Делимся впечатлениями от первых шести эпизодов сериала.
15 мая на Hulu выходит сериал «Великая» (в России его можно будет посмотреть на следующий день в онлайн-кинотеатре more.tv). Это вольная интерпретация истории взаимоотношений российской императрицы Екатерины II (Эль Фаннинг) и Петра III (Николас Холт), которую поставил Тони МакНамара, получивший «Оскара» за сценарий к «Фаворитке».
Мы посмотрели шесть из десяти серий первого сезона, а теперь делимся впечатлениями.
Трудно сказать, кого «Великая» может оскорбить больше: ярых поборников исторической достоверности или людей, которые видят очернение России в любом зарубежном произведении, так или иначе её касающемся. Ироничное «an occasionally true story» в начале каждого эпизода не спасёт от нападок ни тех, ни других.
Екатерина II — фигура одиозная, обросшая мифами, а Тони МакНамаре не впервой использовать слухи и домыслы для построения истории. Поэтому жизнь императрицы Всероссийской кажется идеальной основой для исторической комедии. Примерно такой, как «Фаворитка».
И сперва ничего не предвещает беды. Обаятельная немецкая княжна, как и в реальности, приезжает в Россию, чтобы обвенчаться с юным Петром III. Однако ждать остроумного жонглирования мифами о сексе с конями и историями об Иване VI сразу не стоит — всё это будет, но сперва зрителя познакомят с самим императором и его двором.
Пётр III, роль которого исполнил Николас Холт, — это не блаженный дурачок Николай II из какой-нибудь «Матильды», и не наивная Анна Стюарт из «Фаворитки». Это тупой, избалованный, самовлюблённый и предсказуемый, но оттого не менее опасный юнец с огромным, по его словам, членом. Серьёзно, словосочетание «massive cock» из его уст звучит чуть ли не в каждой серии.
Декадант и гедонист, он превратил свой дворец в неназванном городе в этакий притон. Помните уморительные сцены развлечений знатных особ из «Фаворитки»? Так вот в «Великой» МакНамара отвёл для них не просто экранное время, но экранное пространство — длинный коридор, в котором кто-то постоянно дерётся, пьёт или трахается.
Однажды сюда, под радостные крики придворных, внесут полое бревно, в которое запустят енота и пса, чтобы посмотреть, кто победит. В другой раз здесь будут швырять помидоры в людей, в третий — развесят трупы на потолочных балках.
«Русскости» этим забавам, органично смотревшимся бы при любом дворе в XVIII веке, придаёт водка, которую тут пьют много и с непременным разбиванием рюмки, и песня про казачка, которую тут поют часто и непременно хмельными голосами. А, ну ещё тут временами появляется настоящий ручной медведь — свадебный подарок Петра Екатерине.
Сначала всё это способно сбить с толку даже тех, кто внутренне уже настроился на заигрывания со штампами об эпохе. «Великой», кажется, нечего предложить, помимо расхожих стереотипов: ни интересного взгляда на исторических персон в духе «Марии-Антуанетты», ни остроумного переосмысления мифов. Первые эпизоды воспринимаются как просто череда забавных зарисовок, а русскому зрителю всё это и вовсе может показаться оскорбительным.
Но «Великая», как выясняется позднее, — это не историческая комедия в духе «Фаворитки», а лишь фантазия на тему. Она медленно раскрывается перед зрителем, рисуя картину не России, но страны с тем же названием и слегка похожей историей.
Вы почти не увидите знакомых ещё по школьным учебникам личностей, а биографии тех, что есть, переписаны в угоду драме и комедийному эффекту. Например, тот же Пётр III здесь — это сын Петра I, племянник Елизаветы и сводный брат Ивана VI, ведущий бестолковую войну со Швецией.
В помощь Екатерине выдали секретаря, со странным для русского уха именем Орло, видимо отсылающим к Григорию Орлову, и служанку Мэриэл — своеобразного гибрида Марии Чоглоковой и Екатерины Дашковой. А местного митрополита с реальным Арсением роднит разве что вражда с императрицей.
В персонажах второго плана тоже временами проглядывают реальные прототипы, но это — всего лишь «пасхалки для посвящённых». Осознав это, начинаешь замечать, что сумасшествие, которое творится во дворце, где происходят почти все события сериала, не носит повсеместный характер. Придворные — пьяницы, глупцы и развратники, но по-настоящему «отбитый» здесь лишь император, а все вокруг просто вынуждены потакать ему.
Тут бы заметить метафоричность происходящего, мол, дворец — это Россия в миниатюре, но авторы сериала умело избегают такой пошлости, намеренно подчёркивая предметность пространства. Дворец — это просто дворец. Ничего более.
«Великая» не пытается быть размышлениями на тему судьбы пусть и выдуманной, но страны. Более того, это даже не история о борьбе с тиранией, коей может показаться на первый взгляд. Ближе к середине сезона сериал чуть ли не открытым текстом постулирует свою основную идею — противостояние прогресса и старых укладов. И тогда всё встаёт на свои места.
Если в «Фаворитке» сцены декаданса были лишь обрамлением основного действия, забавными пустяками, призванными разрядить обстановку, то в «Великой» они выступают символом всего того, против чего борется главная героиня. Используя пару знакомых имён и фабулу, Тони МакНамара создаёт не просто собственный миф о Екатерине и России, а собственную Екатерину в собственной России.
Из наивной и романтичной девушки она превращается в расчётливого, пусть и не всегда решительного, политика, сохраняя юношеский идеализм. Она всеми силами хочет превратить выдуманную страну в процветающее государство.
Зачем же тогда все эти привязки к реальности, ведь действие сериала могло бы развиваться хоть в условном Вестеросе? Во-первых, чтобы ярче проиллюстрировать основную идею о разрушении старого и привычного. А во-вторых, просто для смеха — наблюдать за извращённой реальностью всё-таки куда веселее, чем за безумствами в фэнтезийном королевстве.
И ведь «Великой» удаётся быть смешной. Несмотря на обилие визуального юмора в сценах дворянских утех, комедийная составляющая сериала держится, в первую очередь, на диалогах. Подавляющее большинство шуток, впрочем, похабны, но в антуражах XVIII века они почему-то неизменно веселят и, как ни странно, смотрятся органично.
Даже если отбросить идею о прогрессе, «Великая» останется отличной комедией. Возможно, для кого-то оскорбительной, возможно, — возмутительной некоторыми из своих сюжетных ходов. Похабной, низкой, грязной, но всё равно невероятно смешной и практически безупречно написанной и поставленной.
Пошлейшая фраза «каждый найдёт в этом произведении что-то для себя» как нельзя лучше подходит этому сериалу. Это и хорошее юмористическое шоу, и размышление на тему «банальности прогресса», и объект для очередного крестового похода. «Великая» заставляет менять отношение к себе практически после каждой серии и только по прошествии всех десяти эпизодов первого сезона станет ясно, чем она на самом деле хочет быть.