Статья + Видео
И игровой ипостасью для сравнения с реальностью станет крайне стоящий пример – семья кровавого Барона, он же Филип Стенгер из Ведьмака 3.
Немного предыстории. Ведьмак 3 вышел как раз в одну из моих ротаций в зону боевых действий. Первое прохождение этого польского шедевра происходило, большей частью, на позициях близких к фронту. Приблизительно в таком блиндаже как на картинке, запитавшись от высоковольтного столба, мы и смотрели фильмы, сериалы, играли в видеоигры на ноутбуках.
Естественно, в перерывах между выполнением задач. Иногда это происходило под канонаду артиллерии с нашей или противоположной стороны. Поначалу было стремно, но человек привыкает ко всему.
И как раз в такой момент я проходил линейку квестов от Барона. Оттого мои впечатления были смазанными, поэтому она меня не впечатлила. Хотелось больше экшена, а не драмы. Особенно учитывая происходящее над головой.
Однако пройдя её второй раз уже в мирной обстановке, я внезапно осознал насколько хорошо сценаристы и разработчики вплели в повествование крайне болезненную тему домашнего насилия и того самого треугольника Карпмана.
Но не будем забегать вперед. Все по порядку.
Геральт находит Филипа Стенгера, владыку местных земель, в момент, когда он нуждается в информации касающейся Цири. И тот предлагает ему сделку. Он расскажет все, что знает про Циррилу, взамен на нахождение его близких – жены и дочери, которые пропали загадочным образом.
Осмотрев дом Стенгеров и поговорив со всеми, кто мог иметь какое-либо отношение к происшествию, Геральт делает вывод, что родные Филипа не были похищены, а сбежали от него из-за его систематического пьянства и домашнего насилия. Кроме того, не любившая барона Анна носила второго ребенка от него, однако у нее случился выкидыш, поскольку накануне Филип сильно напился и избил ее. Плод Стенгер просто закопал за замком.
Треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы») — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье: «Fairy Tales and Script Drama Analysis». Эта модель используется в психологии и психотерапии.
Суть заключается в том, что в некоторых социальных группах более трех человек, иногда существуют три основные негативных роли, к которым могут устремиться индивиды. Это – Жертва, Преследователь (он же Тиран ли Агрессор) и Спаситель (он же Герой). Названия говорят сами за себя, но я дам Вам достаточно частый пример, который я видел на практике. Представьте себе обычную семью из трех человек небольшого достатка. Мать (жертва) не работает и зависима от мужа, Отец (тиран) – вымещает на ней агрессию и, допустим, бухает, употребляет вещества или является буйствующим ревнивцем. И подрастающий сын или дочь, наблюдающий творящийся беспредел.
Вот тут мы и подходим к семье кровавого барона вплотную. Сейчас на картинке вы видите условный треугольник, обозначающий взаимоотношения в внутри игровой семье Филипа Стенгера.
Однако, как показывает все та же всеобъемлющая практика, это далеко не окончательный вариант. Позже объясню, однако удержите в памяти то, что роли по мере продвижения истории взаимоотношений могут смазываться и взаимно заменяться, а также треугольник дополняется третьими лицами, входящими в данный социальный конструкт.
В ходе расследования мы узнаем, что сбежать окончательно удалось лишь Тамаре, дочери Барона. Мать же была похищена во время побега неизвестным чудовищем с болот. Анну мы находим заложницей местных ведьм, которые, на самом деле, помогли ей избавиться от беременности взамен на службу с рабским магическим клеймом.
Тамара же находиться под опекой ордена священного пламени, а, точнее, группы быстрого реагирования по уничтожению нечисти этой религиозной секты. Там она нашла единомышленников, обещавших помочь с поиском матери. В то же время она категорически отказывается как-либо взаимодействовать с отцом. Глубокое презрение – все, что он заслуживает по её мнению.
Возвращаясь к нашему примеру из реальности. Подрастающее чадо спасает мать, пряча её от гнева забулдыги, попутно рано или поздно набирает сил. И вот, в момент набора критической массы конфликта ребенок становится спасителем. Героем. Либо увозит жертву от тирана, изолируя её, либо наносит преследователю травмы. Иногда несовместимые с жизнью.
Так же у самого барона есть свое виденье ситуации того, почему он вообще инициировал домашнее насилие против Анны. Это измены и попытка уйти к другому мужчине из-за постоянного отсутствия Стенгера дома. Не забываем, что до того, как он стал вроде как лордом, он знатно повоевал за Темерию и является ветераном множества военных кампаний.
И вроде как ветеран ветерану я должен ему сочувствовать. И поляки постарались: Барон очень неоднозначный, разносторонний и харизматичный персонаж, которому тяжело не сопереживать. Даже если бы я сам не воевал и не понимал, что такое посттравматическое стрессовое расстройство. Оно без сомнения сквозится в поведении персонажа, а также в описании его другими внутри игровыми способами.
Мною было встречено множество пар переживающих тяжелые времена как раз по причине изменения личности мужа после войны и пережитых боевых действий. Жены часто признаются, что не видят того человека, с кем они были до войны. Для них он становится резким, мнительным параноиком. Кричащим по ночам, видя кошмары. Скрытной личностью, которая делится сопереживанием с побратимами, но не с ней. Обычно трещина в отношениях наступает после спада эйфории успешного возвращение вроде как здорового с физиологической точки зрения ветерана после боевых действий. Тогда-то супруга и замечает изменения в поведении мужа.Моя личная статистика, к сожалению, дает понять, что лишь немногие супружеские пары успешно переживают данный кризис. Большинство же распадается.
С другой стороны, я как игрок не в силах помочь Филипу своими знаниями из реальности. Ведь наш протагонист – Геральт, не психолог. Он лишь проводник через эту, во многих аспектах трагическую, историю.
Все же ведьмаку удаётся своими методами привести Барона к раскаянью. Ведь не рождённый ребенок от Анны вот-вот должен стать игошей – чудовищем, преследующим тех, кто виновен в его смерти.
Геральт знал два способа, как даже при помощи монстра найти пропавших. С помощью Ворожея Геральт мог бы использовать кровь убитого игоши для поисков его родных, или же сделать невыполнимое и превратить чудище в чура – духа-защитника семьи. Сам Барон предпочитает второй способ, так как не хочет, чтобы его ребенок продолжал страдать. Если выбран второй способ, и он проходит удачно, то Барон хоронит игошу под порогом дома и даёт девочке имя – Дэя.
Через сутки она превращается в чура и выводит ведьмака на след. Если Геральт убивает игошу, то они вместе с Ворожеем проводят обряд в Волчьем урочище, который также дает нужную ведьмаку информацию. Поговорив с рыбаком, у которого Тамара и Анна нашли ненадолго убежище, ведьмак узнает, что девушка отправилась в Оксенфут, а ее мать похитил бес, который служит Хозяйкам Леса.
Глобальная проблема такого треугольника заключается в том, что жертва настолько вжилась в свою роль, что вскоре находит другого тирана и запускает цикл заново. Спаситель же ищет себе в пару человека постоянно находящего проблемы на свою пятую точку (жертву). Теперь понимаете, почему второе название является – треугольник судьбы? От нее не убежать.
Так Анна вновь становиться жертвой в обновленном треугольнике. Где тиранами являются ведьмы с Кривоуховых топей. В тоже время Тамара обновляет себя в статусе Героя уже на формализованном уровне, присоединяясь к организации декларирующей своей целью спасение людей от монстров.Это, кстати, довольно частая ситуация в реальности. Когда ребенок, защищающий мать от отца, или, к примеру, девочек от хулиганов, ставит себе целью вступление в правоохранительные органы, прокуратуру или суд. Считая себя идеальным исполнителем принципа верховенства права и справедливости. На самом деле, это не так. Такой формализацией они, подрывая репутацию этих государственных институтов, из-за принимаемых на должности решений, продиктованных острым чувством социальной справедливости. Что не равнозначно закону и его принципам. Так в тюрьмах оказываются люди, не совершавшие преступления, на которых имеются лишь косвенные улики. Из них просто выбивают признание, под пытками, рьяные Герои.
Но, это уже другая тема для разговора.
Анна же показывает нам типичный пример выученной беспомощности. Это психологическое состояние индивида, при котором он не предпринимает никаких попыток к улучшение своего состояния. Потеря чувства свободы и контроля над своей жизнью, угнетенное состояние, неверие в возможные улучшение, нежелание менять враждебную или токсичную среду обитания. Такими людьми очень легко манипулировать. Чем и пользуются окружающие.
Тут мы подходим к развязке. Барон просит его об одолжении в последний раз: помочь вернуть его жену, которая все еще в плену Ведьм. Ведьмак может снова наведаться в Кривоуховы топи вместе с ним. Там они также встречают отряд охотников на колдуний вместе с Тамарой. С их помощью ведьмак и солдаты барона справляются с монстрами, которых насылают Хозяйки Леса, и даже убивают их беса. В зависимости от принятых Геральтом решений: освободил ли он заточенного в корнях дерева духа — исход событий на болотах может быть разным.
Если Анна выживает, то Барон решает во что бы то не стало помочь жене, рассудок которой сильно помутнел из-за смерти детей, за которыми она присматривала в приюте на болотах, и покидает Велен в поисках целителей. Если же дети были спасены, на Анну было наложено проклятие, после снятия которого, она ненадолго приходит в себя, но затем умирает.
Здесь немаловажно уточнить судьбу Тамары.
Еще одним немаловажным фактором, о котором не стоит забывать, является личная эгоистичная заинтересованность Героя быть таковым. Ведь, по сути, в диалогах Барона и Тамары мы узнаем, что как раз дочь Филип в своем пьяном состоянии не трогал, да и вообще пылинки с нее сдувал. Все лучшие подарки, обхождение, уважение от его подчиненных доставалось ей с избытком.Так почему же Тамара стремится убежать? Ответ в сути поведенческой модели Спасителя. Жажды признания её как героя. И мать как спасаемая имеет здесь скорее вторичную роль объекта, а не субъекта. Вдумайтесь, как правило, эмоциональная привязка тирана имеет более сильную взаимозависимую связь с жертвой, чем у героя с ней же. Опять-таки, Тамара формально показывает своим новым покровителям, какой она молодец, пытаясь помочь матери. Миссия, с её точки зрения, выполнена. Теперь можно искать новый способ для самоутверждения.
Анна же в одной из концовок возвращается к своему мужу – Барону. Там это объясняется глубокой психоэмоциональной травмой, повлекшей за собой психическое заболевание. В реальности же при схожих условиях жертва возвращается к тирану немного по другим причинам.
Во-первых, это состояние выученной беспомощности, о котором я рассказывал чуть ранее.
Во-вторых, глубоко взаимозависимые отношение таких пар. Как ни странно это звучит, от разлуки, что тиран, что жертва проявляют острую нехватку в друг друге. Это нездоровое проявление нашей психики в отношениях, когда боль неважно психологическая или физиологическая, а чаще обе сразу, приносят извращённое удовольствие обеим сторонам. Сравнить такое можно разве что с зависимостью к наркотическим веществам, или алкоголю.
К моему огромному сожалению, реабилитация таких семей, или отделившихся друг от друга, людей – очень затратное мероприятие, как по времени, так и по денежному эквиваленту. Естественно, можно сказать, что этим занимаются социальные службы, но по моему опыту, крайне вяло и безынициативно.
Так и выходит, что этой крайне острой социальной проблемой общество пренебрегает. Вы сами наверняка слышали такие высказывания от обывателей: «Бьет – значит любит; сама спровоцировала; зато семья крепкая!». Я называю это сборником тысяча и одной отмазки для муд@к*в.
И, конечно, данный вид насильнических отношений не стоит путать с обычными конфликтными ситуациями в парах и семьях, так как конфликты присущи всем нам, людям. Это момент притирки, его, в принципе, не избежать никому кто ищет свою, так называемую, вторую половинку.
Вторая же концовка ведет нас к смерти Анны. Такой разрыв взаимозависимых отношений практически всегда ведет к сильной эмоциональной травме оставшейся стороны. Однако, если жертва чаще находит другого тирана, то тиран либо увядает на глазах, либо решается на такой поступок как Филип Стенгер.
Как и в жизни, хэпи энд здесь явно не уместен. Люди расплачиваться за те поступки, которые они сотворили в жизни. И самым страшным наказанием для нас является то, что мы сами себе их выбираем.