В Якутии стартовали съёмки ленты «Белый пароход». Это первый якутский дебютный фильм, который получил поддержку Министерства культуры РФ. Он также станет первой углеродно-нейтральной картиной в России.
Съёмки проходят в уникальных локациях Якутска, населенного пункта Кангалассы и на Жатаиском затоне и разделены на весенний и зимний периоды. В съёмках принимают участие непрофессиональные актёры, юные музыкальные дарования Якутии и их учителя, а также сова Соня. В главных ролях Элла Соколова и Александр Кошкидько.
«Белый пароход» — это история любви якутской учительницы и русского директора школы, которая разворачивается на фоне перестройки, на стыке эпох, когда якутскому народу необходимо заново собрать представление о своей истории и месте в ней. Этот фильм о национальной идентичности, о битве прошлого и будущего, о поиске истинного пути.
Как указывают авторы проекта, существует несколько советских фильмов и повестей с этим названием, и в них «Белый пароход» — это колониальный символ. На нём приплывают русские к богами забытым землям и «спасают» туземцев, везут их на новую землю — к новой жизни. В этом фильме «Белый пароход» — перевернутый символ. Он выражает собой субъективную историю каждого человека, независимо от его происхождения. Это право на свою историю и собственный опыт.
Режиссёром и автором сценария является Инга Шепелёва, выпускница Московской школы кино (курс Алексея Попогребского), для которой кинокартина является полнометражным дебютом.
Продюсерами выступают основатель российской кинокомпании Mimesis и сооснователь первого Российского независимого агентства короткометражного кино VOSTOK Янна Буряк и главный редактор портала о кино «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов. Также сопродюсерами являются Степан Бурнашев («Ыт», «Черный снег») и Дмитрий Давыдов («Ыт», «Пугало», «Костёр на ветру»).
Производством занимаются Mimesis, Студия творческих инициатив «Открытие», «Сайдам Барыл» и The Bonfire.
Особое место уделяется музыкальному оформлению фильма, поскольку само название «Белый пароход» обращает к советскому музыкальному шлягеру, звучащему в пространстве символического. В фильме также присутствуют вокальные и инструментальные импровизации, разработанные совместно с композитором Кириллом Широковым в традиционных техниках с традиционными инструментами, классический репертуар и авторский саундтрек. В съёмках задействованы виртуозы Якутии: ученики, выпускники и преподаватели Высшей школы музыки и Детской школы искусств, музыкального колледжа и ведущих народных коллективов.
«Белый пароход» может стать первым в России углеродно-нейтральным фильмом и запустить процесс экологичного производства кино в России. В этом нам помогают эко-супервайзеры команды Sister Mary.
Ранее проект «Белый пароход» стал победителем Якутского питчинга дебютантов-2020. В том же году проект также был отобран Roskino и Министерством культуры для участия в престижной европейской образовательной программе для продюсеров EAVE On Demand.
«“Родная земля поможет!” — так сказала мне Элла Соколова, которая играет главную роль. Была первая смена моего дебютного фильма, и всё было впервые. Родная земля правда помогает — как будто мои корни искрятся энергией, идущей прямиком в кадр. Мои предки много веков живут на этой земле, но я только сейчас почувствовала всем сердцем глубину и сложность взаимоотношений двух народов республики. Фильм живёт и дышит, формируется его тело, его особое время, голос, цвет, ритм. Каждое утро я прыгаю, будто с большой высоты, и попадаю в мир, который мы создаём по крупице все вместе — нашей большой талантливой командой», — рассказывает режиссёр и автор сценария фильма Инга Шепелёва.
«На мой взгляд, сейчас российский зритель как никогда нуждается в напоминании о том, что наша многонациональная страна всегда была богата сложной историей и различными культурами, которые с момента распада СССР пытаются не утерять своей идентичности и ужиться друг с другом в условиях новой реальности. Мы все нуждаемся в чуткости, тонком взаимопонимании, уважении. В данный момент мы все особенно остро нуждаемся в добре! Я убеждена, что “Белый пароход” передаст зрителю именно это ощущение, тем более что и сам процесс внутри нашей команды был построен на основании полного доверия и значимости всех участников, без любого из которых проект бы попросту не состоялся. И, конечно, мы надеемся, что наш фильм в очередной раз закрепит за Якутией звание главной кинематографической республики страны», — отмечает продюсер проекта Янна Буряк.
«Это очень чуткое кино, и я надеюсь, что нам удастся передать эту чуткость. Съёмки проходят в по-настоящему уникальных местах. Эти цвета, эта энергетика — они, действительно, пробиваются через экран и договаривают за героев их монологи. Я впервые работаю на таких необычных съёмках, и это какой-то космос», — рассказывает продюсер Жан Просянов.
«Наконец-то стартовали наши съёмки! Мне посчастливилось увидеть начало нашего общего фильма. С первых кадров видно, что авторы шли к этому долго, чувствуется тщательная подготовка и волшебство повествования с первых кадров. С течением нескольких съёмочных дней не покидает чувство, что создаётся настоящее, большое кино», — признаётся сопродюсер проекта Степан Бурнашев.
«Во-первых, мы доверяем Инге и считаем её перспективным молодым режиссёром. Во-вторых, я полагаю, что этот проект даст толчок развитию якутского кино, поскольку нам уже пора выходить из своих рамок и такие копродукционные проекты на региональном и международном уровнях нам очень нужны», — считает сопродюсер Дмитрий Давыдов.