Византизм и Славянство

Прочитал книгу Константина Леонтьева «Византизм и славянство». Книга представляет собой смесь политического и философского трактата. Автор в первой половине своего труда размышляет о том, что такое есть славянство и кто такие славяне вообще. На сегодняшний день, как мне кажется, идея панславянизма полностью мертва, а рассуждения о мелкой балканской политике второй половины ХIX века не очень интересны и актуальны. Особенно в силу того, что некоторые идеи автора о славянах и балканских событиях тех времен кажутся мне странными.

Помимо размышлений о славянстве в книге присутствует замечательное рассуждение о монархии. Автор приводит пример отступления персидского царя Ксеркса I из Эллады после его поражения от греков. Отступает царь на своём корабле, который попадает в яростный шторм грозящий гибелью всему экипажу и самому царю. И для спасения царя его полководцы, слуги и придворные решили пожертвовать собой спрыгнув с корабля для облегчения его веса. И вот автор описывает, как верные слуги царя подходят к нему, чтобы преклонить колена перед своим владыкой в последний и раз и затем идут исполнять свой роковой долг. Эта история для автора является великим примером службы и самоотверженности людей, которые проникнуты идей службы и монархии. «Это страшнее и гораздо величавее Фермопил! Это доказывает силу идеи, силу убеждения, большую, чем у самих сподвижников Леонида; ибо гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!»Скажу честно, что эта мысль произвела и на меня сильное впечатление. Никогда я ещё не смотрел на персов и монархическую идею под призмой такой красоты, благородства и самоотверженности в действиях людей. Под таким углом персы действительно становятся не просто злой силой наседающей на свободных греков, а другой идеей, которая имеет право быть и существовать.Оставшуюся часть книги автор отдаёт на раскрытие своей концепции подъёма и упадка государства, а также критике эгалитаризма и либерализма через призму своей теории. Теория эта заключается в следующем — в своём становлении и развитии каждая структура или живое существо движется путём всё большего усложнения. Пик развития наступает в момент достижения наибольшей сложности и многообразности.

После достижения этой многосложной вершины происходит неизбежное падение в упрощение и разрушению.Собственно разрушение с упрощением и ознаменуют собой появление эгалитарных и либеральных тенденций в государствах. Константин Леонтьев приводит в пример сложность и разнообразие сословной и абсолютистской Европы с ее высокой культурой и многообразием. Противопоставляя эту старую Европу Европе нынешней с идей «прогресса и равноправия».В целом, трудно не согласиться с мыслью автора о том, что уравнение приводит к оскудению и упадку. Как минимум упадку культурному. Ведь достаточно одного взгляда на наш современный мир, в котором победили идеи равноправия и ультра эгалитаризма, где нет ни высоких элитарных культур аристократов, ни местных, локальных и практичных культур сельского населения. Нас всех окружает только одна тоталитарная массовая культура уравнивающая собой всё, что только можно. Скорее всего такая форма общества действительно эффективна экономически и так далее, но какая же она скучная и неинтересная; однообразная и мерзкая. Везде и сплошь только однообразие и скука.

Византизм и Славянство

 

Источник

Читайте также