Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

31 августа в прокат РФ выходит отечественный фильм «Гоголь. Начало» — экстравагантное переосмысление творчества и жизни известного писателя в формате детективного хоррора. Главный редактор DTF посмотрел картину и предлагает дождаться её появления на малых экранах, где ей, собственно, и место.

На особом положении

Говоря о «Гоголе», нельзя обойти вниманием особый статус этого фильма в российском прокате. Он выходит на экраны аккурат к началу учебного года, да ещё и с рекламной кампанией невиданных масштабов.

Картина, запущенная при поддержке Первого канала, «России-1» и холдинга «Газпром-Медиа» (ТНТ, ТВ-3 и другие) была снята продюсерским центром «Среда» Александра Цекало.

Если вы ещё ничего не слышали о ней, то, вероятно, ещё услышите. В последние недели фильм продвигали даже через спортивные трансляции и, вероятно, в ближайшее время маркетинговая кампания только усилится.

Шерлок Гоголь

Другой важный момент: «Гоголь» — это частный проект, снятый без государственной поддержки. И с первых кадров фильма сразу становится понятно, почему.

В картине отсутствует какой-либо трепет перед личностью Гоголя. Писатель в исполнении актёра Александра «Это наша Земля!» Петрова изображен слабохарактерным писарем с жухлыми усиками, который в свободное от помощи следователям время топит камин своей поэмой «Ганц Кюхельгартен».

Героя-любовника из «Притяжения» Бондарчука почти не узнать

В фильме нет нравоучений и натужных напоминаний о том, что Гоголь — великий русский писатель. Напротив, его творческая деятельность задвинута на задний план и возникает только тогда, когда она нужна для поддержки хоррор-составляющей.

​Самый страшный кошмар Гоголя в «Начале» — рецензия Пушкина на его работы

Зато у Гоголя здесь есть суперспособность — находясь на месте преступления, он может связаться с тёмными силами и узнать у них, что на самом деле произошло. Обычно это выливается в судорожные каракули, которые потом приходится расшифровывать — чтобы было интереснее.

Собственно, видения Гоголя — главная движущая сила фильма и одна из его главных проблем. Таким вот «читом» сценаристы могут позволить себе закрыть любые сюжетные дыры, чем активно и пользуются. Стоит только расследованию зайти в тупик, как к писателю ночью приходит очередной таинственный незнакомец и раскрывает все карты.

В дополнение ко всему остальному Гоголь в фильме показан в популярном формате пассивного главного героя. Он как Уилл Тёрнер в «Пиратах Карибского моря» — человек самых честных правил, который в основном участвует в сюжетных событиях, но не становится их причиной. Однако последняя деталь по-своему играет фильму на пользу.

Писарь и его команда

Обычно, если в кино или сериале главный герой представляет из себя безвольный сюжетный инструмент, то вокруг него должны крутиться интересные персонажи. Так происходит и с «Гоголем».

У писателя есть свой собственный Альфред — крепостной Яким, он же источник множества комичных диалогов. Например, в одной из сцен Гоголь угрожает продать Якима крымским татарам, чтобы те отрезали тому язык за болтливость, а потом выкупить обратно — уже молчаливого.

​То же самое касается и других персонажей второго плана — брутального кузнеца с творческим началом, беспробудно пьющего от скуки сельского доктора и местного инспектора Лестрейда в лице чиновника Бинха (Евгений Стычкин), который хоть в нечисть не верит, но всегда появляется в конце расследования, чтобы забрать себе часть заслуг.

Но самая интересная роль досталась Олегу Меньшикову, который играет следователя — этакую расслабленную и самодовольную версию его же Фандорина из «Статского советника». Меньшиков, как и свойственно большому актёру, беззаботно переигрывает всех остальных участников фильма, и оттого обидно, что в кадре его не так много, как хотелось бы.

Говорят, что Олег щепетильно относится к выбору ролей, и почему он взялся за «Гоголя», понятно сразу: в его партии сценарий особенно хорош

Проблемы формата

Чтобы окончательно уйти от жанра «фильма, на который водят школьные классы», авторы «Гоголя» добавили в картину немало насилия и обнажённой натуры. Отправляясь на сеанс, стоит убедиться, что вы выбрали версию «18+», а не «16+».

Более «взрослая» из них содержит в себе и откровенные постельные сцены с голой грудью, и непривычный для русского кино уровень насилия — простреленные головы, пригвождённые к деревьям тела и многое другое.

Впрочем, от обоих вариантов можно получить почти одинаковое наслаждение. Главная «форматная» проблема фильма кроется в другой плоскости.

Дело в том, что «Начало» — это на самом деле никакой не фильм, а два эпизода дорогого сериала, склеенные в двухчасовую картину — между ними даже есть титр. Отсюда и название, напоминающее о первом «Бэтмене» Нолана.

«Начало» здесь значит не старт трилогии, а то, что продолжение зрители увидят уже на канале ТВ-3

При этом нельзя сказать, что в плане картинки «Гоголь» не тянет на кинотеатральный прокат — напротив. Здесь прекрасная операторская работа, совсем не телевизионная режиссура и убедительные спецэффекты. Проблемы заметны только в саундтреке (уж слишком он похож на музыку из ричьевского «Холмса») и гриме — парики на актёрах сидят странно, а сельские девки щеголяют накрашенными глазами, бровями идеальной формы и накачанными губами.

Однако по своей структуре «Гоголь» — это всё-таки не фильм. Первый час — это пилот. В нём вместе с со следователем Гуро (Меньшиков) писатель отправляется в село Диканька, где происходят странные убийства, после чего Николай Васильевич решает остаться на месте, пока не расплетёт весь клубок тайн.

У пилота, как водится на телевидении, есть и свой момент катарсиса, после которого резко начинается вторая серия, где происходит новое убийство — связанное с основной сюжетной линией лишь косвенно.

Если вы смотрите два эпизода шоу подряд дома, то у вас нет вопросов к тому, почему вы только что увидели две сюжетные арки. Но для двухчасового фильма, идущего в кинотеатрах, это совсем не подходящий формат. Мало того, что многие люди выйдут из зала с чувством незаконченности, так и на втором эпизоде — при всех его достоинствах — трудно не заскучать. Он хорош, но сильно сдаёт на фоне первого. В нём действуют уже не все персонажи из пилота, а накал страстей резко падает.

На этом месте у меня возникает серьёзная дилемма. «Гоголь» — это смелый российский эксперимент, который стоит поддержать всеми возможными средствами. Это отличный развлекательный контент, а не очередная натужная агитка про великое прошлое нашей страны.

Идея превратить Гоголя в главного героя процедурала, который расследует убийства, попутно встречаясь со всеми своими персонажами — русалками, ведьмами и чёртиками — изумительна.

Но как фильм для похода в кинотеатр я его посоветовать не могу. А вот дождаться, когда «Начало» стартует на ТВ-3 вместе с последующими эпизодами — вполне.

 
Источник: DTF

Читайте также