В тихом омуте: обзор фильма «Тихое место»

Дебютная режиссёрская работа в жанре триллер от актёра Джона Красински даёт фору несносным поделкам последних лет, вроде «Астрала 4».

Соврал бы вам, если сказал, что перед просмотром нового триллера от Paramount Pictures совсем не было каких-либо сомнений насчёт качества фильма. И это даже несмотря на интересную задумку и высокий процент «свежести» от сайта Rotten Tomatoes (отзывам которого перестал доверять напрочь).

Во-первых, думаю, вы всё-таки согласитесь с мыслью о том, что голливудские киноделы в последнее время почти разучились нас пугать, держать в напряжении и попросту разленились, в следствии чего вся работа сведена лишь к распределению громких скримеров с обезображенными мордами по хронометражу. И во-вторых – наличие Майкла Бэя в числе продюсеров (прим.: автор рецензии всё ещё чувствует боль ниже спины, вызванную просмотром последних Трансформеров) и его студии Platinum Dunes, которая занималась производством новой киноленты (проекты компании удостаивались совсем не лестных зрительских отзывов).

Но в кинематографе всегда есть приятные исключения. Так и «Тихое место» оказалось не очередным «проектом Майкла Бэя» (в плохом смысле) или отстойным слэшером от Platinum Dunes, а, как ни забавно, удачным семейным выступлением Джона Красински и Эмили Блант в жанре фантастического хоррора.

Планета Земля подверглась нападению враждебно настроенных монстров, не имеющих способность видеть, однако обладающих сверхчувствительным слухом. В центре повествования – история выживания семьи Эбботов, проживающей на ферме где-то в американской глубинке. Муж (Джон Красински), жена (Эмили Блант), их сын и дочь пытаются выживать в мире, где опасность подстерегает не просто на каждому шагу, а буквально на каждом движении. Героям приходится общаться на языке жестов и издавать как можно меньше шума, дабы не быть обнаруженными монстрами. Осложнения вызывает тот факт, что мать семейства вот-вот собирается рожать третьего ребёнка.

Двумя годами ранее вышел триллер «Не дыши» от режиссёра Феде Альвареса, что имел частично схожую концепцию. Чтобы урвать большой куш, грабители проникли в дом к слепому ветерану войны в Ираке, не ожидая какого-либо сопротивления. На деле же, воры встретили жестокий отпор от весьма маниакального деда с развитым слухом. И для выживания героям также приходилось поменьше шуметь, чтобы не погибнуть от рук хозяина дома.

В «Тихом месте» концепция о спасительной тишине выкручена до предела. Если же герои из «Не дыши», издав громкий звук, могли успеть скрыться в какой-то комнате, либо же дать отпор антагонисту в рукопашную или с помощью подручных предметов, то в фильме Красински даже скрип половой доски от неаккуратного шага может повлечь за собой быструю и верную смерть. От каждого неловкого движения персонажей так и прислоняешь ладонь ко рту, сердцебиение учащается, а мышцы на ногах резко сжимаются. Вы, как зритель, получаете потрясающий эффект присутствия – как будто вместе с героями также не желаете быть обнаруженным кровожадными тварями.

Высокий уровень саспенса также подчёркивают саундтрек композитора Марко Белтрами, разгоняющийся во второй половине картины, и, безусловно, сами чудовища. Уж где, а в американском кинематографе никогда не было дефицита на пугающих монстров. Чудище дают разглядеть полностью только в финальной трети фильма, и стоит признать – его внешний облик качественно проработан и выглядит действительно интересно и пугающе.

Вместе с тем имеются так называемые jump scares, однако их мало, они расставлены в правильных местах и обеспечивают нужную встряску для зрителя. Такие эпизоды сводятся к внезапно выпрыгивающим на камеру тварям. Радует, что режиссёр не злоупотребляет подобным приёмом.

Впрочем, не саспенсом единым. В «Тихом месте» отлично работает драматическая составляющая. И во многом – благодаря прекрасной актёрской игре Эмили Блант и Джона Красински, которые, будучи мужем и женой в реальной жизни, воплотили супружескую пару на экране. То, что их персонажи взаправду любят друг друга, боятся за жизнь своих детей и будущего ребёнка, которому не объяснишь, почему нельзя шуметь – видно невооруженным глазом. Безусловно одна из лучших сцен ленты – милый медленный танец главы и матери семейства под музыку, звучащую через наушники с плеера.

Из главного актёрского тандема, тем не менее, хочется выделить именно Блант, чей персонаж проявляет такие стойкость и мужество, что невольно возникают ассоциации с её же Цельнометаллической Стервой из «Грани будущего» 2014 года. А эпизод с родовыми схватками вызывает неподдельное сопереживание. Браво, превосходная актёрская работа!

Теперь поговорим о минусах картины, коих тут насобиралось два. Первый – недостаточно раскрытая предыстория. Появились ли этим монстры в следствии инопланетного нападения или же являются результатом экспериментов некой мега-корпорации? На этот вопрос ответа не предоставляют. Известно лишь, что Земля проиграла в битве, и выжили немногие. Однако этот недостаток является крайне субъективным. Ибо «Тихое место» – кино про то, что происходит «здесь и сейчас». И в подобном подходе нет ничего зазорного.

Второй минус – одна логическая несостыковка в поведении чудовищ. Для её пояснения нужно упомянуть один момент из сюжета. Это небольшой спойлер, но если вы совсем не желаете портить впечатление перед просмотром, то рекомендую пропустить следующий абзац.

Глава семейства приводит своего сына к водопаду, таким образом, получив возможность покричать и поговорить нормальным голосом. Отец объясняет это тем, что в зоне большого источника громкого шума, звуки слабее (вроде человеческой речи) чудища не могут услышать. В связи с этим возникает вопрос. Если же враги имеют сверхчувствительный слух и резко реагируют на любой издаваемый звук (про что нам дали понять в рекламном трейлере и завязке), то почему тогда они не проводят всё время у водопада и журчащей реки?

Тем не менее, вышеперечисленное не портит итоговые впечатления, являющиеся более, чем благоприятными. «Тихое место» – камерный, качественный мейнстримный триллер с элементами хоррора, который поддерживает интерес зрителя и держит его в напряжении до конца. Всё это подкрепляется превосходной актёрской игрой, саундтреком и отличной режиссурой.

Хронометраж киноленты правильно дозирован и составляет 90 минут, большего тут и не нужно. К тому же, титры начинают идти после очень эффектного и воистину крутого финального кадра – так заканчивать фильмы нужно уметь.

 
Источник: DTF

Читайте также