Небольшой текст про не особо замеченный сериал по британскому готическому роману Сары Перри — «Змей в Эссексе».
Книга экранизирована достаточно точно, так что не будет боле об этом. Если вы читали книгу, то главное изменение в финале, он более определённый.
На русском выходил ещё «Мельмот«, роман 2018-го года, перевод вышел в 2020-м году, до меня не доехал, так что ничего не скажу про качество, но Фантлаб говорит, что это переосмысление «Мельмота-Скитальца» Чарлза Метьюрина.
Второе П — Перри, которая Сара и ещё и Писательница.
Госпожа Сара Перри родилась в Челмсфорде, Эссекс, в семье строгих приверженцев баптистской церкви, что непоправимо повлияло на неё, поскольку она росла без доступа к современному искусству, культуре и литературе. И все мы видим к чему приводит время заполненное классической музыкой, романами, поэзией и церковной деятельностью. Человек начинает писать книги. Избыток Библии короля Иакова, по её же словам, повлиял на стиль письма.
Довольно интересно, что… странность воспитания не нанесла тяжких душевных травм Перри, а наоборот — дала почувствовать и создать свой собственный голос. «Джейн Эйр» в восемь, любимая кинозвезда в лице Клинта Иствуда (если что, дело было в 80-х), Дебюсси вместо «Oasis» (а это уже в 90-е), стихи Теннисона и иллюстрации к «Пути пилигрима» Баньяна.
К слову, докторская диссертация Перри, по творческому письму, показывала важность зданий в готической прозе, сквозь призму готики в творчестве Айрис Мёрдок.
Третье П — Производство и всё что около.
Сериал вышел на Apple TV+ (после «Ради всего человечества», я даже обрадовалась подобному), и был анонсирован ещё в 2020 году, с Кирой Найтли в главной роли, но сия леди в связи с короной решила остаться дома с детьми, так что каст подправился (имхо, к лучшему).
Срежиссирован сериал был руками Клио Барнард, английской режиссёрки и сценаристки, что ранее снимала «The Selfish Giant» (2013) по рассказу Оскара Уайльда и «Dark River» (2017) с Шоном Бином. Вообще там ещё были работы, но в этих я хоть за что-то могла зацепиться.
В ролях весьма интересная подборка актёров. Две главные роли — это Кора Сиборн, в исполнении Клэр Дэйнс (Джульетта в «Ромео + Джульетта», Ивэйн в «Звёздной пыли» и Кэрри Мэтисон в «Родине») и Уильям Рэнсом в исполнении Тома Хиддлстона (Кориолан в «Кориолане», Адам в «Выживут только любовники», Роберт Лэйнг в «Высотке», Джонатан Пайн в «Ночном администраторе»).
Второстепенный состав — Люк Гарретт в исполнении Фрэнка Диллейна (я его знаю только по роли мелко-Волдика из «Гарри Поттера и Принца-полукровки»), Стелла Рэнсом в исполнении Клеманс Поези (Хлоя из «Залечь на дно в Брюгге» и Флёр Делакур из всё того же «Гарри Поттера»), Марта в исполнении Хейли Сквайрс (вообще не знаю кто это), Джордж Спенсер в исполнении Джамаэля Вестмана (тоже не знаю кто это).
Казалось бы, Хиддлстон должен перетягивать на себя всё одеяло актёрства, но, сюрприз-сюрприз, ничего такого не случается. Женская часть каста, да и мужской дуэт Диллейна и Вестмана вполне успешно удерживают внимание на себе, а Хиддлстон, что ж, он играет свою роль из «Багрового пика», сиречь ходит и пострадывает. Привлекательно пострадывает, шоб женская часть аудитории была довольна.
Сюжет, движимые картинки и не только.
Последний путь мужу Коры облегчает Люк, молодой и ретивый доктор, что в равной степени хочет медленно и печально утешить новоиспечённую вдовушку и продвинуть к новым горизонтам славное дело операций на сердце.
Вместе с Корой живёт компаньонка, подруга и социалистка Марта, которая чрезвычайно хочет помочь своей подруге пройти сквозь сложный период.
В целях облегчения вдовьей доли предпринято путешествие в Олдвинтер, где, по слухам, некий Змей пожрал местную девушку. Кора, с её любовью к палеонтологии и вере в возможность нахождения не вымершего динозавра с азартом ломится к приключениям. А в Олдвинтере, в первую очередь находится местный пастор Уилл, главной заботой которого является убеждение своей паствы в том, что никакого Змея нет, успокойтесь уже. Получается с переменным успехом. Зато у него очень красивые глаза.
И не менее красивая жена с звучным именем Стелла. Ведёт себя она как истинная жительница звёзд, преисполнившаяся познания и просветления, что, в принципе, не является плохим качеством для жены пастора.
Ну и где-то на относительно глубоком фоне бегает Спенсер, который пытается поддерживать Люка и подкатывать к Марте. Итог, как и процесс, будет довольно неожиданный.
Что же будут делать все эти люди? Ну-с… Надо обсудить вопросы веры. Веры в веру. Науки. Веры в науку. Преимуществ и недостатков научного и теологичного познания действительности. Проблематику предрассудков. Проиллюстрировать всё это. Наглядно. Обсудить социальное неравенство, с вопиющими примерами конца XIX-го века. ПЕРЕТРА, ой, простите, познать друг друга в библейском смысле и отрефлексировать и отстрадать это. Сделать «ой, всё», переобижаться, помириться, найти устраивающий всех, хотя и экстравагантный компромисс, к которому одна звёздочка склоняла все шесть серий. Получить хэппи-энд. Бинго. Вы узнали сюжет «Змея в Эссексе» не узнавая сюжет «Змея в Эссексе».
Ирония в том, что даже если бы я заспойлерила сюжет от начала и до конца, со всеми перипетиями и деталями, это не было бы особо важно. Прелесть подобных сериалов в процессе, в происходящих событиях. В том как Кора не понимает флирт, и том, как это отыгрывает Клэр Дэйнс; в том как дилемма веры и желаний Уилла отражается на лице Хиддлстона; как тонкие намёки Стеллы толкают сюжет и как истлевает её персонаж в теле Клеманс Поези; как Люк и Марта безуспешно пытаются донести свои чувства и желания до несколько инфантильной Коры (и это я сильно преуменьшаю масштабы проблемы); а, ну и есть Спенсер, но он просто хороший мальчик, концентрированное уруру и мимими.
Ещё есть медленно нагнетаемая атмосфера, которая выстреливает в конце, или в середине, или ещё где-то. В общем нагнетание и разрядка тут важны.
Хотя и про юмор не забывают. Для явления русских титров тыкните в картинку.
Движущиеся картинки.
Это удивительно красивый сериал. Учитывая серо-болотную эстетику Вальгаллы, можно было бы ожидать тоскливого и унылого зрелища, но сериал наоборот, поражает своеобразной красотой. Неторопливость, неспешность и размеренность происходящего только помогают вглядеться в красоты пейзажей, выставленные ракурсы, освещение и прочая и прочая.
Туть спойлер, большой, но красивый, так что открывайте на свой страх и риск —
Содержание скрыто
Показать
Саундтрек.
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек с лёгкими нотками «Sunless Sea», чуть более меланхоличного, но столь же тревожного.
Итог.
Это хороший сериал с отличной актёрской игрой, сюжетом, атмосферой, стилем, музыкой, наличием исторически оправданных квот, поднятием важных вопросов, высмеиванием душевных терзаний трепетных натур (да-да-да, рефлексировать это несомненно важно, но иногда стоит вспоминать, что есть люди у которых могут быть технические проблемы с рефлексией глубоких душевных проблем в связи с объективными проблемами из физического мира) и который ещё и является хорошей экранизацией. Из минусов, возможно «Змей в Эссексе» чуть более ориентирован на женщин, чем вам бы хотелось. Но что вы хотите от неовикторианской истории?