Небольшая теория, почему сюжет превратился в деконструкцию самого себя.
14 августа вышел финальный эпизод четвёртого сезона «Мира Дикого Запада». Особых обсуждений он не вызвал, да и количество зрителей у сериала падает с каждым годом. Поэтому писать какие-то подробные обзоры и разбирать концовку нет никакого смысла.
Однако мне четвёртый сезон показался неким выходом на новый уровень повествования. Как будто бы авторы окончательно прекратили притворяться, что снимают фантастику, и начали просто рассказывать, как придумывают сюжеты сериалов.
То есть теперь «Мир Дикого Запада» — своеобразная «вещь в себе», он рассказывает исключительно о том, как придумывают «Мир Дикого Запада». Этому иносказательно посвящены три основные сюжетные линии.
Это просто моя теория. Но именно эти мысли помогают мне до сих пор любить «Мир Дикого Запада». Сейчас расскажу, почему я так думаю.
Линия Кристины: творец неотделим от творения
Создатель сериала Джонатан Нолан ещё на старте проекта рассказывал, что вдохновлялся не только одноимённым фильмом Майкла Крайтона (хотя, конечно, парки и восставшие машины пришли оттуда), но ещё и поведением NPC в компьютерных играх.
Недаром, в отличие от оригинала, в сериале значительная часть сюжета первых сезонов подана со стороны роботов, которые раз за разом переживают одни и те же события.
А придумывал им сценарии Роберт Форд (Энтони Хопкинс), который как раз доказывал, что такие герои должны быть достаточно индивидуальными, чтобы посетитель/игрок/зритель увидел в них личность. Тогда он втянется в сюжет. И именно это авторы «Мира Дикого Запада» (сериала, а не парка) и сделали с Долорес и Мэйв.
В четвёртом сезоне эта идея выходит на новый уровень. Вместо Форда вводят Кристину (бывшую Долорес в исполнении Эван Рейчел-Вуд). Подобно Нео в четвёртой «Матрице», она работает сценаристкой игр и создаёт NPC. А на самом деле придумывает «жизни» всех окружающих её людей.
Вот только Форд наблюдал за своими творениями со стороны. А Кристина сама живёт в сюжете, который сама же и создаёт. То есть теперь «Мир Дикого Запада» показывает, что творец неотделим от своего произведения. Невозможно рассказывать о чём-то, не переживая это лично. И о чём теперь говорят авторы? О создании сюжетов.
Линия Калеба и Мэйв: самоповторы и новые уровни
Как часто при просмотре долгоиграющих сериалов зрители жалуются, что авторы ушли в самоповторы? Мол, сценаристы ленятся и просто переписывают одни и те же сюжеты с разными второстепенными персонажами.
А теперь вспомните, как во втором сезоне «Мира Дикого Запада» герои попадали в парк, имитирующий Японию. Там они встречали свои полные аналоги, которые разыгрывали ровно те же сюжеты. И дальше сценарист этого парка честно признавался, что его поджимали сроки, нужно было придумать хоть что-нибудь. Например, сплагиатить чужую историю.
Ну прямо как в реально существующих сериалах: первый сезон разрабатывают несколько лет, а потом как хочешь, но за год-два нужно придумать новые эпизоды. Вот и берут стандарты, которые мелькали в других сериалах.
В четвёртом сезоне это обыгрывают ещё лучше, снова подводя к тому, что популярное произведение неизбежно смешивается с реальной жизнью.
Калеб и Мэйв оказываются в новом парке в атмосфере США 1920-х. И… там снова происходит такое же ограбление, а андроиды произносят те же фразы. А потом герои становятся свидетелями того, как роботы восстают и нападают на работников парка. То есть снова повторяют сюжет первых сезонов.
Вот только теперь это часть развлечения: авторы взяли трагическое событие и превратили его в очередной аттракцион. Примерно как в реальном мире истории разных катастроф или преступлений адаптируют в кино или сериалы.
Линия Бернарда: Поиски идеального сценария
Ну а здесь уже совсем просто. Бернард в третьем сезоне погрузился в «Возвышенность» и провёл в ней много лет. За это время он пережил множество жизней и смоделировал все варианты развития событий. Зрителю показывают очередную версию с наиболее удачным финалом.
Если совсем упростить, Бернард теперь тоже сценарист. Как авторы любого сериала (вероятно, и «Мира Дикого Запада») он перебирает разные варианты и решает, какой лучше показать зрителю.
В жизни же так не сделаешь, а вот в кино или на бумаге — вполне.
Третий и четвёртый сезоны: франшиза без франшизы
И ещё одна интересная тема. С третьего сезона «Мир Дикого Запада» ругали за то, что этот сериал теперь не про парки развлечений, а про антиутопическое будущее. И я тоже поначалу на это ворчал. А потом прочёл где-то один разумный комментарий.
Представьте, что «Мир Дикого Запада» закрылся после второго сезона. А третий вышел бы с другим заголовком. Например, «Мир будущего» (так назывался сиквел оригинального фильма). Тогда бы все хвалили спин-офф, который расширяет мир оригинала, но при этом сохраняет свою атмосферу: другое место действия, а в центре сюжета новый герой.
Четвёртый сезон продолжает эту тему. Причём упомянутая выше ирония над самоповторами намекает, что продолжать оригинальный сюжет было бы глупо, пришлось бы снова пересказывать знакомые истории.
И получается, что создатели «Мира Дикого Запада» просто… строят франшизу. Как это делают сейчас чуть ли не все. Просто они создают её в рамках одного сериала. Не факт, что это хороший подход, но уж точно ироничный.
Ещё раз повторю, что это — моя трактовка нового сезона. Но именно при таком восприятии «Мир Дикого Запада» выглядит более искренним. Хочется верить, что авторы сериала действительно решили чуть больше рассказать о себе.