В «Блондинке» с Аной де Армас даже красивый секс вызывает дискомфорт — это жуткий триллер, а не жизненный байопик

Делюсь эмоциями от нового фильма о жизни знаменитой Мэрилин Монро.

«Блондинка» от Эндрю Доминика — режиссёра фильмов «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и «Ограбление казино» — ещё до релиза выглядела своеобразной провокацией.

С одной стороны, картина основана на мрачном романе Джойс Кэрол Оутс, в котором не просто пересказывали биографию Мэрилин Монро, а скорее пытались раскрыть ощущения травмированной актрисы, попутно обличая жестокость шоу-бизнеса тех времён.

С другой, все кадры и трейлеры, рекламировавшие релиз, обещали невероятной красоты стилизацию. А слухи об обилии откровенных сцен лишь подогревали интерес зрителей.

Но оставался главный вопрос: как такое может сочетаться? Тот же Баз Лурман, даже пытаясь говорить в «Элвисе» о подлости продюсеров, всё равно склонялся к клиповому шоу и развлечению, поэтому трагедия жизни певца быстро вылетала из головы. Неужели в «Блондинке» судьба Мэрилин тоже потерялась за красивой стилизацией под старое кино?

Оказалось, нет. Точнее, оказалось, что Доминик поступил ровно противоположным образом. Совершенно неожиданно в его фильме красота постановки и особенно сексуальность лишь подчеркивают жестокость реальности. И это, пожалуй, лучший ход в подобной истории.

Увы, проблем у нового фильма тоже хватает. Но всё же они вторичны и полностью окупаются изяществом и идеей.

Как и оригинальная книга, «Блондинка» Эндрю Доминика делает акцент не столько на фактических событиях жизни Монро, сколько на её внутренних переживаниях.

Именно поэтому, например, травмам детства Нормы Джин Бейкер (если кто вдруг не знает — это настоящее имя актрисы) уделяют гораздо больше времени, чем появлению псевдонима и образа глуповатой красотки. Хотя, честно говоря, 20 минут на интро — всё же многовато.

По этой же причине сама актёрская деятельность героини мелькает где-то на фоне: вот Монро играет в первом триллере, вот идёт на премьеру «Джентльмены предпочитают блондинок», а вот снимается в «В джазе только девушки». В каждый из этих моментов её заботят совсем другие события.

Основная идея картины — противостояние двух «личностей» известной актрисы: экранной Мэрилин Монро и реальной Нормы Джин Бейкер. А если копнуть чуть глубже — трагедия травмированного человека, которого просто не видят за фальшивым экранным образом.

Да, режиссёр подаёт эту мысль слишком уж навязчиво, но в своей идее она очень хороша: героиня постоянно подчёркивает, что Мэрилин Монро не существует, что вся её публичная жизнь — выдумка.

Сама же Норма Джин отчаянно ищет защиты, пытаясь найти её в отцовской фигуре: достаточно осознать, как в её лексиконе появляется обращение «папочка» — вовсе не с эротическим подтекстом.

Но главное и самое жёсткое проявление этой двойственности — то, как обращаются с тем самым образом секс-символа эпохи. Именно поэтому Доминик и превратил «Блондинку» в невероятно красивое зрелище и позвал на главную роль одну из восходящих звёзд — Ану де Армас.

Портретно она не всегда похожа на Монро, но зато очень точно ловит атмосферу самой картины. Когда фильм копирует классические ленты или кадры хроник, де Армас — глянцевая красавица с яркой и немного фальшивой улыбкой. А вот в более жёстких моментах это изящество работает скорее как оплеуха зрителю.

В картине действительно есть несколько довольно откровенных сцен. Вот только героиня предстаёт обнажённой не ради соблазнения.

Ана де Армас буквально копирует отдельные откровенные позы и движения Мэрилин. Но в это время её персонажа бьют и насилуют. И даже когда она позирует в известном всем взлетающем платье камера скорее «заставляет» зрителя на это смотреть — происходящие до и после этого события создают атмосферу истеричной обречённости.

На эту уловку легко попасться, ведь Доминик показывает всё даже слишком красиво, будто сексуализируя и новую экранную Монро следом за настоящей. Но на самом деле мог сработать только такой подход.

Без красоты, глянца, нарочитой сексуальности Аны де Армас и затянутой сцены с платьем зрители просто не увидели бы в этой истории ту Мэрилин Монро, которую все мы знаем по экранным образам. Мало того, «Блондинка» как бы помогает смотреть на неё глазами современников, обманчиво нормализуя эту грубость и пошлость.

Но нужно быть совсем загрубевшим, чтобы не увидеть: откровенность, пусть даже и красиво поставленная, призвана доставлять не наслаждение, а лютейший дискомфорт. С определённого момента «Блондинка», вроде и не меняя визуальный стиль, вовсе превращается из драмы в параноидальный животный триллер, от которого физически неприятно.

Фильм погружает в мир травмированного страдающего человека, живущего под постоянным прицелом публики и постепенно сходящего с ума от чувства незащищённости и одиночества. А камеры продолжают снимать, а публика продолжает радоваться.

Справедливости ради, возможно, стоит добавить чуть критики. Меня, например, смутило, что при всей красоте в фильме слишком часто меняется стиль съёмок: скачет ширина кадра, появляется и пропадает цвет, камера снимает то статично, как в классическом кино, то дёргается и следует за героями.

Кажется, что вместо выбора одного стиля в картину попытались закинуть буквально все приёмы. Ну и почти трёхчасовой хронометраж наверняка многих смутит — автору далеко не всегда удаётся удержать напряжение, и провалы в действии слишком заметны.

Но всё это, как я уже сказал в начале, вторично. Сама грубая идея, завёрнутая в праздничную оболочку, окупает практически все недостатки. «Блондинка» — максимально жестокий фильм, который обманывает зрителя привлекательными кадрами, а потом окунает в пучину безумия.

А потом у меня возникла мысль: а смогу ли теперь смотреть с такой лёгкостью старые картины с Мэрилин? Точно ли получится их воспринимать такими же простыми комедиями? Пока не знаю, надо проверить.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#блондинка #netflix #мнения #обзоры #анадеармас.

 

Источник

Читайте также