Публикую свой старенький отзыв, весьма краткий, на книгу из цикла Стивена Кинга «Темная башня». Без критических спойлеров.
При написании очередной книги из цикла «Темная башня» Стивен Кинг прибегнул к приему, который был уже опробован им в «Стрелке», первой части легендарной эпопеи. Прием этот – «матрешка»: история, заключенная в истории, которая тоже заключена в истории, самой большой из трех… (Кинг как-то раз обмолвился, что данный художественный трюк ему очень нравится.) Поэтому можно сказать, что «Ветер сквозь замочную скважину» является в некотором смысле возвращением к истокам.
Если вы видели обложку западного издания книги, то знаете, что есть в ней маленький мальчик и тигр. То ли в пятом, то ли в шестом томе «Темной башни» мудрый мэнни обронил пару слов о некоем бессмертном тигре, представляющем в одном из множества миров Белизну, силы созидания. Уж не этого ли тигра встречаем мы здесь? До конца не совсем ясно, но возможно вполне.
В аннотации к русскоязычному изданию фигурирует также загадочный оборотень. А от себя добавлю и о присутствии на страницах «Ветра» нередкого гостя произведений Кинга: «темного человека» по имени Рэндалл Флэгг. Флэгг, Флэгг, Флэгг… Опять Флэгг! «Темный человек», иногда называемый Странником. Он – это ледяной ветер, дующий сквозь вселенную, как бы ради забавы, ради недоброго веселья. Вероятно, он – олицетворение энтропийных процессов в мироздании (вспоминается черный ворон из самого начала романа «Под Куполом», чье карканье схоже со зловещим хохотком, – так вот это тоже Флэгг в одном из своих обличий, пусть сам Кинг нигде прямо об этом не говорит).
Тот, кто сталкивается с темным человеком, либо ломается, либо становится сильнее. «Ветер сквозь замочную скважину» – это книга о тех, кто сломался, и о тех, кто стал сильнее.
Некоторые моменты в книге – слишком это подозрительно! – уж очень напомнили мне кое-что из «жизни Пи», созданной отнюдь не Кингом. Интересно, я один, кому так показалось.
В новом опусе «короля ужасов» не обошлось без традиционных ляпов: упоминая о высокой стоимости железного дерева, растущего на просторах Срединного мира, Кинг устами одного из персонажей с придыханием сообщает о том, что за него, дескать, платят аж серебром, а не какими-то там, видите ли, бумажными денежками. Это странно, до чрезвычайности странно, поскольку в Срединном мире простая бумага – буквально на вес золота, и персонажу родом оттуда должно быть прекрасно это известно.
Впрочем, книга хороша. Но читать ее, на мой взгляд, имеет смысл только после путешествия по другим семи томам, иначе многое просто-напросто собьет с толку.