Внимание! Этот материал составлен офицером-психологом, ветераном боевых действий. В нем высказывается личное мнение, построенное на субъективном опыте.
Иногда, оглядываясь в прошлое, мы подмечаем как на нас сильно повлияло то, или иное явление. Это может быть реальное событие, взаимоотношения, или даже вещь, которая попала к нам в руки в нужный момент нашей жизни. Это называется «ретроспектива», термин буквально означающий «взгляд, обращенный в прошлое». Такое взаимодействие нашего сознания с памятью – вполне нормальный процесс психики. Грубо говоря: анализ своей памяти – это одна из частей инстинкта самосохранения, необходимого для дальнейшего выживания индивида с древних времен зарождения человечества по сей день.
Как вы уже догадались, этот блог о том, как на меня повлиял один из лучших фильмов на моей памяти – «Звездный десант» Пола Верховена (1997 года), вдохновленный романом известного военного фантаста Роберта Хайнлайна.
Итак, по хронологии событий. Шел 1998 год. На рынках работали торговые раскладки с тогда популярными VHS кассетами под домашние магнитофоны. Так как мои родители были прогрессивными молодыми людьми, у меня в квартире было целых два таких девайса и каждую неделю они покупали парочку кассет с актуальными фильмами и мультиками. Проблема была в двух нюансах. Первый – отвратное качество записи. То, что сейчас можно найти на развалах интернета под названием «экранка», тогда считалось недостижимым эталоном качества видеоряда. Второй момент – «гнусавый перевод в нос», каждого второго фильма на носителях. Привет Володарскому, ставшему иконой перевода и озвучки того времени.
Однако мы тогда не знали лучшего, а потому все выглядело вполне чудесно. Хотя сейчас вы бы наверняка воскликнули глядя на экран – «Что это за дерьмо?!».
И вот мне в руки попадает кассета с название «Звездный десант». В то время меня слабо интересовали первые 20 минут фильма, где идет рассуждение о природе демократии, тоталитаризма, ксенофобии, института гражданства и ценность получения этого самого гражданства. Кстати, у конкретно этой кассеты было вырезано пару интересных моментов, видимо из-за нехватки места на магнитной ленте. Сам фильм идет почти два часа, а носитель был рассчитан на полтора. Вот такая подстава.
Сейчас же для меня это, наверное, самый интересный отрезок фильма в плане разбора.
Первая сцена показывает нам общество будущего, как его тогда видели: летающие машины, единое мировое правительство, архитектура простая и в тоже время монументальная. Забегая чуть-чуть вперед, стоит сказать, что в этом будущем, предположительно двадцать третьего века, демократия потерпела крах. Власть была захвачена военными, разочарованными в популистической политике. Да-да, та самая военная хунта, которой нас так пугают с экранов телевизоров, у кого они еще остались.
Была сформирована Объединённая Гражданская Федерация, где люди поделены между собой на два лагеря. Граждане – отслужившие добровольную воинскую службу мужчины и женщины, получившие при этом массу льгот: возможность заниматься политикой, иметь лицензию на рождение детей, получить бесплатное высшее образование и самое важное — право голоса на выборах. А также – неграждане, лишенные данных привилегий люди.
Главные герои ленты – подростки оканчивающие школу и решающие, что им делать со своей жизнью. Кармен Ибанез – юный гений математики, мечтающая стать военным пилотом. Влюбленный в нее по уши Джонни Рико – спортсмен не семи пядей во лбу. Диззи Флоренс – также харизматичная спортсменка, мечтающая отбить Рико у Кармен. И самый интересный персонаж четверки, по моему скромному мнению, незаслуженно обделенный вниманием сценариста – Карл Дженкинс, гений, обладающий телепатией из-за мутации генома. Его, кстати, играет молодой Нил Патрик Харис, известный большинству как Барни Стинсон из ситкома «Как я встретил вашу маму». Интересен персонаж тем, что именно его ролевую модель автор принял близко к сердцу, так как будущая военная профессия Карла крайне близка с моей – офицер-психолог того времени.
Небольшая ремарка про личный опыт. В свое время у меня был выбор каким офицером мне быть. Военная кафедра предоставляла выбор либо «офицер-психолог», либо, если не ошибаюсь в названии «военный экономист», точную расшифровку факультета за давностью лет не помню. Интересным этот момент становится благодаря тому, что большинство выбирало именно второй вариант. Офицер-психолог считался новомодной недопрофессией, введенной только ради привлечения абитуриентов. Тогда крупномасштабных конфликтов не было, и, естественно, студенты с большей охотой предпочитали быть тыловиками-хозяйственниками, которые могут что-то принести из военной части домой. Ох уж эти 90-е и нулевые… Как вы правильно понимаете, автор выбрал первый вариант. И вполне успешно благодаря этому и военному опыту ведет этот блог (ютуб) уже почти год. Смотря в прошлое, понимаю, что не последним аргументом в данном выборе было именно мировоззрение, частично сформированное фильмом Верховена и книгами Хайнлайна, но о них позже.
По ходу повествования мы периодически сталкиваемся с кадрами местной интернет сети с новостями, агитацией, кадрами повседневной жизни людей будущего. Она является аллюзией на понятия глобальной пропаганды и «Большого брата». Это еще плотнее приближает нас к этому обществу и разъяснению его культурной структуры. Большинство зарисовок имеют милитаристический характер с одним лозунгом, который тяжело описать на русском, но приблизительно таким: «Я вношу свою лепту в общую победу!».
И тут возникает вопрос: победу над кем? Практически сразу нам дают ответ. Арахниды. Чужеродный вид членистоногих, идущих по иному пути эволюции, схожему с муравьями. Только желающими проводить экспансию за пределы своего родного мира – Клендату. Их представители путешествуют между звездами, в посланных гигантскими инсектоидами астероидах со спорами внутри.
Частично столкновение с данными пришельцами сплотило людей и произвело волну ксенофобического настроя среди населения. Началась война двух очень разных видов, как с биологической, так и с социальной точки зрения.
Знакомство с арахнидами эффектно. Показано оно с перспективы камеры оператора военного журналиста во время высадки звездного десанта на планету Клендату. В этой вселенной это самая масштабная операция человечества, во время которой погибло больше миллиона хомо сапиенсов. В это же время звучит эпохальная фраза: «Это ужасная планета, отвратная планета жуков!» и журналиста распополамливает инсектоид. У этих «ребят», закономерно, не существует международного законодательства о недопущении убийства представителей СМИ.
Одним из лейтмотивов боевых сцен, помимо самого экшена, естественно, становится потеря «невинности» юных, молодых, здоровых людей. И под невинностью подразумевается романтика войны, иллюзии, которые питают подростки про их первый бой и военную карьеру. Как теряя друзей, побратимов, сослуживцев и убивая, пусть даже отвратных жуков, теряешь человечность, гуманистические ценности, а война становится самоцелью, вокруг которой образуется мировоззрение. Это демонстрируют и диалоги, где, к примеру, принимая новую должность и повышение Рико говорит: «Я буду выполнять эту работу пока меня не убьют, или вы не найдете лучшего!». Тем самым принимая изменения личности на фундаментальном уровне сознания.
Но вернемся к правильной хронологии. Кармен после выпускного бала первым делом направляется на мобилизационный пункт. Джонни как привязанный следует за ней, несмотря на протест своих богатых родителей. Однако из-за низких оценок он получает распределение в звездный десант. Это его слегка разочаровывает. Остальные военные называют десантников тупыми и ни на что негодными в космический век. Второй удар по Джонни наносит место распределения. Его направляют в тренировочный лагерь, а его любовь – в космическую академию пилотов на Луне.
Тут важный психологический момент показывает инструктор. Этот психологический прием практикуют все опытные офицеры и сержанты. Называется он «Я вожак!». В чем суть – во время первого знакомства с отрядом ты провоцируешь группу на реакцию. Обычно, это стандартный социальный раздражитель. Как правило, откликается индивид желающий стать неформальным лидером. Офицер выводит его перед строем, лишая чувства локтя и либо морально, либо физически унижает его, безапелляционно закрепляя за собой статус доминантного самца социальной группы. Продвинутые офицеры также выбирают второго по реакции индивида и берут его в помощники, нивелируя шансы группы на спонтанное создание неформального лидера. Особо интересно смотреть на реализацию этого приёма женщинами-офицерами.
Подобную сцену вы также могли видеть в киноленте «Цельнометаллическая оболочка», где сержант-морпех унижает новобранцев.
Где-то за кадром Карл вступает в ряды военной разведки. Его работу можно наблюдать в обучающем ролике местного интернета, где он рассказывает про физиологию жуков и их правильное уничтожение стрельбой по узлу нервной системы.
В какой-то момент на учебном полигоне дислокации Рико появляется Диззи. Как оказывается, она настояла на своем переводе именно в это подразделение. После небольшого конфликта меду ними происходят сразу несколько важных сюжетных событий. Кармен бросает Рико, используя местный аналог СМС-ок. Рико, благодаря поддержке Диззи, становится командиров взвода и во время учений совершает ошибку, стоящую жизни другому курсанту.
Ах да, еще Эйс, тупит и получает важный жизненный урок.
«Противник не сможет применить оружие, если ты повредил его руку».
Не спорь со своим командиром.
После этого Джонни получает десять ударов кнутом – административное наказание. Он осознает свою безответственность и решает уйти из армии. В то же самое время дальнобойная артиллерия жуков каким-то образом умудряется добить до Земли. Как именно – умалчивается. Это, кстати, один из немногих недостатков сценария, который замусолили русскоязычные блогеры. Хотя у комьюнити есть разные версии объяснения данного сюжетного поворота.
Снаряд попадает в родной город четверки, обозначенной вначале, – Буэнос-Айрес. Это становится катализатором войны и возвращения Рико в ряды десанта.
В коротком промежутке подготовки к военным действиям десантники показательно храбрятся и делают татуировки с надписями «Смерть с небес». Позже так назовут фильм о фильме, где творцы «Звездного десанта» расскажут о трудностях создания киноленты.
Далее мы видим повтор событий флешфорварда о высадке на Клендату, но на этот раз с перспективы уже героев: Кармен, находящейся на орбите планеты, и Джонни десантирующего на поверхность.
«Помните ваши тренировки и вы вернетесь живыми!».
«Стреляйте во все, что имеет больше двух ног!»
Люди не ожидают жестокого отпора и потому терпят сокрушительно поражение во всех точках вторжения. Армада кораблей на орбите подвергается массированному обстрелу плазмой. Последнее, что видит Рико – смыкающиеся возле его лица желваки жука.
И все же его, уже без сознания, вытаскивает отряд. Потери в операции колоссальны. Недооценка противника приводит к отставке главнокомандующего маршала, смене военной доктрины, а также рьяному обсуждению общества и ученых о разумности противника.
Жалкие остатки отряда Рико переводят в другой отряд, самый эффективный при высадке на Клендату – «Сорвиголовы». Там он встречает своего бывшего учителя-ветерана, решившего вернутся на службу. Именно он преподавал ему в начале фильма и рассуждал о природе построения социального общества в человеческой истории. Тут произносится еще одна эпохальная фраза.
«Правило у меня только одно: воюют все, никто не сдаётся. Кто сдрейфит, того я пристрелю!». И эти слова подтверждаются действием еще не раз. Кстати, здесь, скорее всего, идет отсылка на мировые войны двадцатого века, когда черная пропаганда заставляла солдат верить, что враг не берет в плен, а если берет – ждут страшные пытки и медленная смерть.
Сорвиголов почти сразу отправляют на задание. По новой военной доктрине десантники лишь зачищают остатки врага после ковровых бомбардировок штурмовиков. Тактика выжженной земли. Во время такой зачистки мы видим, как добивают раненных жуков, а также подрывают подземные туннели членистоногих. Впрочем, как и любая военная операция в истории человечества, эта не проходит стопроцентно успешно. Из-под земли вырывается «танкер». Огромный жук, использующий железы с огненной смесью. Броня не позволяет нанести ему полноценный урон легким огнестрельным оружием. Зато Рико умудряется запрыгнуть на него со скалы. Далее он проделывает небольшую брешь в панцире и закидывает внутрь жука гранату. Тем самым получая овации сослуживцев и повышение от командира.
Стоит ли говорить, что этот отрезок, с большой вероятностью, намекает на действия армии США во Вьетнаме 60-70 годов прошлого века. Особенно ярко отображена тактика Вьетконга внезапных засад из под земли.
После тяжелого дня подразделение встает на ночевку. И вот здесь у меня претензия личного характера. Проматывая этот кусок раз десять, не увидел ни внешнего ограждения, ни патруля, ничего для безопасности лагеря. То есть их вполне могут вырезать за пару минут внезапной атаки. Единственное, что оправдывает – это десантные корабли на заднем фоне. Но тоже такое себе. Должны же быть хотя бы постовые.
Отряд празднует. Играет музыка, солдаты пьют алкоголь. В это мирное мгновение Диззи, неотлучно прикрывающая и защищающая Рико, делает свой ход. Разочарованный в Кармен Рико идет ей навстречу. Происходят половые отношения. В принципе, не смотря на распространённое мнение, что при боевых действиях человек не думает о сексе, должен уточнить. Да, человек во время боя и в последующие 30-60 минут не испытывает такого желания в большинстве случаев. НО! Как только спадает боевой раж – действуют инстинкты (в т.ч. самосохранения и репродуктивный). Покушать и спариться. Так как организм боится, что такое повторится и выбрасывает волну гормонов, заставляя человека заняться репродукцией.
За этим делом пару застает командир и приказывает заканчивать. Поступило задание. Одна из баз людей не подает признаков жизни, хотя должна бы.
По пути в точку командир убивает своего, захваченного жуками в короткой схватке. Как напутствие просит любого сделать то же самое для него, если будет необходимо.
Добравшись до опустевшей базы, люди недоумевают что произошло. Врага нет, людей нет, все тихо. Не похоже на жуков. В ходе небольшого расследования поступают следующие факты: атака была внезапной (через туннели); враг застал большинство воинов в столовой; нехарактерные раны у людей – дыры в головах и отсутствие мозга. В одном из шкафов солдаты обнаруживают целого генерала (!), спасшегося чудом. Тот готов расцеловать спасителей и истерично приказывает вызывать эвакуацию.
Однако поздно. Все это было западней жуков. К форту приближаются орды арахнидов. Сорвиголовы занимают оборонные позиции на стенах и вышках. По сути, это, наверное, самая мемная и эпичная битва за весь фильм. Погибает куча как важных сюжетных персонажей, так и рядового состава. В детстве уведенное мной просто поражало воображение. Так, может быть, поражал в свое время «Аватар» зумеров, или как их там сейчас принято называть.
В конечном итоге, транспорт для эвакуации прибывает. Командир погибает от пули Рико в связи с практически летальными ранениями, полученными в битве. Последним рывком Диззи пытается повторить прием Джонни и убить наступающего «танкера», что получается, но мгновением позже её достает другой арахнид. Уже присмерти десантницу затаскивают в звездолет.
Диззи в агонии признается возлюбленному, что все это время её целью был лишь он и она рада, что перед смертью получила его.
Рико в гневе требует дать запрос на ковровую бомбардировку сектора, на что получает отказ командования. Ему и остатку отряда нужно прибыть на крейсер «Роджер Янг», доукомплектоваться и ждать приказа.
Иронично, что пилотами эвакуатора и крейсера являются Кармен и её новый парень Зандер. Между ним и Джонни и так напряженные отношения, а летчик еще и давит своим званием на десантника, чтобы тот успокоился.
Тут можно было бы рассказать про отношения между разными родами войск на примере современных армий. Например, та же артиллерия и воины ракетных подразделений по умолчанию считаются более элитарными, чем обычные мотострелки, так как там нужны знания электроники и/или математические для расчета траектории выстрела. Или, например, о «дружеском» соперничестве морпехов и десантуры. Особо комично это выглядит в бригадах морской пехоты, где есть ДШБ – десантно-штурмовой батальон. Знаю одного офицера, который, для ржаки заказал себе берет с двумя расцветками этих родов войск, так как он как раз командует таким батальоном. Впрочем, это отдельная комплексная тема.
Подразделение прощается с Диззи. Это символичный жест прощания также и с другими погибшими, тела которых не удалось забрать с поверхности Клендату. Именно здесь Рико произносит речь с эпохальными словами: «Кто-то спросил меня однажды, знаю ли я разницу между гражданским лицом и гражданином. Теперь я знаю». Именно жертвенность ради своей страны, нации и вида, отличает эти два типа людей. Такой он выносит урок.
Четверка персонажей снова вместе, так как на прощание приходит и Карл. Четко видно, что из всех них, сильнее всего изменился именно он. Поэтому я и считаю – жаль, что именно его раскрыли хуже всего. Контрразведка наложила на Карла неизгладимый след, а также дала высшее звание среди них всех. Он сознается, что знал про засаду, а точнее предполагал её с высоким шансом.
Карл добавляет, что у жуков также есть офицеры, и именно на них он и охотится. Обрубает возмущение Кармен и Рико и назначает его (пока он не умрет, или не найдут лучшего) новым командиром Сорвиголов для операции по захвату «умного арахнида».
Подразделение получает пополнение из тренировочных лагерей. Эйс отмечает, что они всего лишь дети, забывая, что лишь несколько месяцев назад был таким же. Война старит. Не зря в реальности трудовой стаж для мобилизованных воинов в странах постсоветского пространства составляет три года за один.
Операция началась. Флот на орбите Клендату высаживает десантников, при этом получает серьезный удар от орбитальной обороны арахнидов. «Роджер Янг» буквально разрывает напополам от одного из плазмовых снарядов. Члены экипажа гибнут сотнями, пытаясь добраться до спасательных капсул. Кармен и Зандеру, в отличии от их командира, везет – они успевают за мгновения до попадания второго снаряда.
В тоже время на поверхности планеты сорвиголовы ловят сообщение, сигнализирующее о бедствии звездолета Кармен. Рико, не смотря на другую цель миссии, берет двух добровольцев и отправляется на спасение пилотов, экстренно приземлившихся в туннелях Города Жуков.
А там уже происходит жесть. Вместо убийства жуки берут в плен потерпевших. Затем в пещеру вальяжно вваливается мозг жуков.
Зандер понимает, что жук хочет впитать мозг человека, получить от него знания и использовать их в войне. По сути, это допрос со стопроцентным шансом получения данных и таким же процентом летальности пленного. За миг до этого отвратного во всех смыслах процесса, он успевает передать нож Кармен. А потом умирает.
Ибанез не упускает шанс и отрубает мозгу отросток при попытке «допросить» её. Секундами позже в пещеру является Рико. Он запугивает арахнида портативным ядерным зарядом, обычно используемым для зачистки туннелей. Тот отступает, но спускает на отряд обычных солдат. В узком проходе десантники удерживают волну за волной, однако ранят одного из замов Джонни. Он остается с зарядом, чтобы забрать как можно больше врагов. Истинная ненависть и жажда мести за уже павших побратимов питает его для совершения акта самоподрыва.
Тут мы подходим к финальной сцене. Сорвиголовы и другие отряды, пока командир ушел в самоволку, окружили отступающего мозга и пленили его. Карл уже на месте, он нетерпеливо применяет телепатию для понимания, о чем думает арахнид. С удивлением он понимает: жук боится. Членистоногие могут испытывать страх и это переломный момент в войне. Ликованию нет предела. Люди страдали и гибли не зря.
В конце нам показывают последнюю вставку интернет сети «Большого Брата».
«Они сражаются и они победят».
Именно здесь самый сильный момент фильма и как результат его косвенный провал, об этом и будет далее.
О Производстве и последствиях
Наравне с дуализмом идей, заложенных в ленте, о котором я расскажу позже, был и её неоднозначный прокат. Фильм окупился и стал шедевром своего времени. По версии журнала Слант Мегэзин, кинолента заняла 20-е место среди лучших фильмов девяностых годов. Номинация на Оскар и премия Сатурн так же намекают о качестве. Но при этом картина не собрала кассу из-за массовой критики со стороны либеральных СМИ США и Европы, обвинявших создателей в пропаганде фашизма. Уже позже во множестве интервью Пол Верховен скажет, что его работа была сатирическим ответом на книгу Хайнлайна. Но все же делал он это слегка неуверенно, из-за чего многие в этом и сомневаются.
Еще есть мнение, которого придерживается и автор, что хоть изначально и была задумка про сатирический подтекст, в процессе сьемок команда вытеснила эту идею настолько далеко, относительно других задумок, что даже профессиональные критики проморгали это. А возможно и то, что Пол Верховен вовсю использовал постиронию еще в 1997 году. К сожалению, автор в отличии от Карла Дженкинса, не телепат и не может залезть в голову творцу, чтобы узнать его секреты.
Своеобразным доказательством этой точки зрения служит также фильм о фильме – как режиссёр и съёмочная команда буквально вкладывала душу в каждый кадр ленты. Особенно зашли сцены сьемок в пещере Города Жуков, где оказалась спасательная шлюпка Кармен и Зандера, или убийство Жука-танкера с акробатикой Джонни Рико. Просто посмотрите, на что шли люди ради правильной перспективы и максимальной реалистичности в данных сценах. После просмотра оригинального фильма однозначно советую также посмотреть «Смерть с небес: Как создавался фильм «Звездный десант», он по-своему интересен и автор с удовольствием его глянул. Ссылка на английскую версию:
Пол Верховен провел свои ранние годы под немецкой оккупацией, сам отслужил два года офицером на флоте в Голландии. А при создании боевых сцен фильма задействовались ветераны морской пехоты, одетые в офицерскую униформу Федерации, к которым массовка и актеры обязаны были обращаться по званию с приставкой «Сэр!». А весь каст до сьемок был обязан пройти двухнедельную тренировку в полевом лагере с такой же атмосферой. Чувствуете отпечаток милитаризации? И это все еще без упоминания разных идеологических взглядов Хайнлайна в его книге и творцов фильма, одновременно желающих сохранить оригинальность фантаста и при этом показать, что есть другой путь. Еще та задачка.
Во всем этом кроется проблема понимания фильма многими людьми. С одной стороны, он показывает идеальное утопическое общество тоталитаризма, успешное в войне с другим видом. Сама идея жуков как полностью дегуманизированого противника очень четко встраивается в доктрину «Одна чистая раса». Если видели ролик про пропаганду в играх на канале ТВГ, где я выступил автором текста, можете вспомнить рассказ о радио «Тысячи холмов» в Руанде 1994 года, где этническая ненависть проявилась лозунгом – «давите тараканов». Идеальное отражение реальности того времени.
С другой стороны, в фильме четко виден подтекст либерального осуждения такого строя. А с третьей, фильм хорош и безыдейно, просто как идеальный военный боевик в вакууме. Такого сейчас просто не делают, именно потому, что так называемый среднестатистический попкорноед не дойдет до понимания заложенных идей, даже если ты будешь вбивать их ему в голову скрученным в рулон сценарием. Такие фильмы нужно долго переваривать, анализировать заложенное в них. Недавний сиквел «Бегущего по лезвию» провалился по этой же причине, хоть и был достойным, подчеркну ключевое слово достойным, продолжением оригинальной ленты.
Далее Звёздный десант буквально разобрали на цитаты и их переделанные вариации. «Вперед обезьяны, неужели вы хотите жить вечно?!», или «Кто-то сделал, огромную, мать его, ошибку!», еще одна – «Правило у меня только одно: воюют все, никто не сдаётся. Кто сдрейфит, того я пристрелю» а также многие другие. Например «Противник не сможет применить оружие, если ты повредил его руку», вы можете встретить такую вариацию олдов: «Противник не сможет поставить дизлайк, если ты повредил его руку».
Под англоязычными роликами с музыкой из фильма вы можете встретить отзывы по типу: «Пол Верховен, ты хотел сделать сатиру на военизированное общество, а сделал меня патриотом моей страны!», или «Я десантник, когда делаю дайвы из самолета тайком надеваю мп3 проигрыватель и прыгаю под саундтрек Звездного десанта!». Почитайте. Эта фанбаза просто умиляет, в отличие от многих других. Чтобы вы понимали, эти строки я пишу именно под OST «Высадка на Клендату» Базила Поледоуриса.
Некоторые блогеры применяют к ретро-тайтлам фразу: «Выглядит он вполне хорошо даже сейчас!». Так вот в 80% случаев это буллшит, замешанный на ностальгии, но не в данном случае. Крайний раз пересматривал фильм с женой, которая видела его в первый раз. И она несколько раз уточняла, действительно ли фильм 97 года. Настолько красиво и гармонично он был снят как с применением сиджиай, так и натуральных макетов и декораций.
Поэтому периодически всплывающие новости о ремейке, который вроде как должен, цитирую: «Освежить картинку и сделать её более дружелюбной», вызывают во мне бурю негативных эмоций. И я могу сказать только одно:
«Кто-то спросил меня однажды, знаю ли я разницу между гражданским лицом и гражданином. Теперь я знаю. Гражданин имеет смелость послать на хрен ваши ремейки и сделает это с гордостью!».
О Хайнлайне
Уже позже в зрелости, автор данного материала повторит многие шаги Хайнлайна и примет множество его мировоззренческих идей. Как и он, я считаю недопустимым сращивание религии и власти; что военные – один из немногих классов общества, способных реально и по достоинству оценить институт гражданства, в то время как цивилы принимают свои права как данность, существовавшую всегда. Тут все просто: когда вы получаете право на оружие, или вождение транспортного средства, вы обязаны пройти обучение и сдать экзамен. Так как от вашего правильного отношения к этому праву зависят жизни людей рядом. А когда вы выбираете представителя власти, от вашего решения зависят ВСЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТРАНЫ! Завтра этот представитель может дать добро на строительство опасного производства метанола в густозаселенном городе, или получить взятку за снисходительное отношение к технике безопасности торгового центра. И это примеры из реальности, просто проверьте новостные ленты. Так какого черта я встречаю в комментариях непонимание этого простого логичного вывода? Голосующая амеба опасней пьяного водителя фуры, как по мне.
Еще почерпнул, что расизм – недопустимое явление и неважно традиционный он, или, как мы недавно видели в США, — обратный и лицемерный. Черта с два я поверю, что пять раз судимый рецидивист в этот, конкретный, раз был невинной овечкой. И мне абсолютно побоку его цвет кожи, ориентация и вероисповедание.
И наконец, самое важное, что почерпнул от него – понимание что человечество, на данном этапе существования, не сможет избавиться от войн и боевых конфликтов из-за нашей во многом несовершенной природы.
Некоторые критиковали Хайнлайна, считая его творческие работы апологией милитаризма и фашизма. Автор же скажет, взгляните вокруг и вы поймете, что он обычный реалист, имевший навык глубокого анализа общества и грамотно освещавший его в своих произведениях. Мой низкий поклон Мастеру. Он его заслуживает.
Франшиза «Звёздный десант»
После обретения культового статуса многие ждали продолжение фильма и обломались. Пол Верховен и команда разочаровалась в зрителях. Это видно по его недавнему интервью вместе с Каспером Ван Дином, который сыграл Джони Рико, где Верзовен заявил, что даже близко не подойдет к этой теме при своей жизни. Формально он объясняет это тем, что нет никакого драйва и челенджа в неоригинальной истории, ведь он уже её делал. Однако по его реакциям на вопросы и поведении Каспера, видно, что сейчас он в застое и до сих пор пребывает в определенном кризисе.
Вторую и Третью части франшизы делал сценарист оригинального фильма. Вышел треш. Прям не советую, там даже разбирать особо нечего. Возможно, сыграл малый бюджет, возможно – карма франшизы, но имеем то, что имеем.
Параллельно выходил анимационный сериал про отряд десанта «Сорвиголов». На то время смотреть было можно, сейчас же у вас потечет кровь из глаз от видеоряда. Смотрел еще на кассетах VHS в момент выхода.
Из недавнего интересными тайтлами могут похвастаться японцы, выпустившие два полнометражных анимационных фильма – «Зёездный десант: Вторжение» и «Звёздный десант: Предатель Марса». Вот их уже можно смотреть. Озвучкой Джонни Рико занимался все тот же Каспер Ван Дин.
Кстати о нем, судьба главного героя в этом плане интересна приобретением статуса «актер одной роли». В интервью он рассказывает, что его до сих пор узнают на улице и кричат «Рико!». При том это делают как представители левых, так и правых взглядов, что еще раз доказывает культовый статус картины, но абсолютно не идет на пользу карьере актера. Пожелайте ему удачи что ли, ему она явно пригодится.
Ну, а теперь, моя любимая подтема:
Игры, вдохновленные произведением.
Тут у нас как прямые наследники, так и «незаконнорождённые», или говоря иначе черпавшие вдохновение из оригинального фильма. По два представителя от групп. Да, я знаю, что это не все, но я приведу годные примеры, которые сам приобрел и не рефанднул.
Starship Troopers: Terran Ascendancy – проходная игра в жанре RTS 2000 года. В свое время пробовал играть, но не зашло. Вспоминаю, что было множество багов, кривое управление.
Starship Troopers – шутер 2005 года. Очень обрадовался в свое время, увидев на раскладке с дисками местного рынка этот тайтл. Наивный дурачок. Мало того, что игра вышла сырая и забагованая, так еще и графика была настолько уродливой, что хотелось выть от безысходности. Где-то на третьем уровне застрял, уперевшись в критический баг. Диск отправился в мусорку, даже не смотря на заверения продавца при покупке, что можно будет обменять.
Helldivers – игра 2014 года не относящаяся никоим образом к франшизе, но практически полностью удачно скопировавшая все хорошее у фильма 97 года. Тут вам и лор про тоталитарное будущее и боевика с инициацией десанта в капсулах под название «Прыжок в ад!». В свое время фраза оттуда — «Победоносное отступление!» — прямо сделала мой день. Игра кооперативная, рассчитанная на четверых, но можно присоединиться и к другим людям онлайн. В свое время наиграл больше пятидесяти часов. Однозначно рекомендую.
Deep Rock Galactic 2020 года. Недавно вышедший кооперативный шутер с элементами выживания в довольно интересном сетинге. Тут вам и десант в глубинах осколков расколовшейся планеты, и орды жуков-убийц.
Также к выходу в этом году готовится «Starship Troopers: Terran command» в жанре RTS, но по скриншотам и трейлеру автор не ждет ничего годного. Больше всего похоже на попытку выкачки денег из фанатов. Возможно, выпущу обзор или мини-блог как выйдет в релиз.
На этом у меня все.