«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Как создавался первый в мире полнометражный мультфильм, нарисованный маслом.

Знаете ли вы, какие существуют виды мультипликации? Нам хорошо знакома классическая анимация, компьютерная, стоп-моушен, а также мультфильмы, созданные при помощи перекладки или ротоскопирования. Но есть и менее распространенные техники, например, ожившая живопись.

Эта техника не нова, ею пользуются во всем мире, но редко – из-за сложности, потому что она соединяет в себе кинематографию и живопись. Мультипликатор рисует каждый кадр масляными красками (кисточкой или кончиками пальцев) на стекле или холсте, добавляя новые мазки прямо перед камерой и оживляя сцену при помощи стоп-моушен анимации. Кадры делаются вручную, и каждый из них — самостоятельная картина. Так был создан первый в мире полнометражный мультфильм, нарисованный маслом — «Ван Гог. С любовью, Винсент». Вышел он в 2017 году, а работа над ним шла целых семь лет!

«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Интересный факт: в технике ожившей живописи создает свои мультфильмы Александр Петров, русский художник-мультипликатор, в 2000 году получивший Оскар за короткометражку «Старик и море» (его работы номинировались на Оскар четырежды!).

Имя Винсента Ван Гога известно каждому. Этот художник, не признанный при жизни, в наше время очень знаменит и любим многими. Он оказал значительное влияние на развитие модернизма в живописи и стал одним из родоначальников современного искусства. Сам его образ – отвергнутый и несчастный гений — прочно закрепился в культуре. Ван Гога помнят и ценят, о нем снимают фильмы и рисуют мультики.

«Ван Гог. С любовью, Винсент» – совместный польско-британский мультфильм. За съемки взялась студия BreakThru Films, разработка фильма оплачивалась Польским институтом киноискусства, а переподготовка профессиональных живописцев в художников-аниматоров была частично профинансирована через краудфандинговую платформу Kickstarter.

Дорота Кобела и Хью Велчман — режиссеры мультфильма. Их вдохновляла судьба Ван Гога и его творчество. В студенческие годы Дорота Кобела изучала взаимодействие искусства с психологией и защитила дипломную работу на тему писем Ван Гога. Эта работа и натолкнула ее на идею фильма о последних днях жизни художника (изначально задумывалась короткометражка). Во время успешной краудфандинговой кампании Кобела познакомилась с продюсером Хью Велчманом, которого заинтриговал ее проект.

«У всего этого есть еще и деловая сторона, – рассказал Велчман. – Я как-то пошел на выставку, где показывали письма Ван Гога и две его картины, и туда была очередь на три с половиной часа. Я задумался: «Если люди выстраиваются в очередь, чтобы увидеть эти письма, значит, нам нужно снять об этом полный метр»».

Своеобразным эпиграфом и основой для фильма стала цитата из письма Ван Гога «Мы не можем говорить иначе, как нашими картинами». «Я восприняла ее буквально, – вспоминает Дорота Кобела. – Я подумала, что было бы прекрасно так и сделать – заставить картины говорить и рассказывать историю».

В основу сценария легли 800 писем Ван Гога его брату Тео и около 100 картин и набросков художника. Авторы экранизировали подлинную биографию Винсента, герои фильма – реальные люди, окружавшие Ван Гога и повлиявшие на его судьбу или же наблюдавшие за ней.

Сюжет фильма разворачивается после трагической смерти Ван Гога. Главный герой – Арман Рулен, сын почтмейстера Рулена, считавшего себя другом Винсента. Исполняя волю отца, Арман пытается доставить последнее письмо погибшего художника его брату Тео Ван Гогу. Арман посещает Арль, Париж и наконец прибывает в Овер-Сюр-Уаз, где прошли последние дни жизни Винсента. В пути герой сталкивается с людьми, знавшими Ван Гога, и пытается разобраться в причинах загадочной смерти живописца.

Арман Рулен не был другом Ван Гога и практически не знал его. Но в своем путешествии он все больше проникается сочувствием к художнику. Личность Ван Гога открывается зрителю постепенно, с разных сторон. Для Тео он был любимым братом, для доктора Поля Гаше – не только пациентом, но и коллегой-художником, для Маргариты Гаше – тонко чувствующим и безмерно талантливым человеком. Но для большинства современников Ван Гог был просто сумасшедшим. Фильм дает зрителю возможность самому по кусочкам сложить образ Ван Гога, и в этом его ценность: нам не навязывают какую-то определенную точку зрения.

В процессе создания мультфильма было принято решение сначала отснять игровой фильм, а потом отрисовать кадры на его основе, чтобы упростить задачу аниматорам. 95-минутная игровая полнометражка снималась около двух недель, еще столько же времени заняли съемки фонов и дублеров в Польше. После этого началась работа над анимационной версией фильма. Главных героев сыграли известные актеры, включая Сиршу Ронан и Криса О’Дауда, причем исполняли свои роли они преимущественно на фоне хромакея.

Актеров выбирали на основе внешнего сходства с героями портретов Ван Гога. Для усиления эффекта им подобрали соответствующие костюмы и нанесли грим. Роль самого Ван Гога досталась польскому театральному актеру Роберту Гулачуку, а главного героя Армана Рулена сыграл Дуглас Бут.

Затем режиссеры прибегли к композингу, чтобы соединить игровой материал с картинами Ван Гога, а также использовали компьютерную анимацию, чтобы придать статичным задникам трехмерный реализм. Как только был готов финальный монтаж, авторы приступили к живописи.

Съемочная группа создала 97 рабочих станций для анимации, где трудилась большая группа художников со всей Европы. Эти станции были сформированы таким образом, чтобы каждый мог видеть изначальный материал, не волнуясь о технологии и освещении.

Художники-специалисты создали более 370 картин на холстах, соединив между собой живопись Ван Гога и игру актеров. Затем, используя эти картины как референс, команда художников переработала игровой материал и оживила его при помощи традиционной стоп-моушн анимации. Вот только все кадры писались маслом, а их набралось около 65 000! «Чтобы написать 65 тысяч картин шириной около 75 см и высотой примерно в 45 см, требуется безумное количество труда, – говорит Велчман. – Так что нам пришлось провести множество тестов, чтобы убедиться, что это вообще возможно». Аниматоры работали, как художник с полотном, используя палитру, фактуру мазков. Затем делали фотографию. Потом процесс начинается снова. 12 кадров – это несколько секунд готового действия. Точность работы требуется ювелирная.

Визуально фильм стилизован под картины Ван Гога – будто его произведения ожили, пришли в движение, заговорили. Одной из сложностей в переносе картин живописца на экран стала разница в размерах его холстов – художникам пришлось приводить их к единому формату кадра. «Мы делаем точные копии полотен Ван Гога. Но часто приходится их адаптировать, изменять или увеличивать, добавлять элементы, которые не фигурируют на оригиналах», – рассказывают художники.

Привести фильм к определенному визуальному единству – еще одна непростая задача для аниматоров. Главный герой Арман Рулен иногда «входил» в картины, которые отличались от его собственного образа — приходилось гармонизировать: менять технику штриха, время года или суток.

Режиссеры использовали около сотни картин Ван Гога в качестве локаций для фильма, а также «оживили» их реальных героев — друзей и знакомых Винсента — чтобы разгадать тайну его последних дней. Каждый из этих персонажей выражает свое отношение к Винсенту и мнение по поводу его смерти, раскрывая свой характер и освещая с разных сторон образ Ван Гога.

Некоторые кадры фильма копируют работы Ван Гога. Мы подобрали для вас несколько примеров. Узнали бы вы отсылки при просмотре?

Небольшая часть фильма состоит из черно-белых сцен флэшбеков, которые не разворачиваются на фоне картин Ван Гога, а созданы при помощи техники ротоскопирования. Эти сцены опираются на фотографии времен Ван Гога, так как создатели решили не рисовать места, которых не было на полотнах художника, в его технике – это было бы слишком сильное отступление от мира, созданного Винсентом. Кроме того, черно-белые вставки позволяют зрителю отдохнуть от буйства красок фильма и упорядочить впечатления.

Каково же будущее техники ожившей живописи? Ждет ли ее широкое распространение? Скорее всего, нет. Процесс производства фильмов в этой технике сложный и затратный, да и рассчитаны они скорее на ценителей живописи, чем на массового зрителя. Мультфильмы, нарисованные маслом, появляются редко и остаются широко известны в узких кругах. Они ярко выделяются на фоне современной мейнстримной анимации, получают престижные премии, высоко оцениваются на анимационных фестивалях. «Ван Гог. С любовью, Винсент» – уникальный проект, который служит напоминанием, что мультфильмы – это тоже искусство, а не просто развлекательный продукт.

Статью написала Мария Гринкевич специально для AnimationSchool.ru. Мы любим мультфильмы и учим их создавать 🙂
#живопись #анимация #animation #2danimation #2d #stopmotion #мультфильмы #вангог #рисование #мультфильм

 

Источник

Читайте также