В Москве пройдет первая официальная ретроспектива европейского режиссера-провокатора Анджея Жулавского

В Москве пройдет первая официальная ретроспектива европейского режиссера-провокатора Анджея Жулавского

С 3 июня по 9 июля в киноцентре «Октябрь» состоится долгожданная ретроспектива ранних фильмов Анджея Жулавского — подобное собрание картин режиссёра будет официально показано в России впервые. С его именем кинокритики связывают радикальное обновление польского кино, а эстетика безумия, мистика, сексуальная энергия, гротескные образы и эмоционально перенасыщенные сцены проходят красной нитью через творчество мастера, став его визитной карточкой и подарив ему статус одного из самых эпатажных режиссёров. В разные годы Жулавский был удостоен премий Национального кинофестиваля в Гдыне, Международного кинофестиваля в Локарно, Фестиваля фантастических фильмов в Триесте и других, а также был номинантом Каннского кинофестиваля и премии «Сезар».

3 июня в 19:40 ретроспектива откроется показом полнометражного дебюта Жулавского — военной драмы «Третья часть ночи», основанной на воспоминаниях его отца об оккупированном немцами Львове. Ретроспективу откроет киновед Денис Вирен. Главный герой фильма, мужчина по имени Михал, потерявший мать, жену и сына в ходе нацистской расправы, встречает молодую женщину Хелену, похожую на его погибшую жену, и решает заботиться о ней. Фильм был награжден премией Анджея Мунка и признан настоящим прорывом из-за своей бескомпромиссности, оппозиционности идеологии того времени и натуралистических сцен. Картина разозлила партийное руководство, тем самым только увеличив объем внимания к фильму — зрителям приходилось занимать очередь ранним утром, чтобы попасть на сеанс вечером.

Два первых короткометражных фильма, с которых начиналось творчество Жулавского, будут показаны 10 июня в 19:15. Его первый короткометражный фильм «Песнь торжествующей любви» был снят по прозе Ивана Тургенева. Он рассказывает историю супругов, в имение к которым приезжает друг Муций в компании немого слуги-малайца. Муж предается чувству ревности, а малаец играет на экзотическом музыкальном инструменте «песнь торжествующей любви», способную творить чудеса. Мистическая драма в черно-белом цвете захватывает своими образами и гиперболизированными эмоциями героев. Второй короткометражный фильм «Павончелло» — экранизация рассказа Стефана Жеромского. Примечательно, что в 1965 году Анджей Вайда экранизировал «Пепел» Жеромского, а Жулавский ассистировал Вайде в процессе работы над проектом. По сравнению с другими работами режиссёра эта лента о мимолетной связи жены богатого старика и молодого итальянца-скрипача кажется одной из самых спокойных и сдержанных работ.

Мрачная историческая драма «Дьявол», ставшая второй полнометражной работой режиссёра, будет показана 28 июня в 19:30. Сюжет фильма разворачивается в Польше параллельно реальным историческим событиям — вступлению прусской армии на территорию Великой Польши в 1793 году. Главный герой Якуб выходит из тюрьмы и подвергается преследованию неизвестного человека в черном, пытающегося убедить его совершить серию убийств. Картина долгих 18 лет была запрещена цензурой из-за обилия жестоких сцен и прослеживающейся аналогии между служащим партийного аппарата и дьяволом.

Показ третьей работы Жулавского — мелодрамы «Главное — любить» с Роми Шнайдер в главной роли, запланирован на 9 июля в 19:30. Романтическая история любви порноактрисы, которая находится в любовном треугольнике, пропитана свободой и сексуальной ненасытностью, присущими творчеству Анджея Жулавского. Музыка Жоржа Делерю добавляет неоднозначным событиям фильма романтичности. После показа состоится разговор с киноведом Денисом Виреном о вселенной Анджея Жулавского.

Одна из самых амбициозных и захватывающих своей масштабностью работ Анджея Жулавского — философская научно-фантастическая драма «На серебряной планете» будет показана 18 июня в 19:30. В качестве литературной основы режиссёр использовал «Лунную трилогию» своего двоюродного деда Ежи Жулавского. По сюжету три астронавта, двое мужчин и одна женщина, решают покинуть Землю, чтобы начать новую цивилизацию. Судьба картины была драматичной — из-за цензуры финансировать проект было непросто, а затем посреди производства заместитель министра культуры Януш Вильхельми приказал уничтожить все декорации и костюмы. Возобновить работу над картиной не разрешили, но Жулавский все же смонтировал сохранившиеся фрагменты фильма, добавив вместо недостающих эпизодов их пересказ, и фильм вышел в прокат в конце 1980-х. Даже в таком виде фильм представляет огромный интерес и смотрится как законченное произведение.

 

Источник

Читайте также