Обзор самых интересных разработок энтузиастов на PS Vita.

PlayStation Vita перестали производить в начале 2019 года, последнее обновление магазина было более полутора лет назад, а цифровые копии игр сейчас можно приобрести только в PS Store на самой консоли, ведь веб-версия магазина уже недоступна.

Можно подумать, что последняя портативная консоль Sony уже давно никому не нужна, но любовь разработчиков-энтузиастов к ней оказалась настолько велика, что разнообразные плагины, приложения, патчи и переводы игр появляются до сих пор.

Взлом консоли, по некоторым данным послуживший главным поводом для ее похорон со стороны производителя, стал началом преображения консоли сообществом.

Мы все прекрасно понимаем, что взлом, модификация и прочие операции с консолью или ее прошивкой противоречат всем лицензионным соглашениям, а также обычно сразу подразумевают пиратство, но оно в данной теме совершенно неинтересно. Все разработки сообщества будут рассматриваться не как инструкция, а лишь в ознакомительных целях ради осуждения и порицания. Также стоит напомнить, что любые вмешательства в программное обеспечение могут вызвать некорректную работу устройства, нарушить его приватность или банально вывести из строя.

Содержание

Производительность железа

Ограничения PS Vita Memory Card

Модификация игр

Улучшение функционала

Режим PSP

Remote Play и стриминг

Аккаунт и покупки

Интерфейс устройства

Производительность железа

Несмотря на отличные для портативной консоли характеристики, в Sony еще на стадии производства консоли ограничили частоты четырехъядерного процессора ARM Cortex-A9 для увеличения срока работы от аккумулятора и лучшей синергии с графическим чипом. Это создало забавный прецедент: не PlayStation 3, а Vita стала той самой консолью, о скрытом потенциале которой стоило рассуждать.

Немалое количество игр работает на Vita откровенно плохо: некоторые выдают слишком низкий фреймрейт, какие-то — низкое разрешение текстур и изображения, что может испортить впечатления от игрового процесса.

Но сообществом было установлено, что процессор может стабильно работать на частоте до 500 МГц (вместо стандартных 333 МГц), а графический чип — на максимально доступной частоте не только в некоторых приложениях, а в совершенно любых. Тут важно заметить, что изменение режима работы CPU и GPU снижает время работы от батареи, но не вызывает нагрева или повышенного износа устройства. Изменять частоты можно с помощью плагина PSVshell, который, помимо этого, может отображать данные о производительности и FPS. Меню плагина крайне удобно, ведь изменять параметры можно прямо во время работы приложений, а также сохранять пресеты настроек для любой игры.

Разработчики нередко снижали разрешение в играх для улучшения производительности, но иногда делали это совершенно необоснованно. Из-за этого некоторые игры работали на пониженном или довольно жестоком динамическом разрешении, а поклонники Miku получили ритм-игру Project Diva f в разрешении 640 x 352 пикселя, и она выглядела ужасно даже на небольшом экране консоли. Но спустя годы оказалось, что Vita способна выдавать картинку гораздо лучше.

Тут пригодится плагин VitaGrafix, который позволяет повысить разрешение во многих популярных играх, а также снять для них ограничение фреймбуфера и лимита FPS. На страничке GitHub необходимо загрузить файл с параметрами для поддерживаемых игр, а использовать плагин лучше всего вместе с программой VitaGrafixConfigurator. Она дает возможность быстро изменять настройки для игр и не копаться в файлах конфигурации вручную.

И раз уж была затронута тема изменении разрешения, то стоит упомянуть плагин Sharpscale, который позволяет настроить более качественное масштабирование изображения в играх для PSP и PS1. Что более важно, он дает возможность глобально снять ограничения фреймбуфера Vita, что необходимо при использовании патчей на увеличение разрешения в некоторых играх. Стоит учитывать, что одновременная работа Sharpscale и VitaGrafix в одном приложении невозможна.

Хоть вышеуказанные плагины и решают вопросы с производительностью и разрешением, но осталась еще как минимум одна проблема: консоль имеет несколько режимов управления питанием, и требовательные игры при запуске могут ограничивать использование Wi-Fi, снижать яркость экрана и отключать камеру консоли. Плагин NoPowerLimitsVita снимает все эти ограничения, дает возможность играть во все игры с максимальной яркостью и исправляет баг, при котором ограничение на использование Wi-Fi не снималось после закрытия некоторых приложений до полного перезапуска консоли.

Яркостью экрана тоже можно управлять более широко с помощью плагина vitabright, который дает возможность устанавливать яркость экрана ниже или выше значений, установленных в системе. Он удобен при игре ночью, но на максимальных значениях яркости сильно искажает цвета.

Можно предположить, что все эти плагины и разгон процессора будут сажать аккумулятор моментально, но это не так, с ними Vita все еще работает несколько часов — точное время установить сложно, износ батарей у всех пользователей разный, каких-то глобальных исследований не проводилось, а для более точного представления уровня заряда консоли можно установить vita-shellbat. Он выводит значение заряда аккумулятора в процентах в статус-бар.

Ограничения PS Vita Memory Card

Главная проблема, с которой сталкивался, наверное, любой владелец PS Vita — нехватка места на карте памяти. Цифровые копии игр и приложений все еще можно приобрести через PS Store на самой консоли со средств в бумажнике магазина, но покупки необходимо где-то хранить, а официальные карты памяти (которые во многом использовались в том числе для защиты от пиратства) на сегодняшний день стали ограниченным ресурсом. Производство остановлено, в магазинах их не осталось, аналогов не существует, а еще, как и любой другой носитель информации, они подвержены поломкам.

В итоге появилось два решения: PSVSD и SD2Vita.

PSVSD — замена 3G-модуля на кардридер и последующее изменение разделов памяти консоли, но из-за сложности реализации и возможности установки только в PS Vita 3G она не получила широкого распространения.

SD2Vita — переходник в разъем под картриджи для установки microSD и последующей подмены разделов памяти. Благодаря низкой стоимости и простоте установки он получил широкое распространение, а также полностью снял ограничение на допустимый объем карты памяти (максимальный объем PS Vita Memory Card составляет 64 гигабайта, а консоль не поддерживает «горячую» замену карт). В данном сценарии можно оставить официальную карту памяти под данные для эмуляторов или игр для PSP.

К сожалению, при всех преимуществах SD2Vita, его использование ограничивает возможность запуска физических копий игр, так как при извлечении переходника придется переназначать разделы обратно, а также иметь копию профиля на официальной карте памяти. Так как переходники и microSD тоже имеют свойство ломаться, то стоит заранее подготовить бэкап на основной карте памяти или внутреннем хранилище Vita Slim через приложение VitaDeploy, оно помогает вернуть настройки прошивки значительно быстрее.

Модификация игр

К сожалению, некоторые игры вышли на Vita не совсем в том виде, в каком всем хотелось бы: какие-то не добрались до Запада и не получили перевод, другие — получили видеоролики в низком разрешении ради экономии места или имели другие недостатки. Для исправления этих раздражительных проблемных неудобств был разработан rePatch-reDux0, основанный на бреши в защите раздела patch на одной из версий прошивки. Плагин позволил легко устанавливать патчи и модификации для игр, которые работают как с цифровыми, так и физическими копиями игр. При этом пользовательские модификации никак не влияют на целостность файлов игры и трофеи.

Чтобы разобраться, как работает repatch, стоит понять, как работают игры на Vita в целом. Изначальные файлы цифровой копии игры никогда не модифицируются и полностью соответствуют таковым на картридже при наличии физического релиза (за редким исключением). Если на игру выходит патч, то он распаковывается в отдельную папку, которая проверяется при запуске приложения на наличие новых файлов. Но бывают случаи, когда патч содержит не новые, а обновленные версии файлов, которые уже были в папке приложения. В таком случае старые файлы игры не удаляются, а превращаются в мертвый груз, который никогда уже не будет использоваться, пока не будет удален патч. Файлы модификаций для repatch становятся на уровень выше официальных патчей и просто подгружаются при запуске игры. Таким образом можно не беспокоиться: если модификация сломает что-то в игре, то ее всегда можно будет удалить без потери данных игры.

Также встречаются случаи, когда цифровая версия игры упакована в один или несколько больших файлов, и из-за описанных выше особенностей официальные патчи и пользовательские модификации могут создавать огромное количество неиспользуемых данных, что в условиях ограниченного пространства на карте памяти может быть не очень удобно. Например, Ys Origin весит около 1.5 Gb, а патчи на нее перекачивают практически всю игру заново, что создает более гигабайта ненужных уже файлов.

Можно самостоятельно проверять папки патчей и модификаций на предмет обновленных данных, чтобы удалить неиспользуемые файлы, но лучше воспользоваться программой ONEMenu, она может просканировать папки приложения и удалить все ненужное. Но делать это следует, только если вы не собираетесь потом удалять файлы патчей или модификаций, в этом случае игра просто перестанет работать.

Улучшение функционала

Кроме хорошей производительности и возможности носить с собой все любимые игры, часто хочется получить хороший функционал самого устройства, и тут у Vita тоже есть свои особенности и проблемы.

Скриншоты

В базовом интерфейсе VIta делать скриншоты получается не во всех приложениях, а сохраняются они в ужасном качестве. Плагин pngshot дает возможность делать скриншоты в любой момент и сохранять их в формате png c нативным разрешением экрана без сжатия.

Но при попытке получить сохраненные изображения не через неудобное официальное приложение для передачи данных на ПК, любой пользователь столкнется с новой проблемой: абсолютно безумной системой папок для хранения изображений. Тут поможет плагин reScreeny, после его установки скриншоты будут сохраняться в папке с названием приложения, что никак не повредит их отображению в галерее на самой консоли.

Помимо базовой потребности в скриншотах, многие пользователи привыкли к их автоматическому сохранению при получении трофея, что тоже возможно на Vita благодаря плагину TrophyShot. К сожалению, плагин имеет один минус: так как он работает в связке с pngshot, которому необходимо несколько секунд для сохранения изображения на карте памяти, то при получении нескольких трофеев сразу будет сохраняться скриншот только первого из них. В этом случае придется выбирать между автоматической схемой сохранения скриншотов или создать в папке плагина файл «platinum.txt», который прекратит создание скриншотов на всех трофеях кроме платин.

В случае с играми в PSP-режиме потребуется некоторая сноровка при сохранении скриншотов, так как установленная связка кнопок мгновенно вызывает меню закрытия приложения PSP, а изменить ее нельзя. В таком случае лучше сначала вызвать меню закрытия приложения, а потом уже нажимать Home + Start для сохранения скриншота.

А для игр с PlayStation 1, запущенных через официальный эмулятор, потребуется установить плагин PSOneShot, так как иначе скриншоты будут сохраняться некорректно.

Трекинг времени в играх

Трекинг времени на консолях PlayStation появился только у PS5, но сообщество давно решило эту проблему на Vita. BetterTrackPlug считает время для всех приложений и создает топ из самых популярных на консоли игр.

Управление в играх

Даже в 2022 году не все разработчики игр позволяют удобно настроить управление в играх, что влияет не только на удобство, но и на доступность игр для людей с ограниченными возможностями. На PS Vita эту ситуацию исправляет плагин reVita. Он имеет огромное количество опций и возможностей, а также позволяет настроить мертвую зону стикам, если на них появился незначительный дрифт. Так как reVita требует снятий ограничения на количество операций ввода-вывода, для его использования необходимо установить дополнительный плагин ioplus.

Помимо изменения настроек управления есть возможность смены самого устройства для управления в играх, к Vita можно подключить DualShock 3 или DualShock 4 по Bluetooth, а на Vita TV уже есть поддержка DualSence.

Саму консоль тоже можно использовать как геймпад, для этого понадобится плагин vitastick.

Сохранения игр

PlayStation Vita имеет, наверное, самую странную особенность среди всех консолей: при удалении цифровой копии игры также удаляются и все данные сохранений. Вероятно, это было сделано для экономии места на карте памяти, но нет ничего обиднее, чем потерять весь свой прогресс.

Но и тут ситуацию можно исправить, приложение vita-savemgr дает возможность создавать бэкапы сохранений в любой момент и восстанавливать их при необходимости. Единственное, что важно помнить пользователю: перед восстановлением файлов из бэкапа необходимо хотя бы один раз запустить игру, чтобы у нее создалась папка для сохранений.

Прослушивание музыки во время игр

Пользователи домашних консолей PlayStation уже привыкли слушать музыку или подкасты во время игры, но официальная прошивка PS Vita не дает возможности получить такой опыт. Плагин Music Premium в связке с плеером ElevenMPV позволяет исправить эту ситуацию и слушать музыку в любой игре.

ElevenMPV при этом дает возможность не только слушать музыку с самого устройства, но и стримить звук с роликов на YouTube или сохранять аудиодорожку на устройстве. Приложение активно развивается, скорее всего в будущем у него появятся новые интересные функции.

К сожалению, тут пока есть некоторые ограничения: при включении Remote Play Music Premium вызывает зависание устройства.

Режим PSP

В технической документации PS Vita называется psp2, и было бы странно, если бы она не имела обратной совместимости с PSP. В консоли имеется полноценный режим PSP, обеспечивающий возможность запуска любых приложений с первой портативной консоли Sony. Опыт с обратной совместимостью тоже можно улучшить, установив оболочку для режима PSP – Adrenaline.

При первом запуске он скачивает полноценную прошивку от PSP и запускает знакомое многим XMB-меню. Но помимо стандартного функционала прошивки в настройках можно выбрать область отображения, способ фильтрации и скейлинга картинки, создавать сейвстейты в играх и управлять разделом, где хранятся игры для эмуляции. При использовании sd2vita можно сделать официальную карту памяти хранилищем для Adrenaline.

С играми PS1 все несколько интереснее, они воспроизводятся встроенным в прошивку PSP официальным эмулятором, и он имеет дополнительные настройки, доступные по нажатию кнопки PS. Также игры PS1 можно ускорить в два раза, нажав Select + L.

В некоторых играх с PSP можно повысить разрешение до нативного у Vita, для этого используется плагин GePatch, но он поддерживает не очень большое количество игр, а дальнейшая его разработка остановлена из-за ограничений режима PSP. Но при этом GePatch — это отличный пример поддержки разработчиков сообществом: за несколько недель после выхода плагина пользователи проверили около 1000 тайтлов с PSP на разных версиях GePatch и нашли все работоспособные игры.

Стоит упомянуть, что PSP имела всего один аналоговый стик, что особенно било по удобству в некоторых играх. Но существует два плагина для исправления этой ситуации:

  • RemasteredControls. Список поддерживаемых тайтлов ограничен, так как плагин обращается к системе управления самой игры, восстанавливая функционал, оставшийся при портировании с PS2 или же симулируя подключение DualShock 3.
  • camera_patch_lite. Более грубое решение, так как плагин просто размечает на правом стике кнопки, которые отвечают за камеру в игре.

Также Adrenaline позволяет оценить любые пользовательские приложения с PSP, если они поддерживают прошивку 6.61.

Remote Play и стриминг

Стриминг игр на Vita

Remote Play с PlayStation 4 – это удобно, а поклонники Vita остались разочарованы отсутствием этой функции для PlayStation 5. На данный момент никаких решений для этого нет, но есть возможность создать аналог Remote Play с ПК.

Программа Moonlight позволяет консоли определяться как Nvidia Shield и полноценно стримить на нее любые приложения в нативном разрешении экрана. К сожалению, работает она только с видеокартами Nvidia, поддерживающими функцию потоковой передачи игр.

В сети часто жалуются на плохую работу как Remote Play, так и Moonlight, но чаще всего проблема заключается не в роутере или слабом модуле беспроводного сигнала, а в настройках энергосбережения: по умолчанию Wi-Fi на Vita работает в режиме Power Save Mode, а расположение этого пункта в настройках не совсем очевидно. Чтобы выключить этот режим, пролистайте список настроек Vita до конца и откройте меню настроек энергосбережения, где уже сможете снять нужные галочки. Также для улучшения связи с PlayStation 4 стоит отключить в ее настройках опцию «Connect Directly with PS Vita/PS TV».

Стриминг игр с Vita

Долго время считалось, что записывать видео или стримить игры с Vita невозможно, но впоследствии было обнаружено, что консоль способна отдавать видеосигнал в нативном разрешении через USB. Для этого используют плагин udcd_uvc, который заставляет компьютер думать, что консоль — это видеокамера, с которой можно получать картинку. Звук, к сожалению, можно передавать только по 3.5 мм кабелю, но в таком случае не всегда удается избавиться от шумов и наводок.

VitaDock+

Чисто технически, PS Vita — это Nintendo Switch своего времени, ведь с выходом PS Vita TV гайдлайны для разработки игр были переписаны, тачскрин и задняя панель были забыты, так как новые игры должны были работать не только в портативном режиме, но и с геймпада. При этом нигде не упоминалось, что и сама Vita способна отдавать изображение по USB. В итоге был создан полноценный док для вывода изображения на телевизор по HDMI c возможностью апскейла до 720p. Для его самостоятельной сборки понадобится Raspberry Pi, при этом управление в играх можно переключить на DualShock 3/4, а звук передавать через Bluetooth. У автора есть подробнейший текст по созданию дока, с ним можно ознакомиться на его странице GitHub.

Аккаунт и покупки

Управление аккаунтом

PS Vita поддерживает только один аккаунт на устройстве, что не всегда удобно. Simple Account Switcher позволяет переключаться между любым количеством аккаунтов, но важно помнить – при переключении трофеи в уже установленных и единожды запущенных на другом аккаунте играх работать не будут. Для активации трофеев придется переустанавливать игры заново, так как трофеи привязываются к аккаунту на первом запуске приложения.

Покупки в PS Store

Официальное приложение PlayStation Store не всегда работает корректно и невероятно медленно загружает страницы товаров. А после отключения Web-версии магазина оно стало единственным способом легально приобрести цифровые версии игр. Чтобы хоть немного уменьшить страдания от покупок, можно воспользоваться приложением PlayStation Mini Store, которое отображает лишь текстовую информацию и позволяет перемешаться по магазину значительно быстрее без каких-либо потерь в функционале.

Интерфейс устройства

В PlayStation Store есть множество тем интерфейса для PS3 и PS4, но не для Vita, а подавляющая их часть не выходила за пределами японского региона. В связи с этим не могла не появиться программа, которая позволяла бы пользователям устанавливать свои темы, тем более, их создание оказалось простым и доступным.

Custom Theme Manager дает возможность устанавливать как и самостоятельно созданные, так и взятые с популярного репозитория темы.

Помимо этого, есть возможность убрать рекламу PS Store в менеджере открытых приложений с помощью QuickLaunchInstaller, поставив там ярлыки часто используемых приложений, удалить иконки ненужных стоковых приложений с помощью Stock App Remover или изменять пузыри, страницы запуска и названия игр через Custom LiveArea.

При желании можно даже изменить синюю подложку при разблокировке устройства благодаря плагину fruitpeel.

Из-за возможности установки карт памяти любого объема через sd2vita пользователи столкнулись с ограничением количества пузырей приложений в главном меню: LiveArea отображает максимум 500 пузырей, расположенных на 10 страницах. В связи с этим появились сторонние лончеры для отображения всего установленного контента, например, OneMenu, Vita Laucher или RetroFlow Launcher.

Помимо всего прочего, официальные прошивки не только добавляли новые функции, но и иногда удаляли старые. Например, возможность копирования и вставки текста пропала после обновления системы 1.06 без объяснения причин, но ее можно вернуть с помощью плагина PasteUnlock.

***

На PS Vita есть огромное количество и других программ: эмуляторы, порты игр с других платформ, приложения для чтения книг и манги, но с ними можно самостоятельно ознакомиться либо через популярный репозиторий, либо с помощью приложения Vita Homebrew Browser и его аналогов. Также есть экспериментальные или находящиеся на самых ранних стадиях разработки программы и плагины, которые пока невозможно комфортно использовать, они включены в текст не были. Помимо этого, невозможно представить, до чего дойдет изобретательность сообщества, ведь любовь к PS Vita не угасла до сих пор.

В Sony не очень любят даже вспоминать продажи PS Vita

Многие считают, что PS Vita была полным, катастрофическим, ужасным, роковым, сокрушительным и невыносимым провалом. Пусть она и продалась в объеме около 10 миллионов юнитов, но это отличная портативная консоль, на которую вышло около 1300 игр даже несмотря на быстрое прекращение поддержки от Sony. А сейчас можно смело сказать, что Vita собрала вокруг себя уникальное сообщество, которое не просто любит устройство, а стремится сделать его лучше.

Vita means life

Кадзуо «Каз» Хираи

К сожалению, PS Vita стала последней портативной консолью от Sony, вероятность появления новой карманной PlayStation стремится к нулю, а если посмотреть на актуальный рынок портативных консолей, то там мы увидим только не совсем портативную Nintendo Switch. А очень хотелось бы увидеть больше классных и уникальных устройств.

 

Источник

Читайте также