Успешное возвращение режиссёра в мейнстримное кино без претензий на высокое искусство.
2021 год можно смело объявлять самым удачным в карьере Зака Снайдера: режиссёрскую версию «Лиги справедливости» хорошо оценили и критики, и зрители, а спустя всего два месяца на Netflix вышел его новый фильм — «Армия мертвецов». Это возвращение постановщика к прославившему его зомби-жанру и, пожалуй, его самая доступная работа со времён «Рассвета мертвецов».
Здесь нет привычного для Снайдера чрезмерного пафоса, библейских отсылок и засилья слоу-мо, зато есть понятная и простая история в рамках жанра. В Лас-Вегасе бушует зомби-апокалипсис, и в его окрестностях установлена карантинная зона. Правительство США готовится сбросить на город ядерную бомбу.
Главный герой, суровый боец Скотт Уорд в исполнении Дэйва Батисты, работает поваром в местной забегаловке. К нему заезжает миллиардер Блай Танака, который предлагает ему рискованное задание — забрать из хранилища казино двести миллионов долларов. До пуска ракеты остаётся чуть больше суток, и Скотт начинает сбор команды.
Как понятно из завязки, Зак Снайдер, по сути, снял собственную версию «Отряда самоубийц» с заимствованиями из «Одиннадцати друзей Оушена» и игр о зомби вроде Resident Evil 2 и Dead Rising. И этого было бы достаточно — но режиссёр пошёл ещё дальше. Кроме обычных медленных зомби здесь есть зомби-тигр, зомби-конь и умные зомби с иерархией и подобием интеллекта, которых называют Альфами.
К этому странному миру с неочевидными правилами как-то быстро привыкаешь: более того, Снайдер будто сам подшучивает над своими задумками — персонажи регулярно недоумевают от происходящего. Тот же зомби-тигр вводит их в ступор, а концепцию умных зомби они и вовсе не понимают. Но наёмники предпочитают не тратить время на размышления, а сразу пускают в дело оружие. И в боевых сценах «Армия мертвецов» по-настоящему радует.
Снайдер даёт именно то, что обещал — почти непрерывный экшен с участием сотен зомби. Здесь фильм и вовсе напоминает экранизацию Left 4 Dead: третий акт почти целиком состоит из стрельбы и взрывов, а героям приходится решать неожиданные проблемы на пути к эвакуации. Ситуация усугубляется ещё и тем, что зомби здесь действительно представляют угрозу — персонажи ближе к концу мрут пачками.
Там, где надо, режиссёр проявляет изобретательность. Например, ближе к концу один из наёмников от безысходности пытается бороться с мертвецами на кулаках (и, кстати, вполне успешно). В каких-то сценах ситуации меняются на ходу, и персонажам приходится искать выход в других местах. Словом, фильм развлекает как может.
Но несмотря на все сценарные решения, «Армия мертвецов» — вполне традиционный зомби-фильм без претензий на что-то большее. Если вас устраивает такой расклад, новая работа Снайдера вам точно понравится. Но если ждёте развитие жанра, то не получите его — это довольно консервативное произведение.
Хотя почерк Снайдера всё равно виден. Предысторию зомби-апокалипсиса он показывает в начальных титрах на фоне песни о Лас-Вегасе, и здесь полно подобных музыкальных вставок. А в концовке даже играет трек Zombie от группы The Cranberries — это даже сбивает с толку.
Кроме того, здесь неожиданно много времени уделено драме героя Дэйва Батисты и его дочери, переживших в прошлом большую трагедию. Их отношениям посвящена немалая доля хронометража, и в этих сценах Батиста сполна показывает свой актёрский талант — здесь он сыграл свою лучшую роль.
В целом, «Армия мертвецов» — самый человечный фильм Снайдера. В нём режиссёр делает большой акцент на взаимоотношениях героев. Некоторым из них, к сожалению, не хватает экранного времени, но остальные получились вполне убедительными — в особенности это касается немецкого взломщика Дитера, с которым связаны почти все шутки фильма.
Благодаря всем этим элементам «Армию мертвецов» легко воспринимать как зрительское кино без обязательств, в котором хорошо соблюдается баланс между драмой, юмором и экшеном. Всё в фильме работает так, как задумано: сценарий не ощущается перегруженным, а к логике сюжета и мотивам персонажей не возникает никаких вопросов. Это действительно прямолинейное кино, которое выглядит так, будто Зак Снайдер всерьёз воспринял постоянную критику в свой адрес — поэтому здесь почти нет его авторских приёмов.
Как ни странно, именно в этом заключается главная претензия к постановщику. В «Армии мертвецов» попросту нет каких-то спорных моментов или противоречивых решений — здесь, в общем-то, совершенно нечего обсуждать. В фирменном слоу-мо и отсылках в лоб всё же крылось искреннее желание Снайдера сделать всё по-своему. А этот фильм, похоже, выступил для него некой отдушиной от мрачных супергеройских произведений. Одни зрители полностью одобрят такой подход, но фанатам может показаться, что режиссёр всё же ограничивал себя в задумках.
При этом полностью народным хитом «Армия мертвецов», похоже, тоже не станет — фильм слегка затянут. Снайдер растянул прямую как палка историю аж на два с половиной часа, и это решение не совсем оправданно. Так, герои начинают свою вылазку в Лас-Вегас примерно спустя пятьдесят минут после начала фильма — из первого акта вполне можно было вырезать несколько сцен.
Впрочем, ленте это не так уж сильно вредит: Снайдер всё равно сохраняет динамику на протяжении всей истории, и фильм не успевает надоесть. Ещё нужно учесть, что это лишь первая часть запланированной большой франшизы — в производстве ещё находятся анимационный сериал и приквел. А в концовке режиссёр намекает на масштабное продолжение.
И если взять всё это во внимание, то «Армия мертвецов» выглядит некой пробой пера перед началом чего-то большего. И в этом контексте ругать Снайдера совсем не хочется: для него этот фильм — переход к новому этапу в карьере под крылом Netflix. И как самостоятельное произведение «Армия мертвецов» точно понравится многим поклонникам зомби-жанра.
Что понравилось
- Масштабные экшен-сцены с участием большого количества зомби.
- Простой и понятный сюжет без излишеств.
- Актёрская игра главных героев. Дэйв Батиста и вовсе сыграл лучшую роль в карьере.
- В некоторых сценах «Армия мертвецов» похожа на экранизацию Left 4 Dead или Dead Rising — фанатам этих игр фильм точно понравится.
Что не понравилось
- Снайдер будто ограничивал себя какими-то рамками — в фильме мало его авторских приёмов.
- Хронометраж мог быть и покороче — некоторые сцены не так нужны сюжету.