В тени. 6 недооцененных хорроров

Это шесть непохожих друг на друга хорроров, которые объединяет только то, что они, наверное, все-таки не являются шедеврами мирового кинематографа и не станут классикой, и это не совсем hidden gems, а просто приятное кино, о просмотре которого точно не пожалеешь и которое можно с чистым сердцем советовать друзьям, когда они спрашивают, что посмотреть.

В тени. 6 недооцененных хорроров

«Реликвия» («Relic»)

На самом деле, это драма про старение, просто визуализированная под хоррор. Кэй с дочкой приезжает в дом матери, после новостей об ее исчезновении. Через несколько дней бабушка возвращается как ни в чем не бывало, не помня, где она была. И в доме начинают происходить очень странные вещи.

«Реликвию» можно отнести к поколению современных умных хорроров, в хорошем смысле этого слова, а не ариастеровском. Натали Эрика Джеймс продолжает традиции австралийского хоррора, известного всем по фильму «Бабадук». Когда форма фильма ужасов становится лишь поводом поговорить о чем-то более важном. Например, этот фильм можно считать развернутой метафорой деменции. Пугает здесь не монстр, а то, насколько размыты границы между реальностью и иллюзией. Это фильм «Отец», если бы его режиссер хотел выиграть не несколько Оскаров, а награду на Toronto After Dark Film Festival.

Большая удача фильма – актриса, играющая стареющую бабушку. Она нереально страшная и жуткая. Ее черные глаза ужасают сильнее, чем любой монстр, неожиданно выпрыгивающий из-за угла.

Не рекомендуется смотреть тем, что любит кино про чудовищ и потусторонние силы. Но если вы фанат хороших слоубёрнеров, совмещающих драму и ужас, «Реликвия» точно не разочарует.

«Ломка» («Resolution» 2012)

Однажды в молодости я посмотрел фильм «Кловерфилд, 10», не зная о существовании одной вселенной с фильмом «Монстро». Поэтому я посмотрел отличное кино про крипового чувака, который то ли сошел с ума, то ли маньяк, то ли правда пытается помочь, а не дерьмо без интриги. Бог вернул мне долг, когда я, зная, что фильм «Ломка» находится в одной вселенной с триллером «Паранормальное», первым зачем-то скачал картину 2017го года. Но, даже зная из более позднего фильма, что на самом деле происходит в «Ломке», при просмотре я все равно чувствовал себя неуютно и тревожно. За полчаса до конца я даже не выдержал и закрыл ноутбук, чтобы досмотреть утром, потому что перед сном смотреть такое оказалось выше моих сил.

Из-за отсутствия денег у создателей здесь вообще нет никаких страшных существ в кадре. Да и страшного ничего не происходит. Но это идет только в плюс фильму, потому что авторы умело создают атмосферу жути и аномальности происходящего простыми подручными средствами, в которые поверить даже легче, чем в потусторонние силы.

А если вдруг еще не смотрели «Паранормальное», то у вас есть уникальная возможность насладиться сразу двумя хорошими фильмами, если посмотреть их в правильном порядке.

«Под маской: Восхождение Лесли Вернона» («Behind the Mask: The Rise of Leslie Vernon»)

Самый комедийный фильм в подборке. Всем фанатам слэшеров обязателен к просмотру. По сюжету странный парень зовет съемочную группу, чтобы сделать документальный фильм про то, как он становится убийцей, похожим на своих кумиров: Майкла Майерса, Джейсона Вурхиза и других. Начинается «Лесли Вернон» как комедия, которая раскрывает внутреннюю кухню и рассказывает, как появляются маньяки в фильмах ужасов. Он выбирает свою личную «финальную девушку», которая должна его убить, тренируется притворяться мертвым, ищет свое фирменное оружие. В общем, готовится к тому, что мы обычно видим в кадре в слэшерах. Когда он оказывается готов, съемка перестает быть документальной и начинается настоящая охота за подростками в заранее арендованном доме.

«Лесли Вернон» интересен и с формалистской точки зрения, и с идейной. А еще он просто очень смешной для любого, кто видел хотя бы парочку фильмов про маньяка, убивающего тинейджеров, которые плохо себя ведут.

«Химера» («Braid» 2018)

Строго рекомендуется всем поклонникам визуального повествования. Цветовая гамма, насыщенность цветов, иррациональное движение камеры, которой оператор снимает сцены с самых неожиданных ракурсов – все это создает криповую атмосферу и показывает ненормальность событий в кадре.

Сюжет в «Химере» не так важен. Это кино нужно почувствовать, а не понять. Оно погружает в свой вайб, и ты просто наслаждаешься красотой, которой нет даже в Парке Горького.

Но это не просто набор симпатичных кадров. У фильма есть и идея: показать, как иногда жестоко не совпадают мечты и реальность.

Подробнее про «Химеру» я недавно писал в нашем с другом телеграм-канале. Мы там ведем дневник нашего челленджа, в котором два синефила пытаются удивить друг друга найденным фильмом.

«В тени» («Under the Shadow»)

Насколько же культовым в свое время стал «Бабадук», что теперь каждый хоррор про семью сравнивают с ним. В случае с картиной «В тени» соблазн сравнения как никогда велик, но я постараюсь от него удержаться.

Фильм Бабака Анвари представляет уникальный синтез военного кино и фильмов ужасов. Ирак грозится уничтожить Тегеран ракетными ударами. Мужа призвали врачом на фронт, а мать с дочкой остаются одни в доме, в который попадает ракета. Они не могут уехать, потому что магическим образом пропала любимая кукла Дорсы, а девочка не хочет оставлять ее одну. Ко всем бедам добавляется то, что на них начинаются охотиться джины, далеко не такие прикольные, как Уилл Смит.

В итоге получилось интересное высказывание про материнство, в виде сплава эстетики слоубёрнеров с иранской мифологией. И философским вопросом: какое зло страшнее: человеческое или магическое?

«Цензор» («Censor» 2021)

Говорят, что «Цензор» похож на «Студию звукозаписи Берберян». Возможно, и похож, но стоит уточнить: «Цензор» – это фильм Питера Стриклэнда, если бы его снимал не самовлюбленный дцпшник. Режиссерка этого фильма также делает ставку на визуальное оформление кадра, на странные детали, которые создают тревожную атмосферу, на аудиоряд, который «помогает» зрителю додумывать оставшийся за кадром ужас у себя в голове. Но Прано Бэйли-Бонд, в отличие от режиссера того фильма, с которым сравнивают «Цензора», ставит своей целью снять интересное кино, а не показать, какая она умная и гениальная.

В «Цензоре» интересен еще и детективный подтекст. Энид работает в цензурном комитете и при редактировании одной из картин замечает актрису, похожую на свою сестру. Она начинает расследование, и любопытно, проводя свое собственное зрительское расследование параллельно с ней, подмечать какие-то детали, на которых режиссерка не акцентирует внимание, но которые важны для разгадки сюжета фильма.

Причем «Цензор» исторически достоверен, ведь в 80-е действительно был наплыв дешевых и кровавых фильмов, с которыми цензура считала своим долгом бороться. Но есть в нем и иронический контекст. Люди поверхностно винят во всех бедах фильмы ужасов, не замечая, что причины психологических проблем гораздо глубже.

Пишите в комментариях свои версии недооцененных фильмов ужасов или просто те, о которых вам хочется рассказать!

 

Источник

Читайте также