О том, почему трилогия сиквелов — слабейшая в Саге Скайуокеров.
В конце 2012 года, когда стало известно, что Джордж Лукас продаёт Lucasfilm конгломерату Disney, сразу же было объявлено, что в производстве находится трилогия сиквелов «Звёздных войн» — и сама идея создания новой трилогии казалась весьма спорной.
Пост-эндорский период хорошо раскрывался в множестве романов Расширенной Вселенной, но было понятно, что Disney не собиралась экранизировать эти истории. Поэтому через два года, в апреле 2014-го, компания перенесла события Расширенной Вселенной в «Легенды», а новый канон, в который вошли шесть эпизодов и «Войны клонов», получил название «Единый канон».
И это решение разделило фанатов вселенной: одни считали, что Disney «выкинула на помойку» множество хороших комиксов и романов, другие же считали, что переосмысление канона наведёт порядок в таймлайне, а также предотвратит некоторые спорные решения Расширенной Вселенной. На деле же, новая трилогия лишь породила ещё больше споров и обсуждений.
Отсутствие «химии» между новыми персонажами
Люка, Хана и Лею объединило и сблизило приключение, которое они пережили. Они находили время для подколов, но и не забывали прикрывать и заботиться друг о друге. В дружбу и привязанность этих персонажей легко поверить.
Энакина, Оби-Вана и Падме же связало не только приключение, но и политика, и даже простая случайность. История этой троицы более сложная — и если любовная линия юного Вейдера и Падме ещё можно назвать слабо прописанной (в плане диалогов), то дружба Энакина и Оби-Вана не вызывала вопросов. Да, юный Кеноби изначально относился к мальчику с опасением, но смерть Квай-Гона и данное ему обещание сблизило персонажей.
А что же с новой троицей — Рей, Финном и По? О какой химии вообще может идти речь, если Рей и По напрямую познакомились лишь в самом финале «Последних джедаев»? Кто-то скажет, что в новой трилогии гораздо важнее отношения Рей и Бена Соло (Кайло Рена) — но и тут есть свои нюансы.
Отношения Рей и Рена развиваются сугубо по велению сценариста/режиссёра, а не потому что персонажей реально тянет друг к другу. Вон в одной сцене Рей называется Кайло «монстром» и практически убивает. Но проходит пара тройка дней, и теперь уже героиня не желает ему смерти, а совсем наоборот — старается разобраться в нём и, повторяя арку Люка, вернуть павшего героя к Свету.
Финал «Последних джедаев» же указывает на окончательный разрыв каких-либо отношений между персонажами — но тут в дело вступают Джей Джей Абрамс и Крис Террио, и про «закрытие двери» между Рей и Реном можно забыть, будто этой сцены и не было.
Противостояние двух режиссёров
В «Пробуждении силы» Джей Джей Абрамс умело расставил сюжетные крючки, поднял темы, которые стали бы главенствующими для всей трилогии, показал интригующего и загадочного злодея — в целом, начал трилогию весьма неплохо.
Однако Райан Джонсон, получив в наследие от Абрамса седьмой эпизод, решил не продолжать его сюжетные ветки. Будучи достаточно самобытным режиссёром, он занялся полной деконструкцией формулы «Звёздных войн» и построил сценарий вокруг постоянного удивления зрителя. По итогу, и фанаты, и обычные зрители приняли восьмой эпизод достаточно холодно — пользовательские 43% одобрения тому подтверждение.
Последний, девятый эпизод новой трилогии изначально должен был снимать Колин Треворроу. Но в сентябре 2017-го режиссёр был уволен со своего поста с официальной причиной: «творческие разногласия». А через пару дней Disney объявила, что Джей Джей Абрамс вернётся к «Звёздным войнам» и завершит трилогию.
Вернувшись в кресло постановщика, Джей Джею требовалось менее, чем за год написать сценарий — и тут он принял два очень спорных решения. Во-первых, Абрамс отказался от всех сценарных наработок Колина Треворроу — а тот корпел над сценарием уже два года и точно имел на руках готовый вариант. Во-вторых, в со-авторы Абрамс пригласил Криса Террио с крайне сомнительным послужным списком — он приложил руку к неоднозначному «Бэтмену против Супермена» и провальной «Лиге справедливости».
Съёмочный процесс был запланирован на 1 августа 2018 года, потому у дуэта Террио-Абрамса не было много времени на продумывание идей. Сейчас, смотря итоговый фильм, так вообще складывается ощущение, что Джей Джей пытался вернуть историю в своё русло. В «Пробуждении силы» он задал определённый вектор развития истории, от которого «Последние джедаи» сильно отклонились. Несмотря на это, в «Скайуокере. Восход» логичнее было продолжить развитие идей Райана Джонсона, но Абрамс решил иначе.
В «Восход» Джей Джей пытался впихнуть своё видение и восьмого, и девятого эпизодов. Пытался сюжет двух картин поместить в одну. И от этого пострадала история. Постоянная спешка и очень сжатые сроки прослеживаются в сумбурности повествования первых двух актов фильма. О чём вообще можно говорить, если факт выживания Палпатина раскрывается в начальных титрах, а по сюжету все персонажи воспринимают это как факт, даже не задаваясь вопросом «как это у него получилось».
И хотя Джей Джей Абрамс пояснял уже, что своим фильмом не пытался переписать «Последних джедаев» — но ключевые решения «Восхода» говорят совсем о другом.
Как мне кажется, куда разумнее было взять сценарий Колина Треворроу и внести в него свои исправления. А возможно, сами Disney настояли на том, чтобы Абрамс писал свой сценарий с нуля — мы этого не узнаем. Лишь в начале этого года нам станет известно, что даже первый драфт сценария Треворроу был на голову выше той «графомании», что в спешке написали Террио и Абрамс.
Отсутствие единого сюжета трилогии
Тема оригинальной трилогии — путь героя. Тема трилогии приквелов — путь от героя до злодея. А задав себе вопрос: «О чём новая трилогия? », я не могу придумать внятного ответа, и вполне возможно, это моя проблема. Однако, если начать анализировать каждый фильм трилогии сиквелов как самостоятельное произведение, то ярко прослеживается неопределённость общего посыла.
«Пробуждение силы» — про начало большого приключения; про то, как никудышные родители привели сына ко Тьме; про то, как разрозненность сенаторов Новой Республики привела в Галактику Первый орден, что всегда был под носом, но никто не воспринимал его как реальную угрозу. «Последние джедаи» — про поиски себя; про то, что абсолютно любой человек может стать героем. «Скайуокер. Восход» — про принятие своего собственного пути, пути джедая, даже если твоя родословная окутана Тьмой. Ключевая проблема скрывается в посылах восьмого и девятого эпизодов: они ровно противоположные! И это работало бы, если бы эти фильмы не были объединены в трилогию. А так, получилось сильное режиссёрское высказывание («Последние джедаи»), которое полностью обесценилось после выхода девятого эпизода.
По-хорошему, режиссёрам Дж. Дж. Абрамсу и Райану Джонсону надо было встретится ещё летом 2014 года (когда Джонсон официально присоединился к «Звёздным войнам») и обговорить ключевые решения их фильмов — как раз чтобы не возникли недопонимания. Однако, чую плотное расписание постановщиков и желание продюсеров Disney сделать каждый фильм новой трилогии максимально непохожим друг на друга, помешали этой встрече.
Непонимание будущего франшизы
После передачи «Звёздных войн» в руки Disney, Кэтлин Кеннеди вежливо отклонила сценарные наработки Джорджа Лукаса на новую трилогию. Для продолжения франшизы новый президент Lucasfilm выбрала стратегию оригинальной трилогии «Звёздных войн» — один фильм, один режиссёр. Она желала каждый фильм новой трилогии сделать по-своему уникальным и непохожим на предшественника.
Но руководство не уловило одну важную мысль: у оригинальной трилогии был Лукас — духовный вдохновитель, продюсер и сценарист своей же задумки. А модель «один фильм, один режиссёр» работает только, если у руля стоит хороший продюсер.
Трилогии сиквелов не хватило своего Кевина Файги — человека, который бы следил за работой режиссёров, параллельно продумывая историю на десять шагов вперёд. Кеннеди пыталась быть таким человеком, но повторить успех Лукаса у неё, мягко говоря, не получилось. А виной тому ряд ключевых спорных решений.
Неопределённость трилогии
«Пробуждение силы» стало хорошим продолжением франшизы и, казалось, неплохим зачином трилогии. Да, фильм фабульно повторял самые первые «Звёздные войны». Однако, если пересмотреть ту же «Скрытую угрозы», можно заметить — фильм также структурно повторяет «Новую надежду».
Про своеобразную рифмовку «Звёздных войн» говорил ещё сам Лукас, так что нет ничего удивительного в таком подходе к созданию фильма. Однако после премьеры седьмого эпизода фэндом раскололся на два лагеря: на тех, кому понравилось сюжетное цитирование и на тех, кто видел в этом лишь ленивую копирку «Новой надежды».
И после подобных отзывов, Кеннеди возжелала сделать восьмой эпизод максимально самобытным. Именно поэтому Райану Джонсону была дана практически полная творческая свобода. Тот же сценарий Джонсон решил писать сам, хотя студия вполне могла приставить к нему кого-то «своего». Райан воспользовался ситуацией и разгулялся по полной, воплотив в «Последних джедаях» практически все свои идеи. По итогу, это привело к крайне спорным решениям, накал обсуждения которых не стихает и до сих пор.
И уже после таких, ещё более спорных «Последних джедаев», продюсеры Disney решили максимально угодить фанатам, воплотив на экране как минимум парочку теорий — и мы знаем, чем обернулось это решение. Райан Джонсон оставил историю в таком положении, в котором её сложно продолжить, но, как никак, его фильм теперь канон. Потому вернувшемуся Джей Джею нужно было дать больше времени на написание сценария, либо не открещиваться от наработок Треворроу. Так, девятый эпизод вышел бы хотя бы цельным произведением, а не клипом с излишне динамичным монтажом.
Также важная часть «Звёздных войн», сильно пострадавшая в трилогии сиквелов — бои на световых мечах. Если вспомнить приквелы, это были реальные бои насмерть. Даже в отчасти нелепые поединки из оригинальной трилогии верится больше, чем в перепалки Рей и Кайло Рена. За их сражением попросту не интересно наблюдать, так как выглядит это как перепалка двух детей, где то один поддаётся, то другой.
Субъективная оценка
Сейчас, спустя месяц после премьеры «Восхода», ещё сильнее чувствуется, что финал трилогии, а как следствие и саму трилогию, погубила излишняя спешка. Возможно, эпизодам надо было дать больше времени на работу со сценарием. Да, номерные части выходили бы не раз в два года, а раз в три — в любом случае, хуже бы не было.
Кому уж точно нужно было дополнительное время, так это Абрамсу и Террио. После «Последних джедаев» разумнее было бы перенести премьеру девятого эпизода, чтобы дать авторам больше времени на продумывание сюжета — всё-таки фильм, завершающий долгую 40-летнюю Сагу Скайуокеров. Но тут уже всё упирается в продюсеров Disney и главу Lucasfilm, которым перенос картины на целый год был финансово невыгоден.
Главной проблемой трилогии сиквелов стала неопределённость — стратегия развития менялась слишком часто. А требовалось зацепиться за конкретный план и не отклонятся от него, по ходу дела внося лишь хирургические правки. Ярким тому примером стал Лукас, который не пытался угождать фанатам при производстве приквелов. Да, у него вышла невзрачная и скучная «Скрытая угроза», но после её выхода глобально стратегия не изменилась, что в итоге привело к более продуманной «Атаке клонов» и отличной «Мести ситхов», которую часть фэндома до сих пор считает лучшей картиной во всей Саге.
А на самом деле, все эти придирки к логике и причинно-следственным связям абсолютно бессмысленны: Джордж Лукас неоднократно заявлял, что «Звёздные войны» — это сказки для 12-летних, и трилогия сиквелов это лишь подтверждает.