Набор строгих предписаний, без которых никак.
После карантина возобновление производства фильмов и сериалов осложнилось — теперь от студий требуется создание и соблюдение протоколов безопасности. При этом от форс-мажоров всё равно никто не застрахован — к примеру, съёмки «Бэтмена» пришлось вновь приостановить после того, как у Роберта Паттинсона выявили Covid-19 (их уже возобновили).
Такое в индустрии происходит впервые, и потому у студий нет налаженных и отработанных инструкций — по сути, все действуют наобум и надеются, что ничего серьёзного не случится.
В The Hollywood Reporter пообщались с представителями студий о том, в каких условиях сейчас работают компании и какие правила пришлось применить на съёмочных площадках, чтобы работа могла продолжаться.
Шаткий продакшн
Первое, с чем столкнулись студии — это отсутствие единого свода правил. Само собой, у компаний были месяцы на то, чтобы подготовиться к возобновлению съёмок — однако стабильность в таких случаях всё равно никто не гарантировал.
Лишь в середине сентября профсоюзы США смогли договориться с ассоциацией крупных студий об условиях возвращения на работу — ранее продюсерам приходилось полагаться на неактуальные июньские постановления. А до этого не было никаких чётких предписаний — например, о том, как часто нужно проверять сотрудников на Covid-19, что делать в случае выявления заражённого и насколько нужно приостанавливать съёмки.
Из-за того, что общих правил не существовало, за соблюдением локальных протоколов никто не следил. И это приводило к реальным проблемам.
На съёмочных площадках присутствовало больше людей, чем следовало — а предметы, с которыми контактировало множество человек, не обрабатывали.
Обычно несоблюдение правил числится за небольшими и средними студиями, которые попросту не могут себе позволить дополнительные расходы. В то время как у крупнейших компаний вроде Universal хватает денег для обеспечения безопасности — прямо сейчас студия снимает третью часть «Мира Юрского периода».
Что предпринимают студии
За всё время съёмок Universal провела уже около 27 тысяч тестов на Covid-19 — а с учётом того, что каждый из них стоит около 100 долларов, студии это обошлось почти в три миллиона долларов. И расходы могут существенно возрасти после ввода единых правил, которые обязывают проверяться как минимум три раза в неделю.
При этом ещё и сохраняется риск ложноположительных результатов. Из 27 тысяч тестов в Universal около десяти результатов оказались положительными — причём, у многих проверявшихся уже на следующий день тест был отрицательным. В Pinewood Studios (участвовала в производстве «Не время умирать», «Чёрной вдовы» и прочих фильмов) из 7 тысяч тестов примерно три процента были положительными, и некоторые из них тоже были ложными.
Из-за карантина среди студий распространилась практика деления всей съёмочной площадки на зоны — A (красная), B (жёлтая) и C (зелёная). В красной зоне требуются самые строгие средства защиты, так как там взаимодействуют актёры без масок. В жёлтой требования «чуть меньше», в то время как в зелёной их нет совсем — к примеру, там могут находиться столовые, где людям в любом случае нужно снимать маски.
Причём, в A и B действует общее правило — не находиться в тесном контакте с человеком свыше 15 минут. Уровень доступа ко всем зонам определяется ежедневно при вступлении на работу — врачи проверяют самочувствие сотрудников и в зависимости от того, что они говорят, выдают бейдж нужного цвета.
Чем проще проект, тем меньше студиям приходится беспокоиться о безопасности и рисках — по крайней мере, такой вывод можно сделать исходя из того, как возобновлялся продакшн у разных компаний последние месяцы.
Так, например, за лето в HBO смогли отснять все 12 эпизодов реалити-шоу Haute Dog про собачьи соревнования — на съёмках не заразился ни один человек (ожидаемо). А каналу FX оставалось закончить работу над всего двумя эпизодами четвёртого сезона «Фарго», который начнёт транслироваться уже 27 сентября.
И совсем по-другому сложилась ситуация у «Бэтмена» — болезнь Роберта Паттинсона сулила огромные убытки Warner Bros. Скорее всего, актёр контактировал со многими ключевыми фигурами продакшна, включая режиссёра Мэтта Ривза, и в худшем сценарии производство могло остановиться на несколько месяцев — правда, 17 сентября съёмки возобновились и всё обошлось.
На некоторых съёмочных площадках используют правило «6-15-48». Звучит оно так: если человек контактировал с заражённым более 15 минут на расстоянии 6 футов (примерно 1,8 метра) за 48 часов до получения положительного результата теста, он должен тоже лечь на карантин.
При этом время изоляции зависит от решений студии. Так, например, на площадке «Мира Юрского периода» люди, контактировавшие с заражённым, уходят на двухнедельный карантин — даже если у них отрицательный результат теста.
Далеко не всегда достаточно лишь одного положительного результата, чтобы свернуть весь продакшн. Это тоже зависит от студии и масштабов съёмок. В телевизионных программах разрешается вести съёмки вплоть до трёх выявлений одновременно, а в случае с большими фильмами — ещё больше.
Также студии стараются переносить продакшн на свежий воздух, чтобы минимизировать возможность распространения инфекции. Впрочем, это удобно далеко не всегда — к примеру, недавно в Лос-Анджелесе стояла 32-градусная жара, и носить маски при такой температуре было невыносимо. На съёмках одного из проектов двум людям стало плохо — подозревался Covid-19, но оказалось, что это был тепловой удар.
Правила строгие, и за их несоблюдение карают соответствующе. К примеру, одного из сотрудников ABC уволили после того, как увидели, что он спускал маску ниже носа в красной зоне. А на английской съёмочной площадке «Мира Юрского периода» перед тем, как отстранить от работы, выдавали «жёлтую карточку», прямо как в футболе.