Вампиры, которые в точности походили на Дракулу

О том, кто такой Дракула, знает весь мир. Да и информацию о произведении Брэма Стокера и бесчисленном множестве его экранизаций мы уже выкладывали. В данной подборке же приводится перечень знакомых нам персонажей, часть из которых эволюционировали в трагических злодеев, которых хочется пожалеть, а другая часть была незаслуженно забыта.

Итак, начнём.

1. Алукард

При упоминании этого имени у современного зрителя возникает ассоциация с персонажем игры Castlevania (он же – Тревор Бельмонт) или с аниме/ мангой «Хеллсинг». Напомним, по её сюжету высокомерный антигерой Алукард является самым могущественным бойцом в рядах организации Hellsing и во всём мире.

Кроме того, вымышленную фэнтези историю зачем-то связали с реальным историческим событием – Второй мировой войной, добавив фашистскую группировку «Миллениум», пытающуюся возродить Третий Рейх, начав производство батальона вампиров, и Алукард должен был это безобразие остановить.

Но все забыли, что истинный Алукард как анаграмма имени Дракулы появился в фильме ужасов Роберта Сиодмака 1943 года под названием «Сын Дракулы», созданном на студии Universal.

В данной экранизации Алукард не имеет ничего общего с теми сексапильными вампирами и борцами за справедливость, к которым мы привыкли. Да и роль его играет актёр Лон Чейни-младший, который манерами и внешностью весьма напоминает Белу Лугоши.

Если в романе Стокера персонажи наносили визит к Дракуле, а потом он их и убивал, то в данной экранизации Алукард по приглашению дочери полковника по имени Кэтрин лично наносит им визит и начинает творить тёмные дела.

Из викторианской Англии действие здесь перенесли в США. Возлюбленного Мины Мюррей – Джонатана Харкера переименовали в Фрэнка Стэнли. Есть здесь и местный аналог Ван Хельсинга – Доктор Брюстер…Отсылкой к произведению Стокера является и эпизод, когда персонажи фильма читают именно эту книгу и разоблачают вампира из-за анаграммы имени. А Алукард, подобно графу Орлоку, погибает от воздействия солнечных лучей.

2. Носферату/Граф Орлок

Впервые появился в фильме “Носферату. Симфония ужаса” в 1922 году. Персонаж выглядел не как аристократ в плаще, а настоящий монстр в человеческом обличии с длинными когтями и остроконечными ушами, как у эльфа, что отсылает нас к историческим фольклорным рассказам о вампирах, которые описывались как ходячие трупы, населенные демоническим присутствием.

Изменение места действия и имен персонажей было связано с тем, что данный фильм был несанкционированной и неофициальной адаптацией знаменитого романа Брема Стокера 1897 года.

Но даже с несколькими измененными деталями наследники Стокера подали в суд на экранизацию, и решение суда предписало уничтожить все копии фильма . Однако, сохранилось несколько гравюр с изображением Носферату, и фильм стал считаться влиятельным шедевром кинематографа

Историк кино Дэвид Карат утверждает в своем комментарии к фильму, что “Ни один источник никогда не документировал” это утверждение и что с тех пор фильм был “малобюджетным фильмом, сделанным немцами для немецкой аудитории… постановка его в Германии с немецкими названными персонажами делает историю более осязаемой и непосредственной для немецкоязычных зрителей“.

Граф Орлок здесь – упырь, известный как “Птица Смерти”, которая пирует кровью живых людей. Считается , что он был создан Велиалом, младшим демоном самого Сатаны. Прототипом персонажа считается также пианист Стефен Орлак, герой французского фантастического романа ужасов Мориса Ренара 1920 года под названием Les Mains d’Orlac (англ. “Руки Орлака”), у которого вампир “позаимствовал” фамилию, ставшую его именем собственным.

В отличие от графа Дракулы, Орлок не создает других вампиров, а убивает своих жертв, заставляя горожан обвинять чуму, которая опустошает город. Орлок также должен спать днем, так как солнечный свет убьет его, в то время как настоящий Дракула был только ослаблен солнечным светом.

Финал также существенно отличается от романа о Дракуле; граф окончательно погибает на рассвете, когда аналог Мины – Элен, приносит ему себя в жертву.

Как мы видим, это были два разных персонажа. Но со временем настоящее имя вампира было предано забвению, а образ Носферату постепенно слился с образом его предшественника Дракулы, что мы и наблюдаем в мультфильме 2010 года:

3. Граф фон Кролок

Имя данного персонажа неотрывно связано с мюзиклом “Бал вампиров” с Иваном Ожогиным в главной роли. В данной интерпретации Граф предстаёт как романтический герой, который рассказывает о том, как стал вампиром, сетует на свою нелёгкую судьбу (“Я – темной силы порождение – полночный правлю бал. Судьбою проклят от рождения,покоя я не знал! И во мраке безутешном душа блуждает сотни лет.И веры нет, и нет надежды во мне. Я грешник,дух мятежный,жаждой вечной одержим, и выхода нет...”), утверждает, что ему порой хочется быть обычным человеком, но, в общем, бессмертие его не угнетает, и он не против завладеть всем миром.

Но мало кто знает, что в 1967 режиссёр Роман Полански, известный такими шедеврами, как «Пианист» и «Девятые врата», снял свой первый цветной фильм «Бесстрашные убийцы вампиров, или простите, но ваши зубы в моей шее»:

Кинолента была пародией на популярные ужастики, но с долей романтизма. Вампиры получились не страшными, а забавно-привлекательными. Фильм имел грандиозный успех в кинопрокате.

Кстати, именно с этого фильма начался роман режиссёра, который сыграл роль Альфреда, помощника профессора Амброзиуса, и актрисы Шэрон Тейт, которая сыграла Сару. Длилась любовная идиллия недолго и закончилась трагически – банда из секты Чарльза Мэнсона ворвалась в дом и убила беременную жену Полански и друзей их семьи.

В данной интерпретации вампир Граф фон Кролок весьма близок к классической версии Дракулы – показан человеком преклонного возраста, который живет уединённо в своём замке, также превращается в летучую мышь, и совершает набеги на город, похищает дочь трактирщика Шагала – рыжеволосую Сару – в момент, когда она принимает ванну, несмотря на все предостережения отца.

Даже имя вампира невольно вызывает ассоциации с персонажем из фильма про Носферату. Но отличием от литературного Дракулы является то, что он устраивает балы в своём замке. Впоследствии эта сцена перекочевала в фильм-боевик 2004 года под названием “Ван Хельсинг“, где такими вещами уже занимался сам Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга:

4. Барнабас Коллинз

Как я уже говорила, современный зритель помнит этого персонажа лишь по комедийному фильму в готическом стиле 2012 года, снятом режиссёром Тимом Бёртоном/Бартоном с Джонни Деппом в главной роли. Здесь Барнабас предстаёт как жертва обстоятельств, который на свою беду закрутил роман со служанкой своего отца Анжеликой Бушар, роль которой сыграла Ева Грин, а когда он встретил прекрасную Жозетту ДюПре, то тут и начался для него форменный кошмар.

Анжелика убила его родителей, а Барнабас, вместо того, чтобы обратиться в соответствующие органы, ударился в мистицизм, а потом потерял и возлюбленную, которую заставили разбежавшись, прыгнуть со скалы. Покончить с собой с горя пытался и сам Барнабас, но тут на вершине холма появилась Анжелика, превратила его в вампира и с разгневанными жителями заживо погребла в гробу на двести лет.

Далее, когда мы видим современность, и Барнабас случайно освобождается из гроба рабочими, реакция вампира выглядит весьма шокирующей. Обстановка, интерьер и инфраструктура города семидесятых годов пугает его до жути, но больше всего его огорчает то, что поместье Коллинвуд пришло в упадок.

Далее мы видим хорошее отношение Барнабаса к членам семьи, как он искренне печётся об их благополучии, находит общий язык с младшим членом семьи – Дэвидом, рассказывает свою тайну Элизабет Стоддард, встречает гувернантку Викторию Уинтерс, подобно тому, как Дракула из фильма 1992 года отреагировал на Мину Мюррей из-за её поразительного сходства с его умершей возлюбленной, выгоняет Роджера из Коллинвуда, не прощает тех, кто его предает, и считает, что его проклятие можно отменить…

Странная мораль, скажу я вам – влюбляться в кого-то только из-за красивой внешности! Особенно – из-за сходства. Как-то неискренне, на мой взгляд, выглядит. Но таким ли был Барнабас в момент своего создания?!

Фильмографию и историю сериала “Мрачные тени” режиссёра Дэна Кёртиса 1966-70-х годов я уже неоднократно показывала и рассказывала. Напомню только, что оригинальный Барнабас Коллинз в исполнении Джонатана Фрида, чье изначальное имя было известно в сериале как Джеред, начиная с 205 эпизода, не был таким уж романтичным простаком. Как и Граф фон Кролок, он был близок к классическому образу Дракулы, точнее – списан с него целиком и полностью.

От своего предшественника Барнабас унаследовал суровый нрав, бессмертие, сверхчеловеческую силу, сверхчеловеческую скорость, гипноз и способность превращаться в летучую мышь, а также исчезать и появляться снова по желанию.

Отличало его от Дракулы лишь наличие серебряной трости с волчьей головой, портрета, чёрного кольца на указательном пальце и музыкальной шкатулки, которую он сначала подарил Жозетте ДюПре, а затем пытался с помощью её музыки загипнотизировать других девушек, попавших под его власть. Впоследствии в других экранизациях “Мрачных Теней” после 1991 года шкатулку убрали за ненадобностью

Именно образ романтичного вампира, который потерял возлюбленную и воссоединился с её реинкарнацией триста лет спустя, и был впервые придуман и воплощён на экран режиссёром “Мрачных Теней” Дэном Кёртисом. Возможно, на создание сюжета повлияла и легенда про сбросившуюся с башни возлюбленную валашского господаря, Владислава Цепеша, который также был впервые смешан с брэмовским, литературным Дракулой уже в другой экранизации Дэна Кёртиса 1970-х годов, а далее уже эстафету перенял Фрэнсис Форд Коппола.

Но были у него и свои собственные полномочия. Так, в ранней сюжетной линии он попытался свести Джулию Хоффман с ума, вызвав дух ее мертвого коллеги Дэйва Вударда. В 1795 году Барнабас ненадолго воскресил из мёртвых упавшую со скалы Жозетту ДюПре, которая в 20-м веке предупредила семью Коллинз о приближающейся опасности, блуждая по залам Коллинвуда, и он использовал видения и имитировал голос своей тёти Эбигейль, чтобы в отместку за Викторию Уинтерс заманить охотника на ведьм преподобного Траска в роковую ловушку – подвал Старого Дома, где заживо и замуровал его, подобно персонажу из “Бочонка Амонтильядо” Эдгара Алана По.

Также Барнабас, в отличие от фильма, никому из семьи не позволял раскрыть его секрет, и не Элизабет Стоддард, а психиатр Джулия Хоффман узнала об этом, когда пыталась вылечить бармена кафе “Синий кит” – девушку Мэгги Эванс – от психологической травмы, связанной с похищением, удерживанием в плену, когда Барнабас пытался из-за её сходства с Жозеттой обратить её в себе подобное существо, а затем после попытки убийства осиновым колом запер несчастную в подвале, откуда её вскоре вызволил призрак его младшей сестры Сары.

Сериальная Джулия, сыгранная актрисой Грейсон Холл, сначала решила написать историю семьи Коллинз, затем обнаружила, что Барнабас не отражается в зеркале (этот эпизод позже был показан в полнометражном фильме “Дом тёмных/мрачных теней” 1970 года), и на свой страх и риск отправилась в подвал, где и обнаружила Барнабаса лежащим в гробу в дневное время суток.

Первоначально Барнабас Коллинз не доверял Джулии, а когда ее лечение не помогло и превратило его в 175-летнего старика, посчитал ее опасным человеком, который сможет раскрыть его истинную природу. Он пытался убить Джулию или свести ее с ума, чтобы никто не поверил ее обвинениям, хотя ей бы все равно никто не поверил, если исходить из логики, а Барнабаса бы упекли в лечебницу, если б все вскрылось.

Но потом сериальный Барнабас увидел в Джулии полезного союзника. Романтические отношения, которых искренне желала Джулия, никогда не происходили на экране, но она стала главным доверенным лицом Барнабаса и много раз помогала ему, в то время как сам вампир был искренне предан Джулии и готов был сделать все возможное, чтобы защитить или спасти ее, когда она столкнулась с такими врагами как Анжелика Бушар (она же -Валери Коллинз, Кассандра Блэр), призраки Джерарда Стайлза и Квентина Коллинза, уничтожающие жителей Коллинвуда, и раса древних Левиафанов, убивших раз и навсегда гувернантку Викторию Уинтерс, когда она спрыгнула со скалы.

Это весьма противоречит фильму 1970 года, одноимённому сериалу 1991 года и бёртоновской версии, где Джулия Хоффман навсегда осталась врагом Барнабаса. Виктория Уинтерс, хоть внешне и не была похожа на Жозетту, но была вовлечена в романтический треугольник насильственно, после неудачной попытки с Мэгги Эванс, в отличие от фильма Бёртона.

А Элизабет Стоддард лишь заметила сходство Барнабаса с портретом в фойе Коллинвуда, да и он не трогал её не только из уважения к главе семейства, но и потому, что внешне она была похожа на его мать, Наоми Коллинз.

Её дочь Кэролин не была таким хамоватым подростком, и Барнабас в ранних эпизодах использовал её, чтобы вернуть себе утраченную молодость или навредить Джулии Хоффман. А Роджер познакомился с Барнабасом гораздо позднее, чем в фильме, ибо на момент развития событий находился в Бангоре. Когда он встречает “кузена из Англии”, то обращает внимание на черное кольцо вампира.

С Дэвидом Коллинзом изначально у сериального Барнабаса Коллинза, как и у Виктории Уинтерс, не заладились – мальчик искренне боялся вампира, считал его призраком, а однажды Барнабас сам чуть было не убил паренька, когда тот подошёл слишком близко к разгадке его личности.

В смертях персонажей, которых нам показывает сериал, Барнабас, в отличие от его депповского аналога, целиком и полностью несёт свою ответственность. Так, вначале он заставляет Джулию Хоффман отравить её друга, доктора Дэйва Вударда, чтобы тот не раскрыл его личность и личность его сестры Сары, довёл Мэгги Эванс, завербованного и раскаявшегося мошенника Вилли Лумиса и кузину Миллисент до сумасшествия, застрелил на дуэли собственного дядю Иеремию из ревности к Жозетте, утопил Руби Тейт, задушил проституток Суки Форбс и Мод Браунинг, пристрелил лейтенанта Натана Форбса, напал на женщину Кристал Кэбот, превратил в вампира Одри, Меган Тодд, Роксану Дрю и Дирка Уилкинса…

Даже суицид его матери – Наоми Коллинз в башне Коллинвуда и возлюбленной Жозетты на скале Видоус Хилл, развитие пневмонии и дальнейшая смерть его девятилетней сестрёнки Сары Коллинз вовсе не были случайностями – Барнабас был косвенной причиной гибели своих близких.

Так, Сара увидела его во дворе, когда тот высматривал Жозетту и последовала за ним на кладбище, где Барнабас и напугал девочку окровавленным ртом. О нынешнем состоянии сына Наоми узнала от лейтенанта Натана Форбса, и это стало для неё тяжелым ударом.

Череда трагедий в поместье Коллинвуд – смерть брата и сестры её мужа Джошуа, – Иеремии и Эбигейль, смерть Сары, суицид Жозетты, сумасшествие Миллисент и, наконец, зверская природа Барнабаса подкосила её психическое здоровье и заставила отравиться мышьяком, а Жозетта ДюПре узнала о приготовленной для неё участи от ведьмы и своей служанки, Анжелики Бушар и бросилась со скалы потому, что не хотела быть такой, как Барнабас.

Первоначально Барнабас должен был быть только краткосрочным (то есть 13-недельным) персонажем, но его быстрая популярность у зрителей означала, что он стал центральным персонажем для остальной части серии. Предположительно, если бы этого не произошло, попытка Барнабаса превратить Мэгги в вампирскую копию Жозетты (225 – 261 эпизоды) закончилась бы его разоблачением и уничтожением.

Отличие оригинальных “Мрачных теней” не только в том, что действие происходит в современном мире, где Барнабас не испытывает трудностей с адаптацией после того, как его намеренно, искав на кладбище семейные драгоценности, освободил Вилли Лумис, и только потом, с 391 эпизода нам начинают показывать развитие событий в викторианском прошлом вампира, но и в том, что до 210 эпизода сериал, хоть и нёс в себе мистические элементы, включал в себе спиритические сеансы, рыдания и блуждания призрака Жозетты по замку, но подавался зрителю в детективном ключе – так, здесь расследовалось сфальсифицированное мошенником Джейсоном Макгуайром убийство мужа Элизабет Стоддард – Пола Стоддарда и поиск личности Виктории Уинтерс, связь которой с семьёй Коллинз и с приездом которой, собственно, и начался сериал, создатели так и не удосужились объяснить.

А после – уже начинается мистика, смешанная с фэнтези – появлением призраков, чернокнижников и оборотней, религией – так, здешних “монстра и невесту Франкенштейна”, которых создал доктор Эрик Лэнг, чтобы вылечить Барнабаса, зовут Адам и Ева, научной фантастикой – так, Барнабас и Джулия с помощью лестницы переносятся и в Параллельный мир, и в эпоху, когда призраки Джерарда Стайлза и Квентина Коллинза были обычными людьми и пытаются изменить ход событий во имя спасения семьи, а спиритический сеанс с вызовом духа Сары Коллинз и вовсе отправляет Викторию Уинтерс в прошлое Барнабаса, где она становится эдакой Мэри Сью, предсказывает будущее и нарывается на то, что её судят за колдовство и казнят через повешение.

Если вначале сериала самым таинственным персонажем была Виктория Уинтерс, то, начиная с 211 эпизода таковым уже становится сам Барнабас. Напомню, по сюжету сериала Вики, как её называли в семье Коллинз – сирота, в отличие от фильма Бёртона, воспитываемая до совершеннолетия в детском доме.

Но всё меняется после того, как в приют приходит письмо от Элизабет Стоддард, хозяйки Коллинвуда, которую девушка никогда прежде и знать не знала, с просьбой приехать к ней работать гувернанткой у её племянника Дэвида Коллинза, проблемного мальчика. И, наблюдая за развитием сюжета, вплоть до эпизода с Барнабасом или того, где её убили за ненадобностью, возникает ряд весьма логических вопросов – кем семье Коллинз на самом деле приходилась Виктория? Почему Элизабет Стоддард платила содержание незнакомой девочки из приюта? Зачем она вызвала её в Коллинвуд, да ещё и настаивала на её появлении у них дома, несмотря на возражения её брата Роджера по этому поводу?

Почему персонажи позволяют Виктории вмешиваться в их дела и ни разу не упрекают её в том, что она не занята своими прямыми обязанностями – обучать Дэвида? За что сам Дэвид с первого появления Виктории в Коллинвуде возненавидел её и прямо ей об этом заявил, и лишь после возвращения его матери-феникса Лауры, которая чуть заживо её не сожгла, кардинально поменял о ней своё мнение? И так далее.

Но момент, когда создатели убили Викторию и заменили её Мэгги Эванс, меня вывел из себя. Мало того, что они мысль свою до конца не развили, ударившись в фэнтези и мистицизм, так ещё и зачем-то заставили героиню, с которой всё и начиналось, разбежавшись, прыгнуть со скалы. Это меня сильно расстроило, так как Виктория явно была нужным, но не раскрытым до конца персонажем, на котором и держался сериал в первые годы после создания.

 

Источник

Читайте также