В море ни ногой: акулы, кракены и прочие асайламы

Самые известные морские чудовища из фильмов

В море ни ногой: акулы, кракены и прочие асайламы

В «В контакте», «Пикабу» и прочих социальных сетях часто можно встретить утверждение, что на данный момент поверхность Марса или обратная сторона Луны изучены в разы лучше, нежели значительная часть морских глубин. Понять то, откуда растут ноги данной теории, довольно просто. Научные исследования океанического дна, вместе с их картографированием, является процессом крайне трудоёмким и сложным. Несовершенство технологий, сложности с коммуникациями, огромное давление, незаинтересованность большинства стран – из-за этих и прочих факторов всё ещё остаются неизученными огромные подводные просторы. Потому, новости об открытии новых, неизвестных науке видов рыб и растений, не должны никого удивлять.

Подобное обстоятельство, общий ореол таинственности и необычный внешний вид морских обитателей, оказались очень удобными для кинематографа. Киноделы просто не могли пройти мимо возможности снять фильм, где против главных героев выступали бы морские хищники и чудовища, в очередной раз, сыграв на страхе перед неизведанным. Результатом этого стало множество произведений, от мировых блокбастеров с актёрами первой величины до дешёвых треш-творений. Даже появился своеобразный поджанр, со своими правилами и клише. О самых ярких и необычных представителях данного бестиария, сегодня и хотелось бы поговорить.

Кракен и прочие головоногие

Гигантские головоногие моллюски нагоняли жути на моряков и рыбаков с самых древних времён. Так, в Древнем Риме считалось, что они были ответственны за то, что оставляли прибрежных жителей без улова. Некоторые исследователи выдвигали гипотезы о том, что прототипом Сциллы из мифов древнегреческих как раз и являлся один из таких кальмаров-переростков, чью силу и габариты выдумщикам прошлых лет значительно пришлось преувеличить. Однако данная версия немного не сходится с тем, что название «Сцилла» переводится как «лающая», а конечности монстра часто изображали с собачьими головами.

Но самым известным подобным существом, вне всяких сомнений, является кракен. Он давно стал одним из самых узнаваемых чудовищ в массовой культуре, встречаясь на книжных просторах, фильмах, играх. Этот гигантский морской обитатель изначально являлся частью народного фольклора северных народов. И в этом нет ничего удивительного, учитывая то, в какие дали в поисках приключений заплывали суровые и бородатые викинги. Очевидно, что в таких путешествиях им доводилось встречать гигантских кальмаров. А всё дальнейшее за них довершили воображение и народная молва. В результате эти любители утаскивать на дно морское корабли, обрели колоссальные габариты, а встреча с ними не сулила ничего хорошего.

Что касается карьеры в кино, то первым появлением на большом экране считается фильм «Это прибыло со дна моря», в 1955 году. Здесь головоногий представал в качестве классического морского чудовища, что занимался лишь тем, что выбравшись на сушу, принялся крушить ближайший город. В дальнейшем подобный образ не сильно менялся, лишь добавлялись какие-нибудь дополнительные детали. Например, чудовище превращали и в хранителя древнего могущественного артефакта, и в стража, стерегущего безопасность легендарной Атлантиды.

Из великого множества других кинопроизведений можно выделить сагу «Пираты Карибского моря», где эта гроза морей являлась цепным псом Дэйви Джонса. За свой хронометраж на экране головоногий моллюск на стероидах успел напасть на «Чёрную жемчужину», проглотить Джека Воробья (Капитана Джека Воробья, простите) и выброситься на берег (по велению Беккета из Ост-Индской компании).

В фильме «Подъём с глубины», 1998 года, кракеноподобное создание нападает на крупнейший круизный лайнер в мире «Аргонавтика». Здесь же, к сожалению и оказываются главные герои, которым предстоит не стать пищей и убраться с этого места подальше. Согласно объяснению, здешний монстр представляет собой доисторического монстра, гибрид спрута и червей. Именно по этой причине, каждое щупальце имело свою челюсть и пищеварительную систему, с быстродействующим желудочным соком, оставлявшим после себя один лишь скелет. Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради молодой Фамке Янссен.

Сюжет картины «Битва титанов» основывался на древнегреческих мифах о Персее. И местный кракен, полностью соответствующий названию картины, был наслан Аидом на город Аргос, посмевший выступить против богов. Это создание, с осьминогами и кальмарами роднит только наличие щупалец. В остальном же, его внешний облик был значительно видоизменён от своего традиционного. У него появился торс, ярко выраженная голова, и некое подобие передних лап. Любопытная версия, древнегреческая.

Перечислять произведения, в которых появлялись подобные чудовища можно хоть до самого выхода второго S.T.A.L.K.E.R.а. Кроме того, в некоторых произведениях можно встретить монстров, при создании которых явно опирались на классические описания. Например, Глубинный страж из «Властелина колец: Братство кольца», что практически по всем параметрам схож на кракена. Кстати, фанатами была придумана теория, гласящая, что Профессор Толкин вставил это создание в свою трилогию в качестве отсылки к Говарду Лавкрафту. Версия очень спорная, больше похожая на сову, натянутую на мини-модель нашей планеты.

В повальном большинстве чудовища с гигантскими щупальцами появляются во второстепенных хоррорах, с визуалом низкого качества, рассчитанного на то, чтобы весело провести один вечерок за его просмотром. Самыми яркими примерами подобных творений являются фильмы «Тварь из бездны» или «Щупальца», вобравшими в себя все стереотипы и работающие практически по одной схеме.

Акулы и мегалодоны

В нашем обществе к акулам относятся крайне неоднозначно. С одной стороны, множество людей продолжают верить в их кровожадность и способность учуять одну каплю крови на расстоянии нескольких километров. Подкрепляются это мнение сообщениями о различных нападениях на мирно отдыхавших туристов. С другой же стороны, учёные вовсю твердят об относительной немногочисленности подобных случаев, а также об угрозе вымирания этих морских обитателей. Однако, несмотря на их старания, первые пока превалируют над вторыми, из-за чего их продолжают воспринимать как однозначную угрозу. И немалая заслуга в этом принадлежит кинематографу.

И вне всяких сомнений, главный вклад принадлежит «Челюстям» Стивена Спилберга. Про сложности на съёмочной площадке, про итоговый успех и культовый статус, вы и так всё прекрасно знаете. О его величии говорит хотя бы тот факт, что именно отсюда и пошли те жанровые клише, которые в дальнейшем будут эксплуатироваться во множестве фильмов на данной нише. Неведомая угроза из морских глубин, начальство, что отказывается внять предостережениям героев, множество жертв среди отдыхающих – согласитесь, подобное встречается слишком часто.

После этого, появилось великое множество картин с акулами в качестве главной опасности, разной степени паршивости, среди которых иногда встречались и вполне годные экземпляры. Здесь есть и плохие продолжения самих «Челюстей», их итальянский аналог «Последняя акула», и даже трешовые «Песчаные акулы».

«Глубокое синее море» Ренни Харлина, совмещало в себе замкнутые помещения подводных лабораторий, Сэмуэля Л. Джексона и поумневших в результате научных опытов подводных хищников. Из этих ингредиентов получился вполне неплохой фильм, что может скрасить скучный вечер.

Кроме того, можно выделить фильмы, где эти хищники представляют собой «фоновую» опасность, которая постоянно кружит где-то рядом, а герой оказывается в безвыходном положении. Концентрируются такие произведения в первую очередь на атмосфере безнадёжности и отчаяния, когда с каждой минутой шанс спастись уменьшается, а также на постоянном напряжении, ведь персонажам нельзя ни на минуту расслабляться. К ним можно причислить неплохие «Отмель» 2016 года, «Синяя бездна» 2017 года. и мн. др.

Отдельно хотелось бы отметить одного из самых известных представителей акульих – мегалодона. Этот доисторический монстр, своими огромными зубами и размерами настолько покорил киноделов, что теперь этих рыб узнают люди, никогда не видевшие их современных сородичей.

Интересно, что у учёных до сих пор нет точного представления о том, как могли выглядеть и какие размеры имели эти грозные хищники. А все из-за их биологических особенностей, при котором до наших дней сохраняются одни лишь зубы и некоторые позвонки.

Режиссёры, в ответ на подобное, лишь пожимают плечами и включают своё воображение. Отдельно хотелось бы отметить работу сценаристов, которые придумали множество обоснований того, как этим крупнейшим рыбам удалось дожить до наших дней, и при том остаться не замеченными. То, они превратились в коренных обитателей дна Марианской впадины, то приспособились к жизни в суровых северных морях. То, льды Арктики скрывали доисторическое озеро, где всё это время жил и поживал наш товарищ мегалодон. То они смогли «законсервироваться» в термоклине в Бездне Челленджера. Последний вариант встречается в «Мег: монстр глубины», где с самой большой хищной рыбой в истории эффектно сражался автор многочисленных пацанских цитат Джейсон Стэтхэм.

Кстати, считается, что подобные фильмы виноваты в появлении многочисленных псевдонаучных теорий, утверждающих, что этот доисторический монстр жив и плавает где-то рядом. Однако учёные на этом ловят фэйспалмы, ибо вывод их однозначен – никакого мегаладона ныне не существует. И дело не только в том, что до сих пор не был пойман ни один их представитель. Такое крупное тело необходимо кормить и кормить много. К тому же акулы существа сильно зависимые от окружающих условий. Совокупность этих факторов сводит на нет труды любителей криптозоологии.

Динозавры, пираньи и прочие асайламы

Некоторое время назад наблюдался пик популярности динозавров в кино. И хоть значительная часть предпочтений была отдана более эффектным тираннозаврам, велоцирапторам и прочим сухопутным ящерам, иногда в этих картинах можно было встретить их морских сородичей. Наиболее эффектное, пусть и короткое, появление состоялось в «Мире Юрского периода», где (спойлер) мозазавр-переросток утащил под воду генетически усовершенствованного Индоминуса.

На спекуляциях о том, что одним из сохранившихся до наших дней плезиозавров является Лох-Несское чудовище, построено множество фильмов самого разного уровня качества. В них обычно нам демонстрируют древнего морского ящера или существо, очень похожее на него, которое крайне агрессивно реагирует на представителей людского рода. Некоторые создатели пытаются креативить, представляя легендарного монстра или инопланетянином, или порождением магии, или результатом правительственных экспериментов.

Кровожадная репутация пираний, бегущая впереди них, также превратила этих рыб в героев множества подобного рода картин. Естественно для зрелищности пришлось значительно преувеличить их пристрастия к человечине, кровожадность и скорость поедания. Самой известной из них является одноименная серия, в которой создатели даровали им возможности парить в воздухе и в прыжке отрывать головы, превращали их и в объекты военных экспериментов и в доисторических хищников огромных размеров. Как метко выразился Джеймс Кэмерон, который значится режиссёром «Пираньи 2: Нерест», но фактического участия в съёмках не принимавший: «эти фильмы можно смотреть только под пиво».

В отдельную категорию хотелось бы выделить творения популярной в определенных кругах студии The Asylym. Известны они, прежде всего, своими мокбастерами. Сложно назвать произведение, которое не подверглось их переосмыслению. Но между тем, они не стесняются снимать и собственные оригинальные картины, в том числе касаясь темы неведомых морских монстров. Подходят они к ним с соответствующим подходом и креативом.

Вы боитесь обычной акулы? А что насчёт двухголовой? А трехголовой? К чёрту, повышаем ставки – вот вам пятиголовая рыбина. Вам и этого мало? Тогда вот вам меха-акулы, получите и распишитесь. А если акула в море скучно, то вот вам целое торнадо из этих морских хищников!

Кроме того, студия путём скрещивания и любви пополняет свой собственный монстрвёрс. Кроме доисторического крокодила и гигантского осьминога, в него входят такие существа, как акулосьминог, птеракуда, мега-пираньи, гатороид, лавовые и ледяные акулы и прочие чудеса человеческого воображения.

Не болейте и не лезьте просто так в воду, ибо можете разозлить Йог-Сотота и Ко. А каких морских чудовищ из фильмов и сериалов можете вспомнить вы?

 

Источник

Читайте также