов и скандинавов.
Можно сказать, что Питеру Джексону повезло, поскольку почти за 50 лет множество художников создали невероятное количество артов. Вместе с дизайнерами он трепетно собирал все иллюстрации, календари и картины, чтобы передать мир Властелина колец наиболее точно. Особенно на его фильмы повлияли работы Алана Ли и Джона Хоу.
Так выглядел Минас Тирит в работах Алана Ли:
А так — в фильме «Властелин колец: возвращение короля»:
Перед режиссером стояла сложная задача: изобразить на экране персонажей, историю и детали мира так, чтобы зритель сразу поверил, что он находится в Средиземье. Все должно указывать не только на то, какой именно народ мы видим, но и на фракцию, к которой он принадлежит.
В команде режиссера работало 3000 человек, 300 из них — занимались артом. На съемочной площадке построили мастерские, в которых 148 человек создавали реквизит для фильмов. А 38 мастеров работали непосредственно на съемках. Только для первого фильма все эти люди придумали и создали 45 тысяч единиц реквизита.
Одним из основных элементов повествования во «Властелине Колец» являются персонажи. Толкин — филолог, поэтому каждая раса Средиземья начиналась с языка. Автор не просто придумывал слова, он глубоко прорабатывал грамматику и семантику каждого наречия. Из языков рождалась культура. Культура, в свою очередь, отражалась в быте и характере народов.
К сожалению, этой статье мы не сможем обсудить всех представителей мира Средиземья. Поговорим о двух уникальных расах — хоббитах и орках, и об одном из самых ярких людских народов — Рохирримах.
Хоббиты — носители английских традиций
В это сложно поверить, но забавный народец родился в сознании автора и не имеет основы в реально существующих легендах. Писатель настаивал, что хоббиты заменяют в повествовании людей, и называл их англичанами в миниатюре.
Хоббиты — тихий и мирный народ, максимально приближенный к природе. Большую часть жизни они занимаются земледелием. Даже одежду хоббиты носят натуральных оттенков: зеленого и коричневого. В их культуре присутствует много черт, характерных для англичан 19 века. Исследователи считают, что хоббиты представляют конкретные графства в Англии: Йорк, Вустер и Оксфорд. Этот народ очень любит комфорт и вкусно поесть. Одно из любимых блюд (помимо грибов) у них традиционно английское: рыба с картошкой.
Как хоббиты показаны в кино
Одежда хоббитов — это легкие удобные ткани. Они не стесняют движений и позволяют свободно заниматься сельским хозяйством, танцевать и наслаждаться жизнью. В дизайне использовали мотивы одежды английских костюмов 18-19 веков.
Один из самых сложных элементов внешности хоббитов — ноги. На четверых актеров дизайнеры сделали 180 пар ног. Создавали их в течение года до начала съемок. Самим актерам тоже пришлось несладко: каждый съемочный день они вставали в 4-5 утра, чтобы нанести грим и наклеить ноги. Ступни приклеивались к ногам 1,5 часа, все это время актеры стояли неподвижно.
Жилища хоббитов сочетают в себе стили английских народных интерьеров разных периодов. У дизайнеров не было цели создать уникальные концепции. Наоборот, они хотели сделать так, чтобы зрители сразу узнали места из книги и поверили, что они действительно видят перед собой Шир.
Рохан — страна древних англосаксов
Культура роханцев во многом схожа с древними англичанами. Этот народ селится на равнинах Средиземья, а их быт и культура во многом определяются местностью. Название народа, рохиррим, означает «повелитель лошади». Культура, армия и повседневная жизнь роханцев тесно связана с этими животными. Интересно, что язык роханцев соотносится к общему языку Средиземья, как древнеанглийский к современному английскому. И Толкин использует много англосаксонских слов в языке Рохана.
Изображение Рохана во «Властелине колец: Две башни»
Рохану в фильме уделяется особое внимание. Символика кавалерии показана не только на флаге этой страны, но и в элементах интерьера, одежды и быта. В фильмах эти детали изображены ненавязчиво, но зритель сразу считывает эти символы и понимает — перед ним страна повелителей лошадей.
Еще один интересный разворот из артбука:
Внешний облик рохирримов продуман вплоть до пряжек. Материалы одежды и брони должны быть легкими, чтобы не нагружать лошадь. Для этих целей костюмеры выбрали кожу с небольшими металлическими вставками. На рукоятках мечей и шлемах также изображены лошади.
Орки — армия зла
Толкин много раз переписывал историю происхождения орков, но так и не нашел идеального решения. Общепринятой считается версия, где орки — это искалеченные и развращенные эльфы. Во «Властелине колец» появляется новая порода — Урук-хаи. Они сильнее и свирепее орков, могут преодолевать большие расстояния и не боятся дневного света.
Орки не делают красивых вещей. Несмотря на свою отвратительную природу, часто они хитры и умны. Толкин пишет, что они способные кузнецы и ремесленники, хотя их оружие и имущество грубое по сравнению с оружием свободных народов. В основном они создают машины, инструменты, оружие и орудия пыток. Они в восторге от колес, двигателей и взрывов, могут проложить туннель и заложить мину. Орки разрушают природу, особенно леса, чтобы питать свою армию и поддерживать военное снаряжение. Ничего не напоминает? Толкин пессимистично относился к технологическому прогрессу и считал, что человечество выбрало неправильный путь развития.
Как изобразили экранных орков
Питер Джексон не хотел показывать одинаковых орков на протяжении всех трех фильмов. Он хотел создать разные виды так, как это показано в книге. Орки Мории, например, более мелкие с большими глазами, так как они должны хорошо ориентироваться в темноте. Они снаряжены в легкие доспехи из дерева и металла. Такие материалы позволяют быстро карабкаться по деревьям и столбам.
Урук-хаи в фильмах также изображены по-разному. Воины, похитившие хоббитов в первом фильме и атакующие Хельмову Падь во втором, отличаются друг от друга. Орки и урук-хаи третьей части обладают своими отличительными чертами: они принадлежат мордору, у них другой хозяин и другая природа.
Урук-хаи, нападавшие на Хельмову падь, изображались уже в совсем другом облике. Их доспехи все еще легкие, но уже с большим количеством металлических элементов. При этом верхняя часть туловища защищена лучше, так как большая часть поражения при взятии крепости приходится сверху. Щиты сделаны из дерева, ведь это орки Изенгарда, и Саруман срубил для них много деревьев.
В третьей части зритель попадает в Мордор и может рассмотреть не только доспехи, но и быт местных орков и урук-хаев. Их снаряжение и окружающие элементы сделаны в основном из металла, так как в Мордоре нет деревьев. Это уродливые, но простые и очень практичные вещи. Их оружие и доспехи уже не такие легкие, зато более основательные и надежные.
Богатое наследие для следующих фильмов
Все материалы, наработанные во время съемок «Властелина колец», использовали в трилогии «Хоббит». Технологии и концепт-арт перешли на новый уровень, и дизайнеры смогли создать еще более яркие детали и атрибутику. И если к самому фильму у фанатов Толкина остались вопросы, то к работе концепт-художников придраться сложно. Они проделали колоссальную работу и над рендерами, и над идеей.
В трилогии сказочным народам уделили гораздо больше внимания. Доспехи, оружие и одежду проработали с оглядкой на предыдущие фильмы и с бóльшим упором на личную историю героев.
Помимо артбуков съемочная группа сняла видео-блог о съемках и создании фильма. В них команда рассказывает истории того или иного образа. Например, силуэт костюма Тауриэль основан на наряде для верховой езды Арвен из «Братства кольца». Он элегантный, утонченный, но при этом удобный и не осложнен лишними деталями. Кстати, этого персонажа нет в книгах. Тауриэль придумали специально для фильма, чтобы создать собирательный образ лесных эльфов и разбавить мужской каст.
Текст написан Юлией Хлебко для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.