Интернет-комиксы как явление даже старше, чем сама Всемирная сеть. Первые из них увидели свет ещё в середине 1980-х годов. Пионером жанра стал легендарный и таинственный Witches and Stitches от детройтского художника Эрика Милликина. Пародия на «Волшебника из страны Оз» распространялась по электронной почте и через другие ранние способы обмена информацией: WWW появится только в начале 90-х, а возможность размещать изображения во Всемирной паутине — в 1992-м.
Ведьминская тематика была неожиданной для сети тех времён, когда кроме профессиональных технарей в ней никого толком и не было — но Милликин, один из основателей и пионеров виртуального искусства как такового — считает себя потомком одной из салемских ведьм XVII века. А в уже тогда любившей приколы и гэги ранней интернет-среде мрачно-ироничные стрипы про ведьм разлетались не хуже конфет на Хеллоуин.
Таинственность же «Ведьм и стежков» в том, что до нашего времени из тех далёких дней… не дошёл ни один из стрипов. Милликин слишком всерьёз отнёсся к соблюдению своих авторских прав — и любые копии первого из веб-комиксов сгинули в пучине ранней сети под безжалостными ударами копирайта. По сей день их не смогли найти даже самые дотошные веб-археологи, а нам остаётся лишь гадать, что именно было в тех запретных рисунках.
Первый популярный веб-комикс, затрагивавший тему будней главной аудитории ранней сети — айтишников — увидел свет только в 1994 году. Даже комиксы про фуррей появились раньше: первые стрипы T.H.E. Fox вышли в 1986-м. Им стал NetBoy.
▍ NetBoy
«Сетевого мальчика» придумал и стал рисовать Стэффорд Хайлер (Stafford Huyler) из одного из ранних чикагских интернет-провайдеров. Веб-комикс, впервые опубликованный в сети в мае 1994 года, повествовал о сферическом в вакууме интернет-нубе, достававшем техподдержку. Особенно сильно его интересовали «быстрые GIFки» — надо полагать, вполне определённого содержания, ведь, как известно, «the Internet is for porn».
По словам автора, большинство ситуаций в основном комиксе были взяты из общения с реальными клиентами провайдера или со знакомыми по сети: «каждого из персонажей NetBoy можно повстречать в Интернете». Правда, с 1996 года к персонажам присоединились говорящие виртуальные молоток и тёрка (не спрашивайте).
Несмотря на изначальную рисовку в жанре «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек», NetBoy менее чем за год стал суперхитом ранней сети. Журнал Wired рекомендовал его всем как «комикс для хардкорных гиков». В декабре 1994-го сервер Хайлера вышел из строя из-за наплыва посетителей: в секунду посмотреть первый веб-комикс про компьютеры и интернеты к тому времени хотели около шести человек в секунду.
Когда спустя три месяца он применил сервер помощнее, количество читателей оценивалось в миллион человек. Со временем рисовка у Хайлера стала более классической, особенно в поздней серии стрипов с подзаголовком U.Nox.
Сайт формально жив по сей день, но работает на нём (на момент написания статьи) лишь главная страница. Впрочем, у Хайлера есть и твиттер THErealNETBOY, где до сентября 2021-го он выкладывал некоторые старые стрипы. Переводов на русский практически нет: комикс прошёл пик своей популярности в те годы, когда рунет ещё только начинал зарождаться.
▍ User Friendly
В 1997 году появился новый веб-комикс, повествовавший о жизни уже не столько интернет-нубов и страдающих от них сотрудников компаний-провайдеров, сколько айтишников. Его создателем стал Джей Ди Фрейзер (J. D. Frazer), известный под ником Iliad. Автор с подросткового возраста хотел рисовать комиксы, но его раннее творчество везде футболили.
Дело пошло на лад, когда Фрейзер вернулся к этой идее на основе случаев из своей работы в интернет-провайдере. Через некоторое время комикс получил такую популярность, что автор смог уволиться и полностью посвятить себя ведению веб-комикса, зарабатывая на нём же.
Отчасти всё начиналось почти как в NetBoy: со стрипов из жизни многострадальных сотрудников техподдержки условного интернет-провайдера «Columbia Internet» и их непростых отношений с «юзверями»-клиентами.
Однако этот комикс чаще, чем NetBoy, касался профессиональной и офисной жизни айтишников. К примеру, таких вечных тем, как некоторого завышения времени и сложности выполнения задачи для начальства, или компьютерных игр на рабочем месте.
Не остался User Friendly в стороне и от таких остросоциальных тем IT конца 90-х, как ненависть айти-сообщества к «винде» (а также глючность и забагованность ранних «окон»).
Комикс начинали было переводить на русский, на популярном в своё время вебкомиксном сайте Acomics, но переводчик забросил дело уже после десятого стрипа. Возможно, осознал масштабы проблемы: Фрейзер рисовал по стрипу в день без перерывов на выходные, праздники и болезни, в течение 11 лет подряд, и лишь к концу 2000-х выгорел и понемногу забил на проект. Впрочем, официально о закрытии комикса Фрейзер сообщил только в феврале 2022-го.
С архивированной версией его сайта можно ознакомиться, к примеру, тут.
▍ CommitStrip
Всё началось с детской дружбы двух французов-гиков: айтишника Тома Гено (Thomas Guenoux) и иллюстратора Этьена Иссартиаля (Etienne Issartial). В 2008 году Тома, кодивший с 15 лет и в студенческие годы пытавшийся создать «французский фейсбук», стал соучредителем агентства KRDS, в котором занимался разработкой игр для успешно захватившего и Францию Facebook.
Предприятие оказалось не слишком успешным, и Тома решил попробовать нестандартные способы раскрутки. Вместе с Этьеном они решили запустить на сайте небольшой веб-комикс про айтишников и их актуальные проблемы, стрипов на 50 от силы, который может завируситься и привлечь к ним внимание.
Ну и завирусился. Особенно когда к делу подключился веб-разработчик Марк Найтингейл, живущий во Франции англичанин, и комикс получил англоязычную версию. На пике популярности в 2012-15 годах CommitStrip выходил по 15-20 раз в месяц и имел огромную аудиторию. Агентству KRDS, правда, это не слишком помогло, но комикс быстро превратился в самостоятельный проект.
Тома и Этьена по их призыву айтишники со всех концов планеты буквально заваливали байками и гэгами из их жизни и работы: в 2019-м Тома рассказывал, что у него в загашнике лежали в среднем около 500 ждущих своей очереди историй.
Они выпустили несколько бумажных книг, сборников уже вышедших комиксов, и в целом продолжают по сей день — но ныне комикс выходит гораздо реже, в 2020-х всего лишь несколько раз в год. В том числе потому, что с 2015-го года Тома переключился на разработку чат-ботов, в том числе на основе нейросетей, и времени на комикс стало оставаться заметно меньше.
На английском и французском CommitStrip можно почитать на их официальном сайте. Ну а большая часть переведённых на русский язык стрипов выкладывалась в группе ВК с 2016 по 2019 годы.
▍ Turnoff
Минималистичный и по исполнению, и по дизайну сайта комикс олдового (начал кодить в 1989-м на Apple II) бразильского айтишника из Сан-Паулу Даниэля Стори начал выходить в 2016-м, но, похоже, тихо заглох к концу 2021-го.
Возможно, потому, что автор посвятил всё своё время разработке AWS Cloud Quest: ролевой игре для обучения работе с виртуальными облачными серверами.
Несмотря на экзотическую локацию, проблемы айтишников похожи везде — и комикс бразильца тоже получил в своё время популярность среди далеко не только бразильских айтишников.
Чему способствовало то, что Даниэль помимо бразильского португальского выкладывает стрипы на английском, испанском и китайском.
▍ Нета
Бразилия — не самый экзотический край, где рисуют веб-комиксы про айтишников. Есть на Балканах между Сербией и Болгарией маленькая страна, не так давно из-за давнего спора с греками переименованная в Северную Македонию.
Македонский комикс про рабочие будни программистки Неты и её коллег-айтишников выходит с февраля 2015 года по сей день. И явно не собирается пока что останавливаться и хиреть, в отличие от вышеупомянутых.
В отличие от детища бразильца Стори, стрипы в исполнении Здравко Гирова нарисованы весьма прилично. Ну а сюжеты для них придумывают сотрудники швейцарско-македонской IT-компании Netceterа, работающей в Цюрихе и Скопье.
А это, наверное, самый популярный из стрипов «Неты» в рунете, да. Чёрт, я его понимаю.
▍ MonkeyUser
Ещё один живой по сей день комикс выходит еженедельно с октября 2016 года. Что интересно и даже слегка загадочно (пока не копнул, думал, что авторы — американцы), он тоже пришёл к нам с Балкан — на сей раз из Румынии. Его авторами стали разработчик софта, хакер и художник Штефан «Корнел», веб-разработчик Константин Орошану и Мария Сырбу, помогающая им с продвижением.
Похоже, на Балканах айти успели стать не менее популярной темой, чем каноничные «Кустурица со сливовицей» и прочая агроромантика с вампирами. Комикс посвящён айтишникам, багам (изображаемым в качестве зелёных тварюшек) и как следует из названия, взаимоотношениям с не всегда умными и адекватными конечными пользователями. А также косякам и проблемам всех вышеперечисленных.
Весь комикс живёт и пополняется тут.
▍ Programmer’s Life / Developer’s Life
Комикс от бразильского (опять!) француза (снова!) Андрэ Ноэля (André Noel), ныне обитает тут под названием Developer’s Life. Ранее он был известен как Programmer’s Life, и именно под таким названием разлетелся по рунету.
Подробностей о нём не очень много, кроме того, что автор кодит с 2002-го, является убеждённым линуксоидом и при этом умудрился стать многодетным отцом семейства — но Programmer’s Life / Developer’s Life тоже хорош и весьма жизненный. И выходит по сей день, да.
А вот на русском языке со специализированными веб-комиксами о жизни айтишников пока что как-то не задалось (о комиксах с Баша чуть ниже). Можно вспомнить древний уже «Чук и Мак» от Андрея «Аку Аку» Кузнецова из середины нулевых — но там незадачливый «чохча» был явным юзером, несмотря на интерес к пингвинам и «фрибыэсды».
А грозным сисадмином у них работал белый Медвед.
Ну а в целом нельзя не упомянуть тот факт, что и во многих других веб-комиксах в наш век тотальной информатизации и интернетизации, так или иначе, освещается жизнь и работа айтишников:
Тык