Великое ограбление поезда

Как первый вестерн вдруг оказался не первым и не таким уж и великим.

Великое ограбление поезда

Предисловие

Речь пойдет о немом кино 1903 года под названием «Великое ограбление поезда». Начиная писать эту статью, я думал что пишу ее о «первом вестерне», о классике, которую должен знать каждый, о фильме, который оказал неоценимую услугу кинематографу и двинул его на годы вперед. Всё это я слышал от друзей и читал на разных ресурсах, даже на DTF такое было (хоть и с оговоркой). Но собирая материал, я столкнулся с довольно забавным фактом — это всё ложь, ну почти.

Во-первых: Фильм не первый вестерн, были и до него, и достаточно много. Например; буквально за два месяца до нашего фильма вышли целых два вестерна: «Кит Карсон» и «Пионеры». В обоих фильмах сюжет крутится вокруг взаимоотношения белых и индейцев — типичный поджанр вестерна.

Во-вторых: Это редкий пример фильма тех лет, который не оказал практически* никакого влияния на индустрию, хоть и стал самым кассовым в истории до 1905 года (не нашел информации почему именно до 5 года, но в источниках фигурирует именно эта цифра, если знаете напишите в комментариях).
*Косвенное влияние он всё таки оказал, об этом тут.

В-третьих: Практически никто не считал его великим до недавнего времени. Не поймите меня неправильно, его не забыли, его знали и узнавали, но никому и в голову не пришло бы назвать его великим. Во всяком случае до 1940-х годов, о том что же произошло в 40-х тут.

Для большего понимания контекста предлагаю прочитать титанический труд Сергея. Он написал огромную статью о немом кино, обязательно зацените как-нибудь.

Примерное время чтения — 5 минут + 10 минут на просмотр самого фильма.

Содержание

Сцена первая — Кто и зачем грабит поезда на диком западе

Как бы я хотел написать тут о том, как железная дорога изменила Америку и дикий запад. Как ЖД магнаты создали целую эпоху американской истории и стали олицетворением успешного человека на столетие вперед.
Но это слишком большое отступление от темы и оно достойно отдельной статьи. Вместо этого я принес вам статистику (вы же любите статистику?) и пару коротких историй для контекста.

Эпоха о которой вещают почти все вестерны (и наш не исключение) называется «Позолоченный век». Сам термин придумал Марк Твен для описания времени близкому к Золотому Веку внешне, но не внутренне.

Это период первого рассвета американской экономики. В 1869 году заканчивается строительство первой трансконтинентальной железной дороги. Длина ЖД путей вырастает на 567% всего за 33 года. Средний доход американца впервые вдвое превысил французский и немецкий, и на 50% британский. Железная дорога, подобно паутине, связала богатый ресурсами Запад и промышленный Север с финансовыми центрами Восточного побережья США. В самом разгаре золотые лихорадки на Клондайке и Аляске, а не так давно закончилась иконическая в Калифорнии. Деньги рекою текут с запада на восток и обратно через бескрайние просторы прерий, а там, где бескрайние просторы, там и «бескрайняя» преступность. Ограбления поездов в Америке того времени не были редкостью. В памяти тогдашних зрителей еще свежи воспоминания о крупных ограблениях:

  • в 1899 году в Аризоне, банда Элворда ограбила поезд взорвав сейф (совсем как в фильме) и скрылась в горах прихватив с собою пару тысяч долларов банкнотами и золотые монеты.
  • В Фэрбэнке, в 1900 (неудачное, но очень громкое).
  • Наверное самое громкое из списка — нападение на поезд бандой знаменитого Бутча Кэсседи в 1900 году (банда с легкостью скрылась от правосудия).
  • Последнее случилось всего за 3 месяца до выхода фильма — Билл Майнер по прозвищу Джентльмен-Грабитель совершил неудачную попытку ограбления поезда в Орегоне.

К сожалению я не нашел о каких деньгах идет речь в трех последних примерах, но в описании к фильму фигурирует сумма в 5000$ наличными в сейфе + не стоит забывать о ограбленных пассажирах. Для сравнения, бюджет самого фильма составил 250$ — к слову довольно средний по тем временам.
К еще большему сожалению, у меня также не получилось рассчитать сколько это в современной валюте, большинство калькуляторов и статистик не знают данных раньше 1913 года. Если у вас есть идеи как это перевести в современные доллары, прошу напишите в комментариях.

Сцена вторая — Кто и где смотрит фильм о ограблении поезда

Как я уже сказал выше, то, что нам сейчас кажется почти фантастическим сюжетом, в то время было вполне себе обыденно. Несложно представить, почему студия выбрала именно эту тему, но помимо всех прочих причин я хочу остановить ваше внимание на одном факте: кино тех лет — это не искусство, это аттракцион, водевиль или, на крайний случай, реклама. Во всяком случае, люди тех лет считали именно так. Поэтому выбор пал именно на железную дорогу, для многих всё еще что-то новое и диковинное. Неслучайно именно в передвижных кочующих по сельской местности цирках и театрах того же водевиля и показывали первые фильмы. И наш с вами «первый вестерн» изначально показывался в театрах, как часть развлекательной программы. Возможно, если бы не одно случайное совпадение, мы сейчас и не говорили бы об этом фильме вовсе.

Мировое турне Хейла

В 1904 году всё резко меняется. Появляется и получает необычайную популярность аттракцион «Мировое турне Хейла» (Hale’s Tours of the World). Собственно, представлял из себя этот аттракцион по сути мини-кинотеатр, оформленный в виде вагона поезда, а на экране перед зрителями показывали виды как бы из окна этого самого поезда, а так же небольшие фильмы, связанные с главной темой. И угадайте, какая лента как нельзя кстати подошла к такому путешествию. Стоит ли говорить насколько атмосфера помогала и без того реалистичному (по тем временам) фильму.
Стоит ли говорить о том зрители тех лет еще не привыкли к кино Дамы падали в обморок, мужчины вскакивали со стула в страхе. Кто-то даже высадил барабан револьвера в экран во время последней сцены. Но о ней немного позже.

За каких-то 5 лет открылось более 500 вагончиков, в том числе в Англии, Гонконге, Южной Америке, Южной Африке и Канаде. Сложно представить, сколько людей посетило эти шоу, и практически на каждом из них зрители видели тот самый фильм. Это был успех. Во всех смыслах успех, но прежде всего финансовый.

Сцена третья — Какой же фильм об ограблении на самом деле

Не стану пересказывать весь фильм. Лучше посмотрите его сами, он идет всего 10 минут и доступен в HD качестве.

«The Great Train Robbery» (1903) — 1080p

Вместо этого я расскажу о по-настоящему культовых и революционных сценах. И тут же оговорюсь, что речь всё-таки идет про 1903 год, практически каждый выходивший тогда фильм был в чем-то революционным. В целом, фильм снят просто и привычно для тех лет.

Кадр в кадре

С первой же сцены фильм удивляет поездом в окне. Немыслимые по тем временам спецэффекты. Изначально планировалось привлечь ЖД компании для съемок в их помещениях, аргументируя это тем что для них получится бесплатная реклама, но никто не разрешил. Тогда студия попросила хотя бы снимать на настоящем поезде и тут получила отказ, но сумела договорится, в обмен сняв небольшой рекламный ролик. Так что во всех сценах в фильме используются реальные поезда компании DL&W. В первой сцене пришлось импровизировать, к слову получилось очень недурно даже по сегодняшним меркам.

Реалистичное насилие

Четвертая сцена, та самая, во время которой дамы падали в обморок. Грабитель дерется, а затем выбрасывает одного из машинистов с поезда. Конечно, нас сейчас не удивит тряпичная кукла, сброшенная на скорости
40 км/ч (для нас и 40 км/ч не вполне «скорость»), но шуму эта сцена подняла знатно. В газетах писали об «убийстве во время съемок кино». Всё зашло настолько далеко, что студии пришлось разъяснять как именно они снимали и уверять, что никто не пострадал.
Внимание: не очень приятный кадр ниже

Содержание скрыто

Показать

То же касается и этой сцены (обморок дам номер два). К слову, актер так хорошо сыграл в этом моменте, что стал иконой ранних вестернов, но об этом ниже.

Ковбой стреляющий в зрителя

Самое интересная история случилась с этой сценой. Она настолько удалась что одно время ее показывали не последней, а первой, как бы рекламируя весь следующий фильм. Помните историю про ковбоя который изрешетил экран? Я думаю ни одна другая история не опишет эффект который производил этот бандит на зрителя лучше.
Люди выходили из зала только чтобы купить билет на следующий сеанс ради одной этой сцены. Образ настолько получился что был использован практически на всех рекламных афишах.

Сцена четвертая — Кто снимал и снимался в фильме про ограбление поезда

Фильм снят на студии «Эдисон» Эдвином Портером и Гилбертом
«Брончо Билли» Андерсоном в качестве сорежиссёра. Оба тут же стали именитыми режиссёрами. Первый снимал фильмы вплоть до 1915 года, с 1911 на собственной студии. А второй стал первой звездой зарождающего жанра.

«Брончо Билли»

Хотя он и достоин отдельной статьи, расскажу немного о нем тут. Наш фильм принес ему первую славу не только как сорежиссёра, но и как актера.
— Помните того бедного пассажира попытавшегося бежать?
— А машиниста которого выкинули с поезда?
— Может припомните салагу танцующего под пули?
— А может вы узнали его в одном из бандитов?
Четыре главные роли в одном фильме обеспечили ему успех на долгие годы.
Вся последующая история с триумфом ленты и газетами хвалящими Билли за «реалистичную смерть» вдохновила начинающего актера самому писать сценарии, ставить кино и конечно играть в нем главную роль. Через 4 года он основывает свою студию и за 9 лет снимется в более чем 300 ролях.
В 1958 году он получает Оскар с пометкой «пионеру кинематографа, внёсшему значительный вклад в развлекательную кинопромышленность»

Кстати, дожил он до 1970-х умерев на 90 году жизни став живым воплощением рассвета кинематографа.

Джастис Д. Бранс

Другой актер ставший знаменитостью (хоть и не такой большой как Билли) стал Джастис Бранс сыгравший главаря бандитов.

В основном актер театра Джастис впервые выступил в фильме и сразу в главной роли. Хотя и получив значительную по тем временам оплату, он вернулся в театр после релиза фильма и продолжил играть там вплоть до найма на студию Эдисона в 1910 году. После этого актер сыграл еще в 50 фильмах, включая мелкие роли, пока не был уволен из-за проблем с финансами на студии.
Умер актер в 1946 на 83 году жизни. Став культовым в последние пару лет жизни.

Сцена пятая — Как фильм забыли, вспомнили, а затем снова забыли и снова вспомнили

Конечно фильм стал хедлайнером компании «Эдисон». Следующие 20 лет его крутили во все тех же аттракционах Хейла. Но со временем кино развивалось, железные дороги перестали удивлять и наконец в 1918 году закрылась студия снявшая фильм. Казалось бы история должна закончится, но поколения выросшие на «Удивительных железных дорогах Хейла» выросли к 40-м годам в самостоятельное поколение режиссеров они отдавали дань уважения «первому вестерну» как могли.

В 1939 году выходит уже по-настоящему классический вестерн «Джесси Джеймс» в котором тема ограбления поезда в кинематографе впервые поднимается за много лет. Хоть она и не стоит в центре сюжета, фильм имеет много отсылок к «Большому ограблению». Например за голову главного героя назначают награду в те же 5000$. На ту же сумму покушались бандиты в нашем фильме. Лента имела огромный успех став третьей по количеству сборов в 39 году.
Очень не плохой результат учитывая что в том же году вышли «Унесенные ветром» и «Мистер Смит едет в Вашингтон». Первый один из самых высокооцененных фильмов в истории, а второй номинировали на 11 Оскаров в том же году и до сих пор вносят в списки величайших комедий всех времен. Но что-то я отошел от темы.

В 1941 выходит еще одно «Великое ограбление поезда». Низкобюджетный вестерн никак не связанный со старым фильмом кроме как названием.
Несмотря на низкую популярность он бы переснят в 49 году и еще раз в 52 под другими названиями.

В 1948 году вышел «Whispering Smith» так же отсылающий к самому первому «Великому ограблению».
Фильм не стал особо популярным, хотя и имел некоторый успех. После него тема ограбления поезда уже становится своеобразным клише эпохи рассвета вестернов.

Хотя и сами ограбления и фильмы про них никуда не деваются о нашем фильме практически не упоминают целых 30 лет.

В 80-х годах о фильме снова начинают говорить и писать как о классике кинематографа. В это же время появляется одни из самых популярных мифов о нем. Ленту начинают называть и «первым вестерном» и «первым сюжетным фильмом» и вообще «началом всей киноиндустрии США».
В 88 году выходит серия тех самых марок которые вы видели выше. А в 1990 году фильм был внесен в Национальный кинореестр США.

Сцена шестая — Кто и как отсылается к фильму в наше время

Джеймс Бонд

Наверное один из самых популярных кадров в кино это кадр с агентом стреляющим в зрителя. Морис Байндер создатель знаменитой заставки никак не комментировал сходство (или я не нашел его комментариев).

Славные парни

Мартин Скорсезе в последней сцене «Славных парней» копирует сцену из «ограбления».

Во все тяжкие

5 сезон, 5 серия сериала фактически посвящена ограблению поезда и заканчивается соответствующим кадром. Без лишних спойлеров, вот вам кадр.

Содержание скрыто

Показать

И еще бесчисленные упоминания поменьше. Например:

  • 1 сезон 7 серия Коня БоДжека
  • В Бэтмене 60-х в серии «The Riddler’s False Notion» появляется и фигурирует в сюжете гравюра посвященная фильму
  • В немецком истерне «Western von gestern» сцена с Джастисом используется в начале и конце каждой серии.

Вывод и послесловие

Сложно сказать что нового привнес этот фильм в индустрию. С одной стороны фильм не может похвастаться инновационными спецэффектами или глубоким/оригинальным сценарием. С другой фильм не мог не запомнится огромному числу людей, а это уже чего-то то стоит.

Развеивая мифы о ленте историк Скотт Симмон пишет:

Главный сюрприз фильма, в ретроспективе, состоит в том, что он ни к чему не привел ни для своего создателя, ни для жанра…

Скотт Симмон

Ph.D. Калифорнийского Университета

Для меня же «первый вестерн» оказался одним из немногих фильмов не устаревших за столетие кинематографа (если пытались смотреть фильмы тех лет понимаете о чем я).

P.S.
Примерно неделю я допиливал и перепиливал статью и всё еще ей не доволен, но выкачу ее сейчас и будь что будет. Скорее всего в тексте остались ошибки, особенно пунктуационные, несмотря на то, что я всеми силами и с чужой помощью пытался их убрать. Если найдете — напишите комент или чирканите в личку.
Предлагайте новые темы и критикуйте статью там же, в комментариях.

Если вдруг вам мало и хотите почитать еще по этой теме то рекомендую:

— Всеобъемлющая статья о немом кино на DTF за авторством Сергея тут
— Не менее всеобъемлющая статья редакции о вестернах находится тут
— Целый блог о немом кино ведет Иван Яшин, он очень интересно пишет вот тут

Если вы хотите поддержать авторский контент, то сделать это можно денюжкой, комментарием или оценив статью. Буду рад.

 

Источник

Читайте также