В бесконечной степи никто не услышит твой крик: обзор сериала 5:32

Внезапно, триллер-антология по-казахски.

В бесконечной степи никто не услышит твой крик: обзор сериала 5:32

«Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям»

Коран, Сура 5. Трапеза, 32-й аят.

У меня есть странное пристрастие: я очень люблю документалки и подкасты про серийных убийц, маньяков и так далее. Периодами, у меня все рекомендации на YouTube бывают заполнены видео о нераскрытых преступлениях, пропажах без вести или пробежками по биографиям самых «выдающихся» личностей этих категорий. По какой-то причине, очень интересно гадать о мотивах преступлений. Что должно произойти в жизни человека, какой удар был нанесен его психике или что вспыхнуло в разуме Homo Sapiens, что он начал совершать то, что прославило его если не на весь мир, то в рамках страны или хотя бы города.

В основном, это просто расставленные истории по хронографии событий: родился, жил, натворил дел, был пойман и получил по заслугам. Есть, конечно, много исключений из правил, где истории гораздо более закрученные, но если это именно видео о конкретном преступнике, то сценарий такой. Но однажды, я наткнулся на автора с канала Faust21century. У него есть видео как об отечественных, так и зарубежных преступниках, а так же цикл о потенциальных нераскрытых сериях пока еще не пойманных серийниках России. Оказалось, что автор является судебным психиатором, и зачастую, кроме пересказа био, он добавлял официальные заключения судмедэкспертов, а так же собственный психологический разбор конкретного преступника.

Обычно, я включаю такие видео как подкаст (господь, храни YouTube Vanced) , для фона при пользовании общественном транспортом, и в тот раз на автопроигровании запустилось видео о сериале 5:32. Ну какой-то казахский сериал, про каких-то там маньяков. Видео спасло только то, что в тот момент неудобно было его переключить. Но по итогу, благодаря ему, я посмотрел один из лучших сериалов, что я видел в этом году.

Собственно, сабж.

Но начинать я рекомендую с самого сериала. Маньяки тут как «монстр недели» из Секретных материалов: основной сюжетке знание о них не вредит, но детективную историю смотреть менее интересно. А вот вернуться к ролику уже после просмотра — самое то, тем более осознавать, что это не полностью выдуманные персонажи. Хоть дисклеймер и говорит, что «по мотивам», но при сравнении реальных дел и эпизодов сериала, точность достаточно четко ощущается.

Я про него вообще ничего не слышал и прошел бы он мимо меня, но баллы на КП подсказали, что это было бы ошибкой.

«А с виду можно определить, кто маньяк, а кто нет?»

Начианается сюжет с того, что молодой следователь приезжает к непонятному мужику в запое, у которого жизнь явно не задалась. Он сообщает, что его начальство отправило его за Рахимовым Шалкаром, за помощью в расследовании, но что-то пошло не так, и между ними возникает перепелка. На великом и могучем! Это кстати, эдакая фишка сериала: все персонажи матерятся при любом удобном случае. Ну, профессия тяжелая, так что не осуждаю. Правда, в английских субтитрах его почти вырезали, что забавно. Иногда, речь переключается на казахскую, а на экране появляются русские субтитры — плюс 10 к антуражу и самобытности.

Следователь кидает Шалкару папку с материалами дела, из которой выпадают фото, которые напоминают главному герою подчерк дел из прошлого. Понимая, что это шанс поймать преступника, который оставался на свободе, он выбегает из дома, останавливает следователя и просит его отвезти к начальству. После этого сериал делится на две линии повествования: рассказы или воспоминания Шалкара из времен, когда он тоже был следователем из спецотдела, специализирующимся на поиске маньяков, некрофилов, каннибалов и так далее, и ветка в настоящем, эдакое роуд-муви, с перерывами на обсуждения героями из начала этих самых рассказов. Визуально они поделены так: флэшбеки — соотношение сторон 16:9, настоящее — широкоугольный объектив и соотношение сторон 21:9.

Кстати, о визуале — выглядит все красиво: виды степей, работа с фокусом и отличный цветокор — все выглядит на приличном уровне, так и не скажешь, что сериал бюджетный. Декорациями выступают интерьеры раннего пост-советского периода, вечно нищие и полуразрушенные, а так же недостроенная куча домов, утыканных тут и там, которые смотрят на тебя пустыми глазницами окон. Вечно нищие деревни, дома в которых освещают лишь свечки. И даже в городе ты не будешь в безопасности, ибо не освещенные улицы таят в себе угрозу за любым ушлом. Ну и великолепные виды степей и гор Казахстана, которые готовы стать любому, кому повезло нарваться на не того человека, последним пристанищем. Эдакий вайб безнадеги от «Настоящего детектива», только с привкусом вкусом бывшего КССР. Главное, чего я боялся, что это будет обычный сериал про ментов в духе НТВ, но рад был ошибиться.

Музыка тоже подобрана замечательно: порой это наигрывания на струнных с восточным колоритом, порой саундтрек отсылает напрямую к «Джокеру» и музыке Хильдур Гуднадоуттир, и что интересно, в моментах показа именно злодеев типажа «беды с башкой». Кажется, это было сделано намеренно, но подходит к ситуациям отлично.

Иногда есть технические огрехи, вроде «белых» ночей в лесу, где явно стоит и долбит прожектор на съемочной площадке, или иногда сильно выделяющихся резиновых конечностей жертв в кадре, но это условности. Главное — есть отличная история, где основная арка тянется сквозь все серии, и локальные сюжеты в каждой серии о поимке очередного убийцы.

Незаменимых не бывает

Жизнь хороших парней полна проблем, связанных с работой — постоянный стресс, риск быть убитым или потерять коллег на задании, гонки со временем при поиске очередного ублюдка. Сколько они курят в сериале, я даже боюсь представить — если вы не видите персонажа с сигаретой в кадре, возможно, вы переключились на что-то другое. В отделе так же работают: Думат (Кобыланды Болат), его лучший друг ГГ, и по совместительству его напарник, ухаживающий за парализованным отцом; патологоанатом Алихан (Жалгас Жангазин), любящий покурить над телами; босс Олжас Кайратович (Ержан Джаманкулов), который как бы тот еще мудак, но когда нужно — понимающий мужик и готов прийти на помощь. Актеры отыгрывают прекрасно — для российского зрителя нет знакомых имен, и это скорее плюс, потому что от них минимум ожиданий. На этом фоне все смотрятся отлично, а когда доходит до эмоций, прямо так и хочется сказать — верю. Особый респект обоим Шалкарам — молодому (Абильмансур Сериков) и старому (Марат Амираев). Благодаря им, понимаешь, что такая работа может сломать любого. От молодого и заинтересованного в работе, герой проходит путь через все круги ада, постепенно теряя контроль над собой, и доходя до калеки, не представляющего себя без бутылки. Да и работу он долгое время не оставлял — из-за чувства ответственности, и как мне кажется, потому что не видел себя никем другим по жизни. А делал то, что у него получалось лучше всего — ловил тех, кто охотился на других людей.

Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы

Кстати, о них. Сериал в начале каждой (ну или почти) серии показывает злодея и не строит особой загадки для зрителя, что играет ему на руку — играть в «Скуби-Ду» надоело бы за 12 эпизодов. Ты находишься с жертвами в момент преступления, не в силах им ничем помочь, видишь, как следователи подбираются зачастую очень близко, и сопереживаешь им, чтобы скорее раскрыли дело и остановили это безумие.

Опять же, почти всех «плохишей» актеры отлично отыграли. Чувак из общежития, одноногий дед на мотоцикле, художник-гурман — мое почтение. Некоторые образы будто повторяются, но скорее так кажется из-за схожих дел.

Злодеи почти все именно «черное», и лишь в паре серии было что-то похожее на «серую мораль», но и там как-будто не дожали. Они все убивают либо из-за проблем с психикой в лучшем случае, либо просто ради удовольствия, либо замести следы после изнасилования, а порой — чтобы вкусно покушать. Кстати, я бы на вашем месте за этим сериалом не ел. Вообще. Я пару дней не мог на жаренную картошку с мясом смотреть, а к покупным чебурекам до сих пор отношусь с опаской. Гуро в сериале много, но как я писал выше, иногда отрубленная рука или нога палится слишком сильно, что на резиновая, и сразу становится не так мерзко, а порой и смешно. Ну и если вы смотрите «Поле чудес», с вами что-то не так, это я к слову.

Вот тут-то ты и прокололся

Но у сериала так же есть проблемы. Начнем с вещей на «любителя».

Недавно я начал везде замечать одно слово, которой раньше редко использовалось, но теперь оно стало модным и молодежным. «Хтонь». Вот именно так можно описать настроение данного сериала. Вечно пьющие люди, живущие в халупах, мат, мрачность самого сюжета и чернуха на уровне «Груза 200» — не всем такое понравится.

Хронологически, серия может идти более-менее ровно, а следующая скачет из конца в середину, оттуда в начало и обратно в конец повествования. Авторский ход понятен, типа собираем пазл из кусочков, но когда начинают с этим заигрываться, может раздражать.

Далее, уже личные минусы:

Некоторые моменты СУПЕР-притянутые за уши. Полицейские то и дело выезжают только в 2,3, ну 4 человека на захват опасного подозреваемого. Ну как-то совсем не серьезно, даже делая скидку что сюжет происходит только после распада Союза.

Какое-то запредельное количество маньяков на квадратный километр. Я как понял, действие просиходит в небольшом городе и его области (100-200 км) , и по такому количеству убитых за сериал людей, возникает диссонанс. Все же прототипы действовали на всей территории страны, а тут как будто Аркхем выпустили на свободу.

Главным действующим лицам не хватает предыстории. Они достаются по крупицам, если вообще есть, и по факту, мы про их прошлое знаем довольно мало (если говорить про флешбеки) . С помощью нее, можно было бы сопереживать персонажам еще сильнее.

Я все же надеялся на более положительный финал. Последние минут 5 немного лишние в истории, и без них бы вышло даже сильнее. С другой стороны, все получили то, что заслужили.

Последнее задание

Если вы давно хотели посмотреть хороший детективный сериал в духе первого сезона «Настоящего детектива», с интригующей историей, где не церемонятся с жизнями персонажей, где самое страшное зло — это человек посреди темной улицы или случайный попутчик — попробуйте посмотреть хотя бы первую серию. Уверен, вы не пожалеете. Тем более, весь сериал доступен на ютьюбе в оффициально плейлисте по ссылке, правда, жестоко порезанный цензурой, но вы можете найти его на других, кхем, ресурсах без нее. Режиссер Алишер Утев большой молодец, ему стоит немного отточить свой стиль, и я надеюсь, что мы еще услышим о нем в рамках данного жанра.

P. S. Первая попытка в лонг наверное все же комом, если смогли одолеть, просьба отписать в комментариях, что можно поправить в будущем. Спасибо.

 

Источник

Читайте также