Тот самый «герой» из названия — это Андрей Родин (Александр Петров), необычный парень, живущий вполне обыденной жизнью в Европе. Необычен он в первую очередь тем, что в детстве, вместе с еще двадцатью детьми, проходил обучение в секретной спецшколе под руководством собственного отца Олега Родина (Владимир Машков).
Обучение было частью сверхсекретного проекта «Юность», чьей главной особенностью выступало создание агентов «с нуля» и дальнейшим отправлением их в разные страны. Юные агенты с ранних лет жили за границей, чтобы в определенный момент, когда это будет нужно разведывательной службе России, «активироваться» и отдать свой долг Родине. Таким образом, Андрей пятнадцать лет прожил спокойной гражданской жизнью, пока в один прекрасный день ему не позвонил отец, что считался давно погибшим. Он предупреждает сына о грозящей опасности. Герой Петрова, прихватив с собой еще одного агента в лице Маши (Светлана Ходченкова), пускается в бега.
И пока нам показывают, как Петров с Ходченковой умеют эффектно убегать от преследователей, волей-неволей задумываешься, откуда у всех этих якобы шпионских трюков растут ноги. Создатели решили убить любые зачатки реализма, черпая вдохновение из, не побоюсь этого слова, супергеройского кино. Получилось, мягко говоря, странновато.
«Совершеннейшая» охрана важного свидетеля
Проект «Юность» был столь продуманным, а его воспитанники настолько хорошо мотивированы, что пятнадцать лет спустя один из них решил сообщить всему миру о коварстве русских, что воспитывают будущих шпионов со школьной скамьи и засылают их в другие страны в столь же юном возрасте.
Под прицелом десятков камер молодой человек выходит к трибуне, которую со всех сторон окружает пуленепробиваемое стекло. И конечно же, громкое заявление он сделать не успевает: по нему сразу же открывается огонь, а следом в помещение влетают дымовые шашки. Крики и паника настигают представителей СМИ, а сам несостоявшейся шпион в ужасе отступает назад, по всей видимости понимая, что вот-вот его настигнет «правосудие». Именно настолько пафосно и эффектно подана эта сцена с выстрелами, дымом и серо-зеленым цветокором, что ожидаешь появления как минимум Бэтмена.
В итоге нападение списали все равно на русских: свои устраняют своих же. Вот только те самые «свои», в лице разведывательной службы России, не знают ни одного засланного шпиона в лицо, не имеют малейшего представления, как на них выйти, и не знают специализированных паролей, что включают режим «Рэмбо» у агентов.
Всей этой информацией владел один единственный человек — Олег Родин, что по сюжету был мертвым все эти годы. Это чтобы вы понимали, насколько проект был засекречен и уникален, что занимался им только герой Машкова в гордом одиночестве. Конечно, о тонкостях работы разведывательной службы России остается только догадываться, но подобное сценарное допущение воспринимается как полнейшая глупость.
Снаряжение Черной Вдовы в арсенале героя Машкова
Когда задаешься вопросом, что в этом фильме забыл такой актер как Владимир Машков, невольно получаешь сразу несколько неутешительных ответов. Одним из которых, по всей видимости, стала перспектива эпичной драки с врагами с помощью электрических жезлов, подозрительно похожих на экипировку одной популярной супергероини MCU. Проблема в том, что Олег Родин изначально позиционировался как этакий гений стратегии, у которого все схвачено и продумано.
И эта сцена отступления с применением снаряжения Черной Вдовы мало того, что не соответствует характеру героя, так еще и предельно криво снята. В кромешной тьме, какими-то урывками, уже довольно немолодой Машков размахивает искрящимися током дубинками, расправляясь с врагами одной левой. Хотели круто, а получилось предельно нелепо.
Да и в целом экшн-сцены не производят должного эффекта хотя бы потому, что от них устаешь еще в первые двадцать минут «Героя». Понятно, что жанр обязывает, но объяснять зрителю, что тут вообще происходит, фильм начинает гораздо позже. И то перебивками между одной динамичной сценой и другой. Поэтому упустить важные сюжетные моменты в первые полчаса фильма практически невозможно, а вот устать от неоправданной беготни героев — очень даже.
Очки Тони Старка как центральный сюжетный твист
«Герой» переполнен атрибутикой и референсами в сторону супергеройского кино, которые смотрятся совсем неуместно в псевдо-реальном мире, где действуют персонажи. И появление в фильме очков с интерфейсом дополненной реальности, что ассоциируются с персонажем Тони Старка, по задумке создателей должны были поразить неподготовленного зрителя до глубины души.
Ведь основной костяк сюжета базируется именно на этой уникальной технологии, которую пичкают в глаза зрителя едва не с первого появления персонажа Машкова. Да, носит их Олег Родин, постоянно поправляя, снимая, откладывая и меняя, при этом давая пищу для размышлений зрителю: все это неспроста. И конечно, столь ценная и уникальная технология попадает в конечном итоге в руки приемнику. Ничего не напоминает?
Помимо остросюжетной шпионской истории, в фильме присутствует извечный конфликт отцов и детей. И если на шпионские страсти, больше похожие на супергеройскую грызню (из-за обилия референсов, конечно), можно было махнуть рукой, то на вполне стандартную семейную драму махнуть не получается. А ведь создатели умудрились убить и ее.
И то ли дело в актерском таланте Петрова, который везде почему-то предстает в образе полицейского с Рублевки, то ли в сценарии, но химию отца и сына поддерживал разве что Машков при том, что поддерживать было больше нечего.
Технологии распознавания лиц и создание стопроцентного двойника
Даже эти шпионские клише смотрятся чужеродно в триллере с подобной тематикой, поскольку сами по себе порождают миллион вопросов. И если с технологией распознавания лиц, которая почему-то совсем не помогает разведывательной службе России найти парочку людей, можно смириться, то с созданием стопроцентного двойника с трудом.
Хотя бы потому, что второго Александра Петрова этот мир бы не перенес. Но здесь вопрос скорее про ту самую удалую уникальность агентов «Юности»: что, собственно говоря, в них такого особенного?
Да, тренировки были с детства, но ментальное программирование, как нам позже демонстрирует фильм, у персонажей отсутствует, делая их совершенно бесполезными, если вспомнить, для чего они вообще создавались. Такой агент запросто может и отказаться от службы через пятнадцать лет, забив на все, чему его учили в детстве. И то обстоятельство, что даже спустя столько лет эти самые агенты, что ни разу не были «в поле», ведут бой как отменные профессионалы, смотрится крайне неправдоподобно. Одна из проблем «Героя» в том, что зрителю совершенно не раскрывают подноготную проекта «Юность».
Не рассказывают, как именно готовили детей, с чем им пришлось столкнуться, и почему кто-то из них готов за Родину жизнь отдать, а кто-то забывает о принципах, которые наверняка вдалбливались в пустые головы еще с детства. Что персонаж Петрова, что Ходченковой, предстают этакими супершпионами, умеющими абсолютно все. Но откуда все это, если пятнадцать лет они жили обычной гражданской жизнью?
Вымученная любовная линия
Одна из вещей, которую можно простить супергеройскому кино (или по крайней мере закрыть глаза), это сценарные недочеты. Зрелищность и динамика неплохо могут отвлекать зрителя от сюжетных дыр и недосказанностей, однако эта концепция совершенно не работает в фильме «Герой». География съемок и красивые локации отчего-то не воодушевляют, как и яркие боевые сцены.
Во всяком случае они планировались яркими, но из-за отсутствия логики во многих моментах, необходимый эффект рассыпался в ничто. Ставка на зрелищность и демонстрация внушительного, по российским меркам, бюджета проиграна. Поскольку фильму требовался крепкий сценарий, нежели пародии на крутые экшн-сцены. Страдают не только взаимоотношения между отцом-Машковым и сыном-Петровым, но и вымученная любовная линия.
Создатели действовали по принципу: «Если есть хорошенькая девочка и хорошенький мальчик, то их точно нужно свести на экране». И неважно, что их отношения кажутся предельно надуманными и возникают на десятой минуте экранного времени. Высосать из пальца любовь и драму — нужно, конечно, уметь. И в этом навыке российского сценариста не обогнать.
Изначальная задумка была довольно любопытной и многообещающей, но фильм «Герой» погорел на реализации первоначальной идеи, как и сам проект «Юность». Вместо упора на раскрытие истории персонажей создатели ступили на скользкую дорожку погони за зрелищностью, в которой проиграть, при нынешней конкуренции в жанре, как нечего делать.
«Герой», заявленный как шпионский триллер, на деле оказался бесцветной пародией на супергеройское кино. Не хватало лишь приставки «супер» в названии фильма, и тогда бы все встало на свои законные места.
Источник