Зумеру пострелять не дали, а он и не против: What Remains of Edith Finch.
Эдит возвращается в дом своего детства после смерти матери, чтобы наконец разобраться с мрачными тайнами, окутывающими судьбу каждого из членов её семьи вплоть до седьмого колена. Это не радует девушку, ведь особняк пугает её. Атмосфера на острове и правда тревожная: тишину разбавляет лишь журчание небольшого водоема, в котором мы видим объявление о пропаже некоего Милтона Финча…
Пробравшись в дом, Эдит находит все в состоянии, наводящем на мысли о том, что его покидали в спешке: на столе стоит еда, на холодильнике висят записки, где-то лежат открытые книги, а на кухне можно найти рецепт, который, похоже, хотели воплотить в жизнь. Девушку это не удивляет, что настораживает ещё больше. Что такого должно было случиться, что жильцы решили покинуть жилище буквально посреди трапезы?
Продвигаясь дальше, мы находим комнату, к которой Эдит раньше не имела доступа, ведь мама строго-настрого запретила туда заходить, а для верности закрыла её на ключ и залепила монтажной пеной. Теперь же преград больше нет, так что мы смело ползем на корточках к разгадке тайны, от которой её хотела защитить мать.
Попав в комнату, мы находим больше вопросов, чем ответов, но было бы преступлением рассказать вам, что было дальше, поэтому на данном этапе я остановлюсь, ведь история семьи Финчей — это то, ради чего на игру не жаль потратить те 4 часа, что она требует.
What Remains of Edith Finch — оживший комикс, не требующий от игрока хоть каких-то навыков. Мы ходим по дому, читаем разные материалы, слушаем мысли Эдит и, возможно, вспоминаем свое детство и родительский дом, к чему игра здорово располагает, периодически прерываясь на эпизоды из жизни того или иного родственника девушки.
Постепенно тревожная атмосфера сходит на нет и уступает место атмосфере меланхоличной. Гуляя по дому, мы в каждой комнате, в каждом участке заднего дворика или кладбища видим, с какой любовью и заботой о своих ближних все это сделано. Какие-то статуи, рисунки на стенах, игрушки, небольшие мемориалы, фото, стеллажи с наградами, свидетельства хобби, вырезки газет, элементы личного быта, к примеру, готовый и, похоже, никогда не простаивающий кальян в комнате Льюиса… Комната каждого члена семьи была законсервирована в тот момент, когда он ушел, что позволяет Эдит чуть ли не буквально познакомиться с теми людьми, о которых она в лучшем случае знала лишь по рассказам.
Несмотря на то, что практически каждая история глубоко трагична, общее впечатление от дома и от мыслей, высказываемых Эдит, довольно оптимистичное, ведь даже несмотря на то, что происходило с членами семьи все эти годы, они не утратили желания жить, каждый раз переживали трагедии, свалившиеся на их головы, и шли дальше.
Тем не менее, это не мешает воспринимать каждую историю по отдельности и верить, что перед нами живой человек, который либо столкнулся с проблемой, либо просто в ближайшее время на наших глазах погибнет, и как бы нам ни хотелось изменить это обстоятельство, сделать мы ничего не можем. Чувство сродни кадрам от лица убийцы из онлайн-шутера, где нам показывают несколько секунд перед гибелью: мы видим себя от лица другого игрока и надеемся, что на самом деле не умрем, но нет, наша смерть уже предрешена. Усиливает это впечатление и Эдит, которая каждый раз после истории своего родственника как-то особенно тяжело закрывает свой дневник, в который она записывает всё, что находит и узнает. Она будто ставит точку таким движением.
Не все истории поданы в лоб. Некоторые поданы от лица родственника, некоторые — от лица посторонних. Авторы периодически обращаются к приему аллегории и не отвечают на вопрос «Что произошло?» прямо, оставляя нам поле для размышлений. Экспериментируют они также с подачей и немного с игровым процессом в рамках этих эпизодов, чтобы не дать заскучать и самым требовательным игрокам.
Сказать, что это работает — не сказать ничего. Зайдя в дом и начав изучать его и членов семьи, жившей в нем, я сразу проникся атмосферой и историей настолько, что перестал замечать и близко не идеальное техническое состояние игры, которое сначала было заметно очень сильно. Не мешали также и соседи, устроившие через стену ремонт, настолько игра в себя погружает. Пусть судьбы персонажей игры вряд ли многим будут близки, но то, с каким качеством они представлены, не оставляет равнодушным.
Итоги
Учитывая её небольшую продолжительность и насыщенность, я не знаю, кому её нельзя порекомендовать как минимум попробовать. Если за первые полчаса она вас не заинтересует, дальше вряд ли будет лучше, но если что-то все-таки в вас отрезонирует в ответ, то следующие часы пролетят незаметно, и к концу вы пожалеете, что не открыли для себя это произведение раньше.
Игра доступна подписчикам Xbox Game Pass.