«В этом красота мультипликации: она способна на любые трансформации»: фильмография Юрия Борисовича Норштейна

Решил пробежаться по фильмографии Норштейна и немножко поговорить про его необычные мульты, покидать вам некоторые забавные факты и просто познакомить вас и себя с творчеством этого человека.

Советский и российский мультипликатор, человек, который создал культового «Ёжика в тумане» (культовый он в том числе и за рубежом) , приложил руку к большинству мультфильмов золотой эпохи Союзмультфильм (Чебурашка, 38 попугаев и т. п.) , отличающийся своим перфекционизмом и резкостью, отвергающий современные технологии в угоду своему виденью.

25-е, первый день, 1968

Дебютировал Норштейн с фильмом-плакатом, посвященному 50-летию Октябрьской революции. Работы художников-авангардистов тех лет показывают настроение общества, образность их работ легла в основу всего мультфильма, где исторический сюжет о революции показан как раз таки через яркие образы. Революционеры образуют в один момент пылающую реку, что несется сквозь город к Зимнему дворцу, где мелочные капиталисты укрываются от разъяренного простого народа. Пафосность всему произведению придает отличная музыка Дмитрия Шостаковича. Разумеется это агитационная работа, которая вероятно делалась на заказ и из себя чего-то интересного не представляет, однако уже здесь прослеживается, как Норштейн подходит к работе с образами.

Времена года, 1969

Кропотливая кукольная анимация, которая идеально ложится с музыкой известного композитора. То, как произведение работает с музыкой, позволяет зрителю проникнуться такой старой, такой забытой, такой приятной атмосферой. Норштейн очень основательно подходит к движению в своих работах, ему важно, чтобы каждый движущийся элемент имел смысл и вот в этой работе видно, как все движения имеют четкий смысл — быть направленными на сочетание с музыкой. Пускай картинка уже устарела, произведение всё равно отлично погружает в себя. Прочувствуйте ностальгию по советской мультипликации.

Сеча при Керженце, 1971

Ожившие фрески воплощают сюжет легенды о городе Китеж, который ушел под воды озера, чтобы избежать монголо-татарского нашествия в XIII веке. Эта же легенда легла в основу оркестрового эпизода Н. А. Римского-Корсакова, который звучит на фоне мультфильма. Данное произведение имеет хоть и еле уловимую, но неоспоримую связь с предыдущей работой “Времена года”, в частности с ней соглашался второй автор всех работ — Иванов-Вано, который и позвал Норштейна для работы над этим мультфильмов. Вообще у Иванова-Вано есть свой “триптих”, куда входит “Времена года”, “Сеча при Керженце” и “Аве Мария”. Над последней Норштейн не работал, так что в дальнейшем ее рассматривать не буду, однако работа примечательна историческим подтекстом.

Лиса и заяц, 1973

Считаю, что курящий петух тащит весь мультфильм… А если серьезно, то это первая работа Норштейна, которая показала на что способен режиссер, работая без соавтора: качественная анимация, проработка деталей, сочетание с музыкой. Норштейн довел всё до настоящего идеала и выдал потрясающую мультипликационную сказку. Его перфекционизм позволяет держать качество, которое помогает его произведениям даже спустя года выглядеть хорошо. И кстати, это первый мультфильм, в котором Норштейн поработал со своей женой, художницей, Франческой Ярбусовой.

Цапля и журавль, 1974

Ох уж эти женщины… Ох уж эти мужики… Вечно актуальное произведение о любви, взаимоотношениях влюбленных и вот этих мемах о том, кто на кого первый обидеться. Образность, через которую работает Норштейн, очень интересно показывает любовь через недопонимание, перепады настроений, заносчивость, самолюбие, и вот это то, как необычно подходит автор к своим произведениям — Норштейн умеет правильно преподнести те или иные чувства через визуал и музыку. Анимация всё ещё хороша, хоть и рисовку, которая была вдохновлена китайской акварельной живописью, можно принять неоднозначно. Однозначно одно — Норштейн в очередной раз прекрасно передал прекрасную сказку.

Ёжик в тумане, 1975

Скажу сразу: я посмотрел мультик впервые. О его культовости не слышал разве что глухой. Так что же тут такого примечательного? Ну история про Ёжика, который потерялся в тумане, ну так и что? А вот культовость заключается в том, в чем Норштейн преуспел больше всего — образность. Это один из самых сложно интерпретируемый мультфильмов советской эпохи . Увидеть здесь можно и образы Бога, рая и ада, смерти и кучу всего остального. Это философская работа кому-то может показаться неглубокой, а кому-то наоборот чрезвычайно сложной и интересной. Я лишь могу посоветовать вам поглядеть (или пересмотреть) столь чудный самородок советской мультипликации.

Содержание скрыто

Показать

Считаю, что Сайлент Хилл это просто отсылка на Ежика в тумане, задумайтесь..

За день до Нашей эры, 1977

Это вновь совместная работа Норштейна, на сей раз идею произведению предложил Фёдор Хитрук. Ролик считается экспериментальным, даже похлеще оживления работ авангардистов в самой первой работе Норштейна — 25-е, первый день, — потому что на сей раз оживлять решили совсем иначе. Вот смотрите, весь фильм нам показывают статичные картины (и не только) , которые, так или иначе, относятся к французской революции XIII века, никакого движения картинам (и не только) не дарят, и тут подкрадывается главное НО: авторы смогли передать сюжет перемешивая и подавая в определенном порядке произведения, которые формируют в тандеме настоящий сюжет. В данной работе мы видим цикличность свержения власти: вот свергли одну власть, но пришла другая, и так по кругу. Удивительный и очень экстравагантный подход к анимации и драматургии.

Сказка сказок, 1979

Уф-ф, самый длинный мульт и, наверное, эту работу Норштейна я могу назвать своей самой любимой. В этой большой анимации скрывается нелинейный сюжет, который трогает струны души и простые человеческие чувства, используя понятные всем и каждому образы. При этом мультфильм не имеет такой абстракции, какую имел Ёжик в тумане. Тут всё попроще, но не в лоб. Досмотрев мультфильм, тяжело пересказать понятным языком сюжет, всё остается какими-то водянистыми пятнами чувств в голове. Авторы давят на подсознание зрителя и этот опыт схож с работами известного Андрея Тарковского. Баланс необычных подходов к анимации, будь то реальные фотографии и видео или простые зарисовки, вновь показывают мастерство Норштейна, как режиссера, а ознакомиться с необычным содержанием определенно стоит самому.

Зимние дни, 2003

Осенний вихрь…

О, как же я теперь в своих лохмотьях

На Тикусая нищего похож!

Фрагмент фильма «Зимние дни» по одноименным рэнку Басё.

Зимние дни — это сборник анимационных хайку (жанр японской поэзии, посвященный природе) от 35 знаменитых авторов со всего мира. В их числе, как вы понимаете, побывал и Норштейн. Вообще Норштейн и Япония очень тесно переплетены, так как Ёжик в тумане в своё время завоевал огромную популярность в стране восходящего солнца. Да и сам Норштейн заимствовал стиль у японских художников, например, стиль мультфильма Цапля и журавль был во многом вдохновлен их работами. Особо тут ничего не скажешь — коротенький мультфильм, в котором образ природы воплощен будто бы отдельным персонажем.

Шинель, 1981 — н. в.

Этот огромный долгострой, который делается вот уже 40 лет, является самой загадочной работой автора. Монументальная работа, которую перфекционист Норштейн вытачивает неспешно год за годом. Сложно представить, что выйдет в итоге, так как есть лишь небольшие отрывки из этого мультфильма. Тут наверное стоит сказать, что Норштейн отвергает современную компьютерную анимацию, поэтому Шинель получится “законсервированным” произведением времен СССР. Норштейн считает, что компьютерная анимация отбирает у произведения ошибку. В самом прямо значении ошибку. Когда ты работаешь вручную, то следы твоих ошибок способны остаться в произведении, а при производстве современной анимации достаточно нажать Ctrl + Z и забыть об ошибке, как о страшном сне. Оттого Шинель и выглядит еще более интересным экземпляром, который покажет традиционной подход к анимации, каков он есть. Остается только ждать и надеяться, что произведение всё же увидит свет.

Большое спасибо за чтение.

 

Источник

Читайте также