Ветхий завет, чужой завет

Как последние фильмы по вселенной «Чужого» перезаписывают воспоминания детства.

Я убеждён, что, во-первых, татуировка должна в себе что-то нести. А во-вторых, должна быть посвящена тому, поклонником чего ты будешь всю жизнь. Поэтому к рисунку нужно подходить ответственно.

На моей левой руке набит уроборос — символ цикличности. Это связано с некоторыми событиями из жизни и идеями, поселившимися в голове давным-давно. Но уроборос не простой: он использует образ Чужого, фанатом которого я не перестану быть никогда.

Тогда я так думал. Но последние фильмы Ридли Скотта заставляют меня сомневаться.

Осторожно, спойлеры к фильмам «Прометей» и «Чужой: Завет».

Загрузка завершена

Удивительно, как легко можно изменить ощущения от любимых произведений. Память перезаписывается, как дискета: поверх того, что ты знал ранее, накладывается новый опыт и неизменно влияет на воспоминания. И чем плотнее связь настоящего с прошлым, тем сильнее влияние.

В «Чужой: Завет» Скотт несколько раз включает саундтрек из самого первого фильма, с которого всё началось, и связывает две свои картины намертво.

Фантазии об идеальном организме, о его происхождении, о Космических Жокеях. «Чужого» окутывала тайна: сама суть оставалась всё это время за кулисами. Но Скотт одернул занавеску, и все увидели, что никакой тайны на самом деле нет.

Космические Жокеи, они же Инженеры и Создатели, оказались некоей расой, напоминающей внешне лемурицев Мулдашева: обычные религиозные фанатики, которые создали человечество, а потом решили всё уничтожить. Ну а вид ксеноморфов создал андроид-творец, возомнивший себя богом. Так что у чужих просто нет истории. И никакие они не чужие.

Любой другой исход был бы лучше. Вот лишь несколько вариантов, которые приходят в голову:

1) Космические Жокеи — исследователи космоса, раса учёных, добившаяся утопии у себя на родине и отправившаяся изучать другие миры. Они разработали программу мирного освоения космоса, но не были готовы к встрече с ксеноморфами — с видом, который просто стремится выжить любыми способами, договориться невозможно.

2) Жокеи — всё, что осталось от древней расы, совершившей «переход» за грань мироздания. Посланники, задача которых — нести свет в массы и помогать другим расти нравственно и духовно. Чужие в этой концепции — грубая животная сила, противопоставление, символ всего тёмного, что есть в живом существе.

3) Ксеноморфы — вышедший из под контроля генетический эксперимент Жокеев, которые использовали их как рабочую силу в своём идеальном мире. Одна из колоний Жокеев оказалась заброшена, и Чужие остались сами по себе, научились выживать без своих хозяев, как шогготы у Лавкрафта.

4) Или всё могло быть так: раса Жокеев в определённый момент своего развития стала поклоняться Чужим, как идеальному организму. В разные уголки галактики были отправлены специальные корабли-«евангелисты», распространяя ксеноморфов по звёздным системам.

5) Всё это — сон собаки, я не знаю. Даже такой вариант был бы лучше.

Но дело в том, что никакого исхода не должно было быть вовсе. Иногда тайны лучше не раскрывать: вспомним Lost, главную интригу которого объяснили магией и божественным присутствием. В то же время, есть множество удачных примеров, где тоже была замешана религия: «Вавилон-5», «Звёздный крейсер «Галактика», тот же «Звёздный путь: Глубокий космос-9».

Ридли Скотт, отбросив весь опыт предшественников, лишил чужих истории. Человек создал машину по своему образу и подобию, чтобы эта машина исключительно из творческого интереса создала вид, который может уничтожить человека. Заходит речь о некоей чёрной жиже, биологическом оружии, которое каким-то образом зарождает внутри любого организма другой организм, переписывающий ДНК. Дикий, необузданный. А ксеноморфов создаёт эстетствующий андроид, которому человек, просто боящийся смерти, дал дар творчества.

Режиссёр прикрывает банальную и непроработанную историю библейскими метафорами, которые на поверку оказываются много примитивнее, чем в супергероике Снайдера. Он изобретает некий чужой завет, вольно обращающийся с ветхим заветом. И этот завет навязывает единственно верную точку зрения на все вопросы о происхождении видов.

Ридли Скотту почти 80 лет. Он определённо состоялся, как режиссёр, снял как минимум несколько фильмов, ставших культовыми. И чужие его, похоже, уже не особо интересуют: «Прометей» в процессе работы над сценарием вылился в самостоятельную историю, посвящённую вовсе не ксеноморфам.

Но тогда это можно было принять за недоразумение, одну из вольных трактовок. «Завет» продолжает тему, акцентируется на происхождении видов и мотивах Дэвида, и привязывает объяснение к вселенной намертво.

Вселенная «Чужого» была такой замечательной во многом благодаря разным режиссёрам, разным концепциям. У каждого — своё, даже у Жана-Пьера Жёне. Идея с клонированием из «Чужой: Воскрешение» уже не кажется такой плохой. Каждый вносил свой вклад: прямо ничего не объяснял, но намекал. Лучше бы так продолжалось и дальше.

Отдав всё в руки одного человека владельцы вселенной обрекли её на однобокую, каноничную трактовку, которой не должно было быть. У Бломкампа, который собирался снять новых «Чужих», не было сценария, но, по крайней мере, у него могло получиться нечто иное, своё.

Ридли Скотт же, ударившийся в вопросы веры и раскрывший их максимально поверхностно, просто сделал не те фильмы, которые заслуживала вселенная «Чужого». Это будто бы кино про нечто другое, к которому зачем-то привязали ксеноморфов. По «Завету» это очень заметно: хоть какой-то дух первых фильмов появляется там только на последних минутах, вместе с чужим.

И теперь я смотрю на свою тату и думаю: «Чёрт возьми, и что теперь это значит? Что я ношу на своей руке?». Образ существа без истории, которого создал какой-то эстетствующий андроид, чей «отец» не читал Азимова.

Но, увы, забыть «Прометей» и «Завет» не выходит, уже поздно. Дискета перезаписана. Даже если ещё десять раз пересмотреть трилогию, былого не вернёшь.

#мнения #кино #чужой #завет

 
Источник: DTF

Читайте также