«Ведьмак» от Netflix — могло ли быть хуже (спойлеры)

Вселенная ведьмака мне полюбилась достаточно крепко. Как-то давно мне довелось лицезреть по ТВ старый польский сериал — первую адаптацию книжной саги Анджея Сапковского. Сериал был крайне дешевый и местами халтурный, но все же был сделан с душой, особенно хороша была музыка. Далее я прошел все части игровой серии в порядке их выхода (о них я еще выскажусь в будущем), и только недавно решил засесть за книги, хотя знал об их существовании еще до игр.

Данные произведения меня впечатлили, а следовательно, новый сериал я ждал. Хотя бы только для того, чтобы узнать, насколько плохо все будет.

«Ведьмак» от Netflix — могло ли быть хуже (спойлеры)

Вспоминая анонс

У Ведьмака весьма странная история успеха. Наверняка, писатель оригинальных книг не ожидал такого успеха своих творений в будущем. Не ожидал он успеха и от игровой адаптации его книг, однако, они в последствии стали именно тем, что принесло Ведьмаку уже мировую популярность. Наконец, никто не ожидал появления современной киноадаптации, однако к нам пришли и просто сказали: «Будет сериал».

Радость фанатов была недолгой, ибо за адаптацию взялся печально известный Netflix. И первый же тизер сериала, который демонстрировал Генри Кавилла в образе Геральта, поверг всех в шок. И произошло это не от факта, что актёр такого пошиба внезапно будет играть главную роль в только набирающей популярность на Западе франшизе, да еще и в явно бюджетном сериале от Нетфликса, а от самого образа. В глаза сразу бросился тотальный мискаст.

Дальше — хуже. Стали известны новые подробности подбора актёров, а также появились слитые кадры со съемок. С каждой новостью, с каждым трейлером ненависть фанатов становилась все сильней, интернет буквально бурлил и выплескивал обещания сериалу провалиться.

Мнения, однако, были неоднородные. Скорее стоит разделить их даже не на «все хорошо» и «все плохо», а на «все очень плохо» и «все не так уж и плохо». В особо оптимистичных случаях было «все вполне хорошо». Но это редкость. Что же в итоге вышло?

Актерский состав

Генри Кавилл в роли Геральта из Ривии — это первое, что мы узнали о сериале. В интервью Генри высказывался, что является фанатом вселенной и поэтому сам вызвался играть в сериале, причем даже не в главной роли. Шоураннеры, судя по всему, решили, что такая звезда свалилась им на голову не просто так, и поэтому было решено отдать ему роль Геральта.

И, откровенно говоря, решение это весьма паршивое. Героическая голливудская внешность с квадратной челюстью и внушительная мускулатура атлета — это те вещи, которые в первую очередь бросались в глаза и претили образу всем известного ведьмака. Геральт должен быть не так красив, он бледен, с более тонкими чертами лица, и самое главное — худощав. Ведь в его ремесле скорость, гибкость и легкость куда важнее, чем гора мышц, а к тому же — с его образом жизни больших мышц не построишь.

Ситуация еще более усугубилась гримерами и костюмерами. Белый парик смотрится очень нелепо из-за линии роста волос и габаритов, а желтые линзы с круглым зрачком вместо острого — еще хуже. Они выглядят жутко неестественно, будто его глаза вот вот лопнут. Мало было этого, так на Генри также напялили этот ужасный, черный с ног до головы, кожаный костюм с двумя гигантскими наплечниками, которые делают его и без того широкую фигуру еще шире. В результате Геральт представляет из себя огромный черный шкаф с шипами, и вот этот шкаф ходит везде и светит своей натурой. И вот этому шкафу всякие бестолочи и хулиганы плюют под ноги и грозятся в расправе. А лучше бы указали ему дорогу «два этажа вниз до кожаного клуба».

Итоговый вариант скорее напоминает обычного фэнтезийного воротилу, а не Белого Волка. В целом, я смотрю на Генри Кавилла исключительно как на ходячий живой пиар сериала.

Цири. Красота субъективна, конечно, но по мне, нос Фрейи Аллан это не самая привлекательная её черта. Также ей непонятно зачем вставили линзы, от чего она получила не только неестественный, но и пугающий вид. Особенно нелепым это представляется, когда понимаешь, что глаза актрисы того же цвета, что и линзы. Черт подери, зачем нужны было все ими портить?

Можно также придраться к возрасту актрисы, ведь Цири на момент представленных событий должно быть лет 10, однако сюжет в сериале изменен и подбор актеров происходил исходя из этого. Впрочем, как ни странно, Цири в сериале мне даже понравилась. По факту, Фрейя это один из немногих удачных кастов сериала. Кстати, мне кажется, девочка, которая играла поддельную Цири, больше бы подошла на эту роль.

Облик Йеннифер также вызвал бурю негодования. На ее роль взяли актрису индийских кровей (что безо всякого сомнения читается в её внешности), тогда как Йеннифер — коренная северянка. И здесь уже можно сказать, что да, Нетфликст прошелся по Ведьмаку катком толерантности.

Однако не только цветом кожи актриса Аня Чалотра не полюбилась публике, но еще и весьма юным возрастом — 22 года на момент съемок. Чародейки в мире Ведьмака стареют очень медленно, но все же стареют. И Йеннифер на момент актуальных событий сериала уже не менее сотни лет, выглядеть она при этом должна примерно как 30-летняя женщина, а не как студентка.

Возможно, это обусловлено тем, что сюжетная линия Йен была значительно расширена, включая эпизоды из ее юности, к которым не подошла бы уже слишком зрелая актриса, а брать двух — накладно. Но сюжета мы еще коснемся. А пока могу сказать, что Аня весьма сомнительно смотрелась в роли Йеннифер из Венгербрега — банально не тот типаж. Ах да, фиолетовые линзы у Йеннифер, почему-то, смотрятся в сто раз лучше, чем у Геральта и Цири.

На роль Лютика, пожалуй, был взят второй подходящий актер в этом сериале. Третий — Ренфри. А вот Фольтест жутко не удался.

Весь остальной каст представляет из себя ужасную этническую смесь. Не хотелось бы касаться уже избитой песни про «негров в средневековом европейском фэнтези», потому что в мире Ведьмака есть разные этносы, но вот что делать действительно не хорошо — так это менять уже определенную этничность оригинальных персонажей. И за это сериал вполне заслуженно получает огромный минус. Трисс — не Трисс, Истредд — не Истредд, Калантэ — не Калантэ, Фрингилья, дриады и все остальные в том же духе.

Почему бы грамотно не вплести представителей других этносов в сюжет? Две темнокожие зерриканки-спутницы Борха — тому пример. Но темнокожие эльфы — что это? К сожалению, все мы прекрасно знаем современные западные тенденции, знаем Нетфликс, и нам остается только смириться с этим.

Самое печальное это то, что многие актеры сами по себе играют довольно неплохо, даже те, что не подходят на роль. Я вижу, что Генри старается, вижу, что Аня старается, как и многие другие. Но увы, не вижу я в том или ином актёре определенного персонажа. Именно поэтому существует каст, существуют «типажи», именно поэтому важно тщательно подбирать актёров.

Чисто теоретически, при наличии актёрского умения, кто угодно может играть кого угодно, но существует и такая вещь, как «погружение», и это погружение, вера в выдуманную историю — портится здесь постоянно.

Сценарий

При просмотре у меня возникало ощущение, будто это не цельное самостоятельное произведение, а какой-то набор видеоиллюстраций к книгам. Повествование жутко рваное, жутко скомканное, оригинал зачастую был довольно сильно порезан, изменен и ужат, при этом все изменения вносились максимально бездарно, без понимания того, что сюжет, вообще-то, должен быть целостным и иметь в себе определенные этапы.

Мало того, что события демонстрируются не в хронологическом порядке, так нас еще постоянно передергивают между совершенно разными сюжетными ветками, которые происходят в разное время (с промежутком в десятилетия) в разные местах. В книгах истории тоже подавались не в хронологическом порядке, но там каждая история была целостной, рассказывалась сразу, без разбивок на куски.

Многие диалоги взяты напрямую из книг, но проблема в том, что здесь они не работают, поскольку сюжет уже был порезан и изменен. В итоге многие диалоги и сцены выглядят неуместно и просто странно.

Например, в первой же серии в первых же минутах Геральт уже разразился своим известным монологом касательно «меньшего зла». Это выглядело очень пафосно, будто я смотрел не начало первой серии, а кульминационный момент какой-нибудь предпоследней. Поражает и контекст — в книге Стрегобор и Геральт уже были знакомы, здесь же они впервые увиделись, и после этого Геральт начинает с ним философствовать? Что?

Согласно сериалу, Геральт и Ренфри также впервые встретились лишь в Блавикене. И хотя мы все еще понятия не имеем, кто она такая (ибо крайне поверхностной информации от Стрегобора недостаточно), они с Геральтом начинают задушевные беседы, а мгновение спустя (буквально в день знакомства) — уже спят вместе. Что, естественно, было ее уловкой, дабы Геральт не помешал ей сотворить бесчинства в городе. Но на кой черт ей это делать? Матерая бандитка могла попросту убить ведьмака (которого знает всего недолго) в тот момент, если бы он собирался ей мешать.

Другой пример из первой же серии: раненная Калантэ прощается с Цири. Диалог выстроен очень затянуто и чрезмерно драматично, мне на его середине захотелось поставить паузу и пойти посёрфить Интернет, а потом вернуться и досмотреть. Зритель только-только познакомился с этими персонажами, и еще не ощущает к ним ничего. И здесь из меня уже выжимают слезы этим драматичным прощанием? Да плевать мне на её смерть, и плевать что она скажет Цири, про сдохни уже и я буду смотреть что будет дальше!

В следующей серии Геральта и Лютика ловят эльфы. Зашедший к ним на «огонек» предводитель эльфов обменявшись с Геральтом буквально парой фраз уже раздается целой речью по поводу геноцида своего народа. Да какое мне дело? С чего ты начал эту тираду? Почему ты говоришь ее пленнику, которого первый раз видишь и которого ты только что собирался убить? Кто ты вообще такой?

В том-то и проблема, зритель не знает ничего, а сериал даже не утруждается ему что-либо объяснять и показывать. А ведь я уже кое-что знаю о вселенной, а представьте зрителя, для которого данный сериал — первое знакомство с ней?

В книге эта история была куда больше и глубже. Но даже в отрыве от книги, здесь происходит какая-то белиберда. Вот их повязали, вот главный эльф им поплакался, вот их уже отпустили. И ради этого вы снимали данный эпизод? У нас есть завязка и без каких-либо других телодвижений мы сразу получаем развязку. Это полная чушь. И такой чушью наполнен весь сериал.

Брокилон вообще непонятно зачем представлен в сериале. Видимо, просто для того, чтобы показать его существование и дриад. В этом сериале вообще многие вещи просто «чтобы были» и чтобы подчеркнуть его связь с первоисточником.

В книге Брокилон был местом, где Цири и Геральт впервые встретились, и где им указали на их связь Предназначением. Здесь же Цири при попытке сбежать из лап нильфгаардцев просто недолго кантуется в этом лесу, а потом ее уже уводит Лжемышовур.

И к чему все это было? Зачем нужен был этот лес? К чему были эти наркоманские приходы от брокилонской воды? Ради этого вы придумали всю эту ахинею с допплером-маньяком, ради этого вы убили персонажа, который вообще-то не только книжную, но и всю игровую сагу живым прошел?

Апофеозом идотизма явилась битва при Соддене. Знатоки книжной вселенной особенно оценят то, как с ней обошлись создатели сериала. От себя могу сказать, что битва при Соддене здесь — это про то, как кучка сильных независимых женщин отбилась от орды черных скукоженных мошонок.

Многие персонажи банально не раскрыты, будто снова ориентировались на тех, кто уже все про них знает. Нам просто заявляют по факту — вот это Геральт, он вот такой, ведьмак, всё. Вот это — Цири, она убегает. Всё! Вот это Йеннифер, она… простите, а она что?

И тут уже можно сказать, что сериал, который называется «Ведьмак», не является историей про ведьмака. По факту, Геральт здесь чуть ли не второстепенный персонаж. Нам очень мало о нем рассказали. Зато в сериале очень много показывают Цири, и еще больше — Йеннифер. Ее история была значительно расширена по сравнению с книжным аналогом.

Показали целую историю её становления, от бытия деревенской девочкой-горбуньей до величественной и красивой чародейки. Правда, проблема в том, что история эта также получилась рваная и не последовательная, как и весь сериал. Порой даже сложно сказать, сколько времени прошло. Вот Тиссая зовет Йен не иначе как «свиньей», а вот она уже самая лучшая ученица и заработала право называться по имени, а еще спустя 5 минут она считай в одиночку разбила армию «черных». Также сцена с трансформацией Йен и вырезанием матки как является полным бредом, так и не имеет никакой книжной основы.

Под конец остается лишь куча вопросов. Как она стала жаждущей власти и силы чародейкой? Что это был за бред с покушением на царевну и ее ребенка? Почему Йенифер была замешана? Что произошло потом? Почему она стала изгоем? Так она хочет власти или рожать детей? Почему она рассталась с Геральтом? Кривой развития персонажа просто нет.

В итоге сюжетная линия Йеннифер видится как очередная ода современному феминизму, а не как весьма трагичная история сложного для взаимоотношений человека.

Концовка сериала меня просто ввела в ступор своей глупостью. Выглядит все это примерно так: Цири просыпается рано с явным намерением покинуть приютивших ее людей и продолжить свой путь. Нам показывают, как она уходит в лес, а через какое-то неопределенное время к дому подъезжает повозка с Геральтом. Геральт почему-то таращится в лес, идет в его глубь, но затем разворачивается и идет обратно. Затем снова разворачивается и видит бегущую к нему Цири. Объятья. Простите, что? Почему она ушла? Почему Геральта привлек лес? Почему он ее не увидел, хотя она очевидно была недалеко и бежала к нему? Почему она, собственно, развернулась, и, каким-то образом узнав его, побежала к нему?

Напомню, что в сериале они доселе не встречались, а если быть точным, то Геральт раньше видел Цири, но она его — нет. Хорошо, допустим он почуял чей-то запах и увидел следы, он все-таки ведьмак, но мало ли кто отправился в лес? Он явно не мог ранее запомнить ее запах, будучи в Цинтре. Почему он отправился туда? И почему Цири то уходит, то теперь возвращается? А потом хоп, встречает его. Что это за идиотизм? А теперь вспомните встречу Геральта и Цири в польском сериале, если вы его смотрели. Чистая случайность, вызванная Предназначением. Здесь же зачем-то понадобилось каким-то совершенно идиотским способом вывести их в лес, возможно, чтобы сцена была более интимной, что-ли.

В итоге могу сказать, что создатели либо откусили больше, чем могли проглотить, либо это просто бездарный сценарий. Да, им нужно было уместить довольно много событий в 8 эпизодов. Но все же, почему именно 8, а не хотя бы 10 (хотя им и 10 не хватило бы)? Старый польский сериал за 13 серий (а серии там были короче) показал гораздо больше, раскрыл персонажей, и особенно хорошо показал взаимоотношения Геральта и Йен.

Боевые сцены

Отдельно хотел бы поговорить о боевых сценах сериала. Мне показалось, что ведьмачий боевой стиль был передан, но недостаточно хорошо. Видно, что Геральт в бою использует много уворотов, кручений и различных трюков, но все еще сложно отличить, чем его манера вести бой отличается от какого-нибудь случайного фэнтезийного вояки. Возможно потому, что боевые сцены довольно редкие, лаконичные, но при этом все же эффектные. Иначе говоря, выглядит все красиво, однозначно можно занести это в плюсы сериала. Однако, им еще есть куда работать над боевым стилем хотя бы Геральта. Также, мне не понравилось, как он использовал обратный хват меча в драке в Блавикене, это все же не канонично.

Отвратительно, на мой взгляд, получилась сцена драки со стрыгой. Она сильно отошла от оригинала, выставила Геральта каким-то неумехой (тогда как в книге эта драка демонстрировала весь его профессионализм) и в целом упустила всю суть этого столкновения.

Съемка и все такое

По части постановки сцен, ракурсов, пролетов камеры и в целом операторской работы все хорошо ровно настолько, чтобы придраться было не к чему. Однако, мне не ясно, зачем были сделаны некоторые сомнительные решения.

Сериал отвлекает каким-то непонятным размытием по краям объектива, порой плывет буквально вся картинка. Также цветокоррекция местами очень бросается в глаза, зачем нужно было так искусственно наводить атмосферу мрачности? Порой экран чуть ли не черно-белый. Выглядит довольно дешево. Наконец, эти идиотские черные полосы, причем не довольно широкие, как в полнометражных фильмах, а узкие.

Спецэффекты — они есть, и по большей мере они вполне ОК. Но, монстры здесь нарисованы плохо.

Декорации и антураж вполне хорошие. А вот некоторые костюмы — нет. В частности — ужасный костюм Геральта, который мало того, что крупнит его и без того качковскую фигуру, так еще и выглядит так, словно сделан из обрезков какой-то шины. Отдаленно напоминает помесь доспехов ворона из первой игры и брони Каэр-Морхена из третьей. Представляю, как удобно путешествовать в такой вызывающей, неудобной и душной фигне.

Ну и конечно же, уже знаменитые доспехи армии Нильфгаарда. Что это вообще такое? Это металл? Кожа? Ткань? Пластик? Из какого материала внутри самой вселенной, по мнению создателей, сделаны эти доспехи? Почему они сморщенные? Почему все это выглядит настолько нелепо? Почему у армий других государств с этим все в порядке?

По части костюмов и реквизита сериал довольно проседает стилистически, особенно на фоне игровой вселенной, хотя, конечно же, сделать реальные вещи это не смоделировать оные в компьютерной графике, и на это можно сделать скидку. Но такую броню «нильфов» оправдать просто невозможно.

В целом, визуально сериал конечно не будет конкурировать с топовыми картинами в жанре фэнтези, или даже с Игрой Престолов, но смотреть на него хотя бы можно (если закрыть глаза на некоторые вещи).

Что действительно хочется похвалить, так это звук и музыку. Звон мечей получился классным. И кстати, терпеть не могу эту песню Лютика про чеканную монету.

Что же можно сказать по итогу? Вышло довольно слабо. Сериал, с одной стороны, весьма небрежно относится к первоисточнику, и с другой, очень плох как самостоятельное произведение. Ему сложно будет удовлетворить как фанатов, так и незнакомых со вселенной людей.

Вы скажете: «Но ведь бюджет не позволил сделать лучше». А я отвечу, что дело ведь не в бюджете. Дело в отношении к делу, и в отношении к оригиналу, ко вселенной. И здесь отношение создателей было очень несерьезным. Они просто решили сделать денег на волне популярности игр. Души, как говорится, нет.

Посмотреть этот сериал все же можно, особенно если вы фанат. Как я уже говорил, просто чтобы увидеть, насколько плохо все вышло. Но на получение большого удовольствия от просмотра я бы не рассчитывал.

 

Источник

Читайте также