Варианты мифов о Сотворении Мира

Варианты мифов о Сотворении Мира

Миф о сотворении мира иначе называется КОСМОГОНИЧЕСКИМ мифом и повествует нам о происхождении Вселенной и человека преимущественно в символическом, метафорическом, иногда — историческом и буквальном ключе. Эти мифы имеют несколько общих черт:

  1. Упорядочение космоса из состояния хаОса — пустоты или бездны (от греч. khaos/χάος — «обширная пустота, бездна и пропасть (рифт)«, плюс греч. глаголы — khaskō/χάσκω и khaínō/χαίνω — то есть, «зиять, быть широко открытым» ), бесконечной тьмы или бесформенной материи, существовавшей до Сотворения мира. В христианской теологии и иудаизме этот же термин используется для обозначения пропасти или бездны, созданной разделением неба и земли. В скандинавских мифах хаос олицетворяет собой бездна под названием Гиннунгагап.
  2. Мифы о сотворении мира считаются священными текстами, не подлежащими оспариванию. Они повествуют о том, как всё началось, затрагивают вопросы, глубоко значимые для древнего общества, раскрывают их центральное мировоззрение и рамки для самоидентификации культуры и человека в универсальном контексте.
  3. Мотив Первозданного Океана или Небесной Реки — тоже что-то похожее на хаОс, воды — олицетворение бездны, первоначально наполнившие всю вселенную. Символом сотворения мира из вод изначально являлась птица или иное существо, которое ныряло на самое дно и извлекало материалы для сотворения — ту же землю.
  4. Мотив Космического Яйца — редко, но всё-таки встречается. Творение мира здесь представлено путем расщепления или упорядочивания изначального единства. Яйца символизируют объединение двух взаимодополняющих принципов (представленных яичным белком и желтком), из которых возникает жизнь или существование в его наиболее фундаментальном философском смысле. Иногда Космическое Яйцо покоится в первозданных водах, его снесла Птица — олицетворение движущей силы или божества. Так, в езидской мифологии Космическое Яйцо заменено белой жемчужиной, которая покоилась на рогах быка, стоящего на спине рыбы. Непонятно, откуда в космосе взялись бык и рыба, но известно, что из жемчужины этой вышел Бог и запустил тем самым цепную реакцию сотворения мира и образования Первозданного океана. В Греции же, в орфическом мифе из Космического Яйца, которое снесли изначальные божества в форме змей — Хронос (не путать с титаном Кроносом), олицетворение ВРЕМЕНИ и его сестра и одновременно жена — Ананке, символ необходимости (её дети — это Мойры, богини Судьбы, Эфир и Эребус (Тьма)), появился гермафродит Фанес/Протогонос/Эрос в форме черной птицы и ветра и положил начало Теогонии. Фанес создал дневное время, породил первое поколение богов (согласно иной версии, первые боги появились из семени Хроноса) и передал бразды правления своей второй сестре, богине Ночи Никс/Никте. Та в свою очередь, передала власть своему сыну Урану — титану и богу Неба, а дальше вы всё и так знаете. Некоторые орфические мифы даже предполагают, что Зевс намеревается передать скипетр (власть) богу Дионису, который одним виноделием явно не ограничивался. Стоит заметить, что будучи семенем богов и людей — Фанес — означает «нести свет» или «сиять», и он связан с латинским словом « Люцифер ». В Египте же из первичного яйца возник Ра — бог Солнца.
  5. Мотив Хаоскампфа (Chaoskampf) — легенды про абстрактный конфликт богов порядка и хаоса (Гора и Сета из Египта) или мифы о борьбе божества или культурного героя (первооткрывателя или изобретателя огня, земледелия, традиций и законов) с первородным монстромЗмеем или Драконом. Оба этих персонажа изначально олицетворяли собой именно хаос, а потом уже — и вселенское зло, и то лишь в Средние Века. Позднее Змей стал олицетворять плодородие, бессмертие и возрождение, а также сексуальное желание. Особенно популярны были мифы про Морского Змея (вспомнить вавилонские мифы о Тиамат и Мардуке, мифы о Гидре, Сцилле, Тифоне и Ехидне в греческой мифологии, о Торе и Ёнмунганде из Скандинавии, противостоянии бога моря Ямму и бога бурь Хаддада/Баала из ханаанского мифа, там же есть морские змеи — Лотан и Таннин, а также о христианском Левиафане, побеждённом Яхве).

Да-да, люди в те времена ещё не делали различий между Драконом и Змеем — оба персонажа что в древности, что в Библии представлялись огромными змеевидными чудовищами, причем привычный нам образ дракона с двумя или четырьмя лапами и крыльями развивался уже в Средние Века.

6. Мифы о появлении, в которых прародители проходят через ряд миров и метаморфоз, пока не достигают настоящего мира.

7. Создание мира путем расчленения изначального существа.

8. Концепция Ex nihilo nihil fit (лат. «ничто не возникает из ничего») — вселенная образована из вечной бесформенной материи, а именно — хаОса или темного и все еще первозданного океана. Так, даже в Книге Бытия Бог Яхве отделяет и удерживает первозданные воды, и уже потом приводит космос в действие и упорядочивает его, а не создает сами воды из ничего. Предложение на иврите, открывающее книгу Бытия, «Берешит бара Элохим и хашамаим веет ха-арец» , можно интерпретировать в качестве справочной информации («Когда в начале Бог сотворил небо и землю, земля была дикой и бесформенной«).

9. Концепция Creatio ex nihilo (лат. «сотворение из ничего») — вера в то, что Вселенную сотворил Единый Бог. Она относится преимущественно к монотеизму и Книге Бытия, где происхождение самого Яхве не раскрыто. Мифология о сотворении мира имеет сходство с вавилонским циклом «Энума Элиш» — обе книги начинаются с ряда утверждений о том, чего не существовало в момент начала творения. Так, в Энума Элиш есть источник (в море) как точка, где начинается творение, в Книге Бытия — Первозданные воды, а движущей силой являлся ещё и Святой Дух. В обоих мифах Яхве/боги сначала создают человека для служения ему/им, затем животных и далее — растительность. Также Бытие имеет много общего с месопотамским эпосом «Атрахасис» — и там, и тут присутствуют божественный сад и роль первого человека в саду, создание человека из смеси земли и божественной субстанции, шанс на бессмертие.

С эпосом о Гильгамеше и греческим мифом про Девкалиона и Пирру Библию роднит история Всемирного Потопа и спасение от него лишь двух выживших людей, мотив Древа Жизни (в вавилонском мифе герою дается растение, из-за которого «человек становится молодым в старости», но проползающая мимо змея крадет его). С концепцией Creatio ex nihilo тесно связано такое течение, как креационизм.

10. Мотив Протопласта. Протопласт (от древнегреч. πρωτόπλαστος/prōtóplastos, «первообразный»), в религиозном контексте — первый человек или прародители человечества, либо выжившие после катаклизма (греческие Девкалион и Пирра), либо созданные Богом/богами (Адам и Ева в иудаизме и христианстве, Пандора в Древней Греции и Аск и Эмбла в Скандинавии), либо являющиеся детьми богов (хотя бы один из них. К примеру — Ману и Шатарупа из индуистской мифологии).

11. Создание человека из глины — тема, повторяющаяся во многих мировых религиях и мифологиях. Так, в греческой мифологии сначала титан-провидец Прометей вылепил первых людей из глины, а затем таким же образом была сотворена и Пандора во зло обществу. В эпосе о Гильгамеше богиня Аруру слепила из глины соратника главгероя — Энкиду. В Бытие 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

12. Мотив чудесного рождения — сначала существовала доктрина партеногенеза — деторождения самих богов и богинь и их последующих поколений. Так, в Египте богиня Исида восстанавливает тело Осириса, бывшего бога солнца, убитого богом Сетом и возвращает его к жизни. Затем Исида совершает соитие с Осирисом и рожает бога Гора, связанного с небом, солнцем, царством, защитой и исцелением. Примечательно, что Осирис и Исида в мифологии приходятся друг другу не только супругами, но и родными братом и сестрой, которых наряду с Сетом произвели на свет Геб, бог земли и Нут, богиня неба.

В оригинальных египетских источниках появляется мало сведений о правлении Осириса, основное внимание уделяется его смерти и последующим событиям. Осирис связан с животворящей силой, праведным царством и правлением истины, баланса и порядка — маат, поддержание которого было фундаментальной целью древнеегипетской культуры. Так, бог Сет тесно связан с насилием и хаосом. Следовательно, убийство Осириса символизирует борьбу между порядком и беспорядком и разрушение жизни смертью. Изначально, как и все божества древней мифологии, Сет и Осирис сначала олицетворяли собой природные силы. Но поскольку персонажи мифа и их эмоции больше напоминали жизнь реальных людей, что делало историю более привлекательной для широких масс, то впоследствии люди и стали приписывать богам человеческие свойства. А посему и дальнейшие версии мифа стали раскрывать мотив «преступления» Сета — в одной версии ему не понравилось, что Осирис буквально пнул Сета, в другой, более серьёзной — Сет возревновал Осириса к своей жене, богине Нефтиде/Нефтис, с которой его брат уже успел прелюбодействовать.

Древнегреческая мифология тоже богата на традиции деторождения среди Титанов и богов (и это в оригинале не две разные расы, как можно подумать, а наименование богов, но более древних, хтонических и рангом повыше). К титанам относятся как сами Уран и Гея (союз Неба и Земли), так и их 12 детей — Океан (бог как первичных вод, так и рек в дальнейшем), Понт (изначальный бог моря, до старца Нерея и Посейдона), Коус/Полус («интеллект»), Гиперион (бог Солнца, а также отец Гелиоса и двух богинь — Селены (Луны) и Эос (Рассвет) от его и остальных сестры — богини сияния Тейи/Еврифессы), Феба/Фиби (от неё культ Луны и эпитет «яркий» унаследовали Аполлон и Селена), знаменитые Кронос (бог земледелия) и Рея, Фемида (богиня божественного правосудия, обычным же занимались её дочери — Оры/ХорыЭвномия (Закон), Дике (Справедливость) и Эйрена), Мнемозина (богиня Памяти и мать Муз), Япет (отец Атласа/Атланта, Эпиметея и Прометея) и Крий, соответственно.

Так, согласно «Теогонии» Гесиода, Кронос спарился со своей сестрой Реей и породил второе или уже третье, начиная с более древних прародителей — Хроноса и Ананке, поколение олимпийских богов — шестерых братьев и сестёр — Зевса, Аида, Посейдона, Деметру, Гестию и Геру, соответственно. До вынужденного брака с Герой, который оставался тайной для других в течение трёх веков и символизировал союз неба и земли, Зевс возлежал с двумя своими тётушками — Фемидой и Мнемозиной. Первая породила от кровосмешения богинь времён года и законов, а вторая — девять Муз. Также в поле зрения Зевса попала богиня Мудрости и хитрости — океанида Метида, которая своим зельем заставила Кроноса изрыгнуть проглоченных им же детей.

Громовержец не смог удержаться от порывов страсти и оплодотворил ее, но когда прознал о пророчестве, что от брака родится двойня — дочь, которая будет мудрее своей матери, и более могущественный сын, который в конце концов свергнет Зевса и захватит власть, из опасений превратил океаниду то ли в муху, то ли в каплю и проглотил её. В результате самосбывающееся пророчество сработало лишь отчасти — прямо из головы Зевса родилась облачённая в военные доспехи единственная дочь Афина Паллада, богиня и мудрости, и справедливой войны, и ремёсел. Гесиод также рассказывает, что богиня красоты и любви Афродита родилась из пены морской после того, как в нее были брошены кастрированные яички бога-титана Урана. Согласно орфическим мифам, Зевс хотел жениться даже на своей матери Рее, а когда та ответила отказом, взял её измором в образе змея и породил богиню Персефону, позже ставшую уже дочерью его сестры Деметры. Но и Персефона не смогла избежать домогательств адского папаши Зевса — тот принимал облик то змея, то её же мужа и собственного брата Аида и трижды оплодотворил её, согласно тем же орфическим мифам. Так Персефона стала матерью Эриний, божеств возмездия, Мелиноэ (богиню безумия) и Загрея -Диониса. Сам Дионис же был дифирамбом, «тем, кто вошел в жизнь дважды». Согласно канонической версии мифа, его первые роды произошли преждевременно, а мать Семела умерла, когда Зевс (по наущению богини Геры) явился ей во всем своём божественном величии.Со временем Дионис родился «совершенным» из бедра Зевса.

Согласно другой версии про Загрея, в Протрептикусе II. 14 сл. у Климента Александрийского этот ребенок имел форму быка. Зевс намеревался сделать его правителем вселенной, но завистливые титаны растерзали, сварили и съели ребёнка. Однако, Афина сохранила сердце Диониса, которое Зевс проглотил и дал второе рождение сыну опять же чрез Семелу. Поскольку Зевс проглотил сердце Диониса Загрея, когда Семела родила Диониса, новым богом был возрожденный Загрей.

Далее мотив чудесного рождения в мифах стал проявляться как в интимной связи божества со смертными женщинами, так и путём божественного вмешательства со стороны. И мои слова подтверждают мифы про рождение греческих персонажей: врачевателя Асклепия, сына бога Аполлона и дочери царя лапифов Корониды, героев Персея и Геракла/Алкида — так, к Данае Зевс пришёл в виде золотого дождя, а Алкменой овладел в образе её мужа Амфитриона. Также от интимной связи Зевса со спартанской принцессой Ледой родилась знаменитая прекрасная Елена, позднее похищенная Парисом.

Начиная с эпохи зороастризма, божественное вмешательство в жизнь людей несколько видоизменяется. Теперь Бог не может так просто взять и явиться смертным женщинам. Так. духовный основатель религии Заратустра/Зороастр, который первоначально был магом-жрецом, а стал иранским пророком, рождённым от девы. В Библии же в Ветхом завете от некогда пожилой и бесплодной Сарры посредством непрямого вмешательства Яхве родился сын Исаак, в Новом же Завете уже бесплодная ранее Анна родила Марию/Марьям.

Та же от Архангела Гавриила получила благую весть о том, что Господь воплотится в теле рождённого ею ребёнка, а тот станет Мессией (Машиахом) из рода царя Давида и либо объединит разрозненные племена Израиля и будет править миром, либо же возвестит о начале новой, утопической эре после Армагеддона и Божьего Суда. Сначала мальчика хотели назвать Эммануилом, что означает «Господь с нами«, но потом нарекли Иисусом/Иешуа, что означало сначала «Владыка Яхве«, а потом обрело и значение спасения человечества. Как сказал Архангел, Иисус в будущем спасет свой народ от грехов их.

Когда Мария спросила Архангела о том, каким образом это произойдёт, то тот объяснил ей, что Святой Дух (руах ха-кодеш), который в Ветхом Завете воспринимался как невидимая движущая сила Бога, теперь рассматривался как средство зачатия от Бога Яхве, снизойдёт на неё, Та забеременеет и единственная из женщин мира без родовых мук произведёт на свет Иисуса. Тогда Мария сказала: «Вот я, раба Господня; да будет со мною по слову твоему«. Тогда ангел удалился от нее. Историю Рождества Иисуса и его Крещения, когда Дух Святой уже в качестве благословения свыше в виде белого голубя снизошёл на него, известно многим. А вот о том, как жил Иисус от 12 до 29 лет, история умалчивает.

В иудаизме 13 лет для юношей — это совершеннолетие (бар-мицва), а 30 лет — возраст готовности к священству. Еврейские девочки считались выданными замуж в возрасте двенадцати лет и шести месяцев, хотя фактический возраст невесты варьировался в зависимости от обстоятельств. Браку предшествовала обручение, после которого невеста по закону принадлежала жениху, хотя и не жила с ним до примерно года спустя, когда была заключена свадьба.

13. Мотив Оси Мира (axis mundi) — мифологическая концепция связи высшего и низшего миров. Символом обычно выступает либо гора (Олимп в Греции, Амарнатх в Индии, Куньлунь в Китае, горы Лель и Ермон в Ханаане, горы Геризим, Синай и Голгофа в Израиле, соответственно), либо Мировое Древо, которое символ оси, объединяющей три плана: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни), а также — символ бессмертия (Иггдрасиль в Скандинавии, баньяновое дерево (ашватх врикша) в буддизме, Древо Жизи и познания добра и зла в Библии). На верхушках Мировых Древ расположены звёзды и небесные тела вместе с орлиным гнездом; среди его ветвей сидят несколько видов птиц; под его ветвями живут люди и всякого рода звери, а у корня обитают змеи и всякого рода пресмыкающиеся. Так, Орёл символизирует божество погоды, а его антиподом является змея или змееподобное существо, которое ползает между корнями деревьев, являясь «символом подземного мира». Популярный сказочный мотив, где герой убивает змея, угрожающего орлиному гнезду, и мать орлят или горлиц отплачивает за услугу, тоже эксплуатирует извечную тему борьбу с силами хаоса и зла.

Также к этому мотиву относится и шаманская концепция путешествия героя, который пересекает ось мира, чтобы вернуть знания из другого мира. Явный пример — «Божественная Комедия» Данте Алигьери, где персонаж совершает восхождение по ряду спиралевидных структур, которые ведут его через ядро земли, из глубин ада в небесный рай. Сюда же относится и скандинавский миф про Одина и Иггдрасиль.

14. Мотив Теомахии — в древней мифологии есть такой сюжет, в котором группа более молодых и цивилизованных богов побеждает и/или борется с группой более старых богов. В Скандинавии Асы (молодые боги) противопоставляются ётунам (великанам) и ванам (богам плодородия). В индуизме дэвы (младшие боги) сражаются с асурами (демонами). В Древней Греции боги Олимпийцы низвергают Титанов в Тартар.

15. Мотив умирающего божества — когда один бог или целый пантеон умирает, уничтожается или навсегда уходит со своего места на Земле в другое место. Согласно классификации сюжета Аарне-Томпсона, к этому мотиву относится тип A192, имеющий различные вариации:

  1. Смерть Богов
  2. Старый бог убит молодым богом.
  3. Теофагия — один бог пожирает другого (миф о Кроносе и его детях).
  4. Божество возносится на Небеса (Пешотану в зороастризме, Иисус Христос в Библии).
  5. Божество уплывает по морю на лодке (Кетцалькоатль у ацтеков).
  6. Божество становится смертным.

16. Мотив цикличности умирания и воскрешения божества — как правило, существа, связанные со сменой времён года — весны и осени. Ежегодная смерть богини Иштар из Месопотамии, когда она уходит под землю, представляет собой отсутствие роста, а ее возвращение представляет собой возрождение сельскохозяйственного цикла. В Древней Греции такими божествами были Адонис и Персефона, соответственно, а в Египте — Осирис.

17. Концепция Божества Смерти — в древних мифах божества смерти являются самыми важными, поскольку смерть, как и жизнь, является одной из основных частей человеческой жизни. В некоторых политеистических религиях, в которых объектом поклонения является единственное могущественное божество, божество смерти является антагонистом, против которого борется первичное божество. Как это работает? Сейчас объясню. В мифологии обычно есть божество, на которое возложена функция управления смертью. Оно может как отнять жизнь у людей, так и просто управлять подземным миром (царством мёртвых) в этой конкретной системе верований (в одной религии могут быть отдельные божества, выполняющие обе задачи).

Рассматриваемое божество может быть добрым, злым или нейтральным и просто выполнять свою работу, что резко контрастирует со многими современными изображениями божеств смерти как злых по своей сути только потому, что люди зачастую боятся смерти. Аид из греческой мифологии — явный тому пример. Он только правит одноимённым царством умерших и следит за тем, чтобы никто просто так не пересекал границы меж двух миров, а вот функцию отнятия жизни у людей брал на себя Танатос, роль проводника (психопомпа) иногда исполнял бог Гермес. В Египте божеством смерти был не только Осирис, но и Анубис и богиня Нефтис. В Ханаане богом смерти был Мот, а в Александрии почитали Сераписа, собирательный образ Аида и Осириса.

18. Катабазис — путешествие в подземный мир. Герой мифа отправляется в царство мёртвых в поисках спасения любимого человека, знаний и тайных откровений. Так, в Греции Психея спустилась в царство Аида, чтобы найти Амура, певец Орфей пытается вернуть погибшую от яда змеи возлюбленную Эвридику, Одиссей по указанию Цирцеи спрашивает у прорицателя Тиресия о возвращении домой по морю и что его ожидает в Итаке. Тиресий же сообщает, что из-за того, что тот дерзнул ослепить циклопа Полифема, навлёк на себя гнев бога Посейдона. К тому же ещё и его спутники, если совершат святотатство, съев быков бога Гелиоса, то непременно погибнут, а он вернётся в родную землю на чужом корабле.

Геракл дважды спускается в Аид — и чтобы вернуть Алкестиду своему другу Адмету, и чтобы укротить Цербера. В римской мифологии уже Эней спускается в царство Аида, чтобы поговорить со своим отцом насчёт будущего Римской империи. В христианстве в Преисподнюю сошёл Иисус Христос и даровал вечное блаженство томящимся там праотцам, в частности — Адаму и Еве.

19. Эсхатология — учение о Конце Времён. В мифологиях разных стран упоминается гипотетическое катастрофическое событие, знаменующее финальную битву между добром и злом, создание нового мира, и/или тотальное уничтожение всего живого. Так, в зороастризме это явление известно как Фрашокерети, когда зло будет уничтожено, а все остальное тогда будет в совершенном единстве с Богом Ахура Маздой/Ормаздом. В Скандинавии во времена Рагнарёка, запустившем цепь неотвратимых событий, погибнет почти весь пантеон. Кали-Юги в индуизме знаменует собой Конец Времён, когда последняя аватара Вишну придет, чтобы очистить Землю. В Книге Откровения описывается ряд событий Армагеддона/Апокалипсиса, которые приведут ко Второму пришествию Иисуса, возможно даже появлению фигуры Антихриста, Божьему Суду и началу утопического Царства Божиего без зла и без греха.

 

Источник

Читайте также