«В 40 лет жизнь только начинается»: как Голливуд борется с эйджизмом в киноиндустрии

И какую роль в этом сыграет продолжение сериала «Секс в большом городе».

«В 40 лет жизнь только начинается»: как Голливуд борется с эйджизмом в киноиндустрии

Проблема возрастного потолка существовала в кино всегда, но только недавно на неё стали обращать пристальное внимание и пытаться с ней бороться. Казалось бы, обсуждение возраста и внешности актёров постепенно становится дурным тоном. Однако новость о возвращении на экраны «Секса в большом городе» вновь всколыхнула проблему эйджизма.

Как русский интернет отреагировал на возвращение сериала и какие вопросы к создателям шоу появились у голливудской прессы? Рассказываем об особенностях эйджизма по-голливудски и что на самом деле приносят фильмы с возрастными актёрами.

Чего хотят женщины в продолжении «Секса в большом городе»

Первые слухи о возвращении на экраны культового сериала «Секс в большом городе» появились ещё в декабре 2020 года. Истинные фанаты встрепенулись, а все остальные были уверены, что это очередной подогрев к премьере какого-нибудь фильма с участием одной из актрис легендарной четвёрки.

В июне 2021 года в своём инстаграме Сара Джессика Паркер, исполнительница роли Кэрри Брэдшоу, опубликовала снимок с актрисами сериала и подписала, что они снова вместе. Однако на фотографии к посту отсутствовала Ким Кэттролл, игравшая в сериале роль Саманты. Как позже официально подтвердили представители телеканала HBO, актриса отказалась участвовать в продолжении шоу.

С того момента сообщения о том, кто вернётся на экраны и как выглядят актрисы сейчас, появляются в интернете с завидной регулярностью. Многие зрители скептически отнеслись к новости о продолжении «Секса в большом городе». Тем более, что оба фильма, вышедшие после закрытия сериала, хотя в прокате и не провалились, но оставили у публики разочарование от увиденного.

Телеканал HBO предпочёл с аудиторией объясниться и объявил, что не собирается переделывать сериал.

Они не пытаются рассказать историю, где персонажи опять переживают свои 30 лет. Это вообще история о женщинах в их 50 и они имеют дело с ситуациями, с которыми сталкиваются люди в свои 50.

Кейси Блойс

программный директор HBO

Премьера «Секса в большом городе» состоялась в июне 1998 года. Для того времени шоу стало революционным — главными героинями сериала стали не молоденькие девушки, а тридцатилетние женщины, у которых, оказывается, тоже была разнообразная и насыщенная жизнь. Впервые сериал был посвящён женщинам после тридцати, которые не ставят целью своего существования замужество или рождение детей.

На момент первого сезона, по сюжету, трём героиням было за тридцать, а одной (Саманте) — вообще уже за сорок. Все они были умны, красивы, талантливы и успешны. Каждая занималась любимым делом, сама себя обеспечивала и была независима от мужчин. Они ходили на свидания, занимались сексом и иногда влюблялись.

Только у одной из четырёх подруг (Шарлотт) была мечта выйти замуж, все остальные героини отказывались от уз брака даже когда им предлагали. Но несмотря на всю практичность и местами циничность главных персонажей, все героини были, в первую очередь, за любовь.

Неожиданным, но показательным стал момент в сериале, когда Кэрри, после нескольких лет знакомства, получает предложение о замужестве от идеального, по мнению зрительниц, героя — Эйдена. Но она отказывает ему, потому что любит другого, хотя с ним, как она уверена, у неё нет будущего. И это, когда ей за тридцать, её «часы тикают» и «шансы на замужество тают с каждым годом».

В фильме «Секс в большом городе» Саманта разрывает отношения с красивым молодым любовником Смитом, потому что не собирается строить семью, а хочет обрести былую свободу и принадлежать только себе. Многие зрительницы не оценили таких поворотов сюжета и долго обсуждали неразумность главных персонажей.

Сериал стал прорывом на телевидении, впервые героини были независимы, самостоятельны, но при этом привлекательны и без вычурного налёта феминизма, чем заслужили популярность и среди мужской аудитории.

Позже многие пытались копировать «Секс в большом городе» и публика увидела сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Город хищниц», «Помадные джунгли», «Любовницы» и многие другие. Но такой популярности никому больше добиться не удалось.

Несмотря на громкий успех и отличную репутацию, в 2004 году зрители были вынуждены попрощаться с любимой четвёркой. Никто не знает, почему на самом деле сериал был закрыт после шестого сезона. Пресса упоминала разные версии: напряжение между актрисами, которое достигло своего апогея, финансовая конкуренция между Сарой Джессикой Паркер (Керри) и Ким Кэттролл (Саманта), усталость сценаристов и многие другие.

Официальная причина звучала так — создатели шоу хотели уйти на пике популярности. И, стоит отметить, им это удалось: финальный эпизод посмотрели 10,6 миллионов зрителей. Рейтинг серии был одним из самых высоких для кабельного телевидения.

В то время как молодая аудитория была огорчена закрытием, зрительницы — ровесницы героинь злорадствовали, что знаменитая четвёрка «наконец-то угомонилась». Современные американские журналистки вспоминают тот момент.

Я обсуждала шоу с маминой подругой. Я сказала ей, что была огорчена окончанием сериала. Она ответила: «Ну, они должны были закончить его. Ты сама понимаешь почему». Это был 2004 год… Со смакованием от крушения чужих мечт, она объяснила: «Они слишком стары». Что означало: они не могут больше спать с незнакомцами, пить до 3 утра, оголяться. Она выглядела очень удовлетворённой, что время наконец-то догнало четвёрку, как будто это что-то доказывало для неё самой.

Сония Сарайя

журналист издания Vanityfair

За двадцать лет многое изменилось — женщина после тридцати без разнарядки выйти замуж и родить ребёнка уже никого не удивляет и не шокирует. Может быть поэтому после двух не самых удачных фильмов-продолжений, сценаристы готовы снова рискнуть. Когда-то они уже совершили прорыв, рассказав о том, как живут тридцатилетние, а сейчас пришло время показать насыщенную жизнь пятидесятилетних.

Чего ждут СМИ от продолжения сериала

У западной прессы, получившей подтверждение запуска съёмок, сразу же возникли вопросы. В первую очередь, всех волновало отсутствие на площадке одной из заклятых подруг — актрисы Ким Кэттролл. Авторы объяснили, что в сериале всё как в реальной жизни: друзья приходят и уходят.

Дружба исчезает и новая дружба появляется. Так что я думаю, это характерно для жизненных этапов, реальных этапов.

Кейси Блойс

программный директор HBO

Однако в новых сериях подруг будет по-прежнему четыре. Компанию трём уже известным героиням составит актриса Николь Ари Паркер. Она сыграет персонажа по имени Лиза Тодд Вексли.

Ещё один вопрос, уже не раз всплывавший в прессе — это наряды: во что будут одеты главные героини, традиционно служившие иконами стиля. Известные журналисты разделов моды признали, что и на этот раз актрисы могут стать законодательницами стиля, только уже для женщин средних лет.

Чем больше я думаю о стиле этих трёх, которым уже за пятьдесят, тем больше мне кажется, что это именно то, что нужно индустрии моды. Я всегда утверждала, что отрасль виновата в том, что возрастным покупателям предлагаются только скучные, безопасные варианты в одежде… Я уверена, взрослые модницы с удовольствием поддержат этот проект.

Бейрбри Пауэр

журналистка издания Independent

Интересно, что российская пресса совершенно по-другому отреагировала на новость о возвращении героинь сериала на экраны. «Седину и морщины уже не скрыть. Первые кадры со съемок продолжения “Секса в большом городе”», — пишет журнал Starhit. «Фанатов “Секса в большом городе” ужаснул первый кадр сериала-продолжения», — информирует читателей газета «Версия». «Секс или климакс в большом городе? Зачем старым сериалам дают вторую жизнь», — задаётся вопросом портал news.ru.

В отличие от официальных изданий, другие медиа слов не подбирают, предлагая переименовать сериал в «Менопаузу в большом городе» и называя героинь «старыми клячами». В комментариях в русском сегменте интернета читатели преимущественно удивляются идее создателей снимать продолжение про женщин за пятьдесят и критикуют актрис за то, как они выглядят на съёмочной площадке.

Ничего удивительного в эйджизме русской публики нет. Достаточно вспомнить любимые советские фильмы, на которых выросли поколения зрителей. В рязановской «Иронии судьбы или с лёгким паром» откровенно обсуждается возраст главной героини Нади. Если вспомнить сюжет, то Лукашин открыто говорит ей: «Тридцать четыре? А семьи всё нет. Ну, не получилось. Не повезло. Это бывает». Или в телефонном разговоре Галя спрашивает Надю про возраст и заключает: «Последний шанс».

Крест поставила на себе и героиня «Служебного романа» «мымра» Калугина, произнося эмоциональный монолог о своём тотальном одиночестве:

«А вечера!.. Если б вы знали, как я боюсь вечеров! Если бы вы знали… Засиживаюсь на работе допоздна, пока вахтёр уже не начнет греметь ключами. Делаю вид, что у меня масса работы, а на самом деле просто мне некуда идти. Что дома? Дома, дома! Дома только телевизор. Я, видите, даже собаку не могу завести, потому что её некому будет днем выводить. Вот и все дела. Конечно, у меня есть друзья, есть знакомые, но у всех семьи, дети, домашние заботы… Вот видите, превратила себя в старуху. А мне ведь только 36».

Чуть ли не единственным фильмом, который давал в советское время женщинам надежду, был «Москва слезам не верит». Герои в нём оптимистично утверждали, что «в сорок лет жизнь только начинается». Тем не менее, когда актриса Вера Алентова, сыгравшая в фильме Катю Тихомирову, снялась полуобнаженной в картине «Зависть богов», только ленивый не напомнил ей про возраст. К слову, на тот момент актрисе было 58 лет, что лишь на два года больше, чем Саре Джессике Паркер сейчас.

Мало пишут интересных возрастных ролей, и для актрис это большая проблема. В том числе и в сценарном виде. Если требуется сыграть просто маму или бабушку героя из серии «сядь да поешь», то таких ролей тоже не предлагают. Понимают, что это меня вряд ли заинтересует. При этом я совершенно не претендую на главные роли. Это может быть небольшая работа, но там обязательно должен быть кусочек хвоста чёрта, за который можно зацепиться и создать запоминающийся характер.

Вера Алентова

актриса

Многие актрисы после пятидесяти столкнулись с отсутствием ролей и интересного материала. В 2005 году зрителей потрясла смерть Натальи Гундаревой, ей было всего 56 лет. За несколько лет до этого актриса увлеклась пластическими операциями и экстремальными диетами, которые ослабили её здоровье и привели к инсультам. Как писала пресса, на радикальные изменения Гундарева шла ради новых ролей.

Эйджизм по-голливудски

К эйджизму в Голливуде относятся довольно серьёзно и посвящают ему целые исследования. Ежегодно подсчитывается процент возрастных актёров и актрис, занятых в киноиндустрии. Так, в 2020 году на долю актрис среднего возраста выпало 36% женских персонажей, у которых в сценарии вообще были слова. И только в трети (29%) всех картин основные роли сыграли артистки после 50 лет.

Мы видим несколько зрелых актрис и предполагаем, что эйджизм в Голливуде снизился. Но если ваша фамилия не Стрип или МакДорманд, шансов, что вы работаете в кино, немного.

Марта Лаузен

исполнительный директор Центра изучения женщин на телевидении и в кино при Университете штата Сан-Диего

При этом сама Мэрил Стрип, которая в Голливуде считается эталоном возрастной актрисы, сильно сомневалась, что её карьера вообще продолжится после сорока лет.

Я помню, как мне было около сорока и я думала, что каждый фильм может стать для меня последним.

Мэрил Стрип

актриса

Подобные мысли одолевали актрису в конце 1980-х— начале 1990-х. А в 2015 году в одном из интервью Мэгги Джилленхол призналась, что ей 37-летней открыто отказали в роли, потому что она была слишком «стара» для 55-летнего партнёра.

Это меня поразило, заставило чувствовать себя плохо, потом рассердило, а потом рассмешило.

Мэгги Джилленхол

актриса

Джилленхол не стала уточнять, по чьей инициативе её не взяли на роль. А вот актриса Джейми Денбо, известная по сериалу «Оранжевый — хит сезона», оказалась куда более откровенной. В 2017 году она возмущённо пожаловалась в Твиттере на то, как проходила кастинг. Она не упомянула название проекта, но раскрыла информацию, что по сценарию у неё должен был быть 18-летней ребёнок.

Мне только что сообщили, что я в свои 43 года СЛИШКОМ СТАРА играть жену 57-летнего персонажа. В реальной жизни настоящей жене актёра как минимум 50. Но этот придурок хочет на экране быть женатым на 38-летней. И внимание… я СЛИШКОМ СТАРА быть матерью 18-летнего ребёнка. Кроме того, по сценарию, это его первый брак, а не новая жена, что имело бы хоть какой-то смысл.

Джейми Денбо

актриса

Издание Upworthy отреагировало на возмущение актрисы и попыталось проанализировать ситуацию в эйджизмом в кино. Однако к статье была прикреплена старая фотографии Денбо, на что актриса печально пошутила:

«Если быть честным, то этому фото около пяти лет. Если бы я выглядела, как на нём, возможно меня бы и утвердили на роль».

Ничего удивительного в этой тенденции нет. Сухая статистика говорит о том, что только актрисы из топ-листа, такие как Джулия Робертс, Николь Кидман или Анджелина Джоли, могут рассчитывать на получение романтической роли с мужчинами одного с ними возраста или даже младше себя.

Это не равные условия игры. Вы нечасто увидите женщин в возрасте после 60 лет, исполняющих романтические роли, но вы смотрите, как мужчины в возрасте шестидесяти играют романтические роли с партнёрами, которые на несколько десятков лет их моложе.

Джессика Лэнг

Одним из ярчайших примеров служит Ричард Гир. Ещё в «Красотке» в 1990 году актёр снимался вместе в Джулией Робертс, которая на 18 лет моложе его. Разница с Вайноной Райдер в «Осени в Нью-Йорке» уже составила 22 года. С Летицией Кастой в «Порочной связи» Гира разделяет 29 лет.

Похожим списком может похвастаться и Харрисон Форд. Почти везде, где ему приходилось играть романтические отношения, его партнёрши были заметно младше него: Мелани Гриффит в «Деловой девушке», Энн Хеч в «Шесть дней, семь ночей», Мишель Пфайффер в «Что скрывает ложь».

Актрис помладше ищут для исполнения ролей романтических увлечений в фильмы с Томом Крузом, Дензелом Вашингтоном, Бредом Питтом, Джорджем Клуни и многими другими актёрами высшего эшелона.

Занявшись изучением эйджизма, киноведы проанализировали голливудские фильмы, вышедшие с 1920 по 2011 год и пришли к выводу, что тридцатилетним актрисам досталось только 40% всех главных ролей. А сорокалетним уже в два раза меньше — 20%, тогда как мужчины заполучили 80% ведущих ролей в снятых фильмах.

Недавним примером яркого проявления эйджизма по-голливудски служит фильм Дэвида Финчера «Манк», вышедший в 2020 году. Картина рассказывает о судьбе сценариста Германа Манкевича. Заметную роль в его биографии сыграло знакомство с актрисой Мэрион Дэвис. В реальной жизни оба персонажа были одногодками, а вот в фильме — Манкевича сыграл 62-летний Гэри Олдмен, а Дэвис — 33-летняя Аманда Сайфред.

Поэтому эйджизм по-прежнему остаётся всё же женской темой. Само киносообщество доказывает это вновь и вновь. Примером служит и кинопремия «Оскар». Среди номинантов на награду на 92-ой церемонии в 2020 году в пятёрку лучших актёров, исполнивших главные роли, попал возрастной Джонатан Прайс. В категории «лучшая роль второго плана» четверо из пяти номинантов оказались мужчинами за 60: Том Хэнкс, Джо Перси, Аль Пачино и Энтони Хопкинс.

В тот же год среди женщин, претендовавших на «Оскар» за исполнение главной роли, не было ни одной актрисы после 60, — и только Кэти Бэйтс получила номинацию в категории «за лучшую второстепенную роль».

Возрастные актёры в современном кино

По официальной статистике, в голливудской киноиндустрии наиболее востребованы двадцати-тридцатилетние актрисы. А вот мужских ролей больше всего получают актёры в возрасте от 30 до 50 лет. Режиссёры часто винят в этом сценаристов, которые не пишут интересные сюжетные линии для женщин после сорока.

Когда актриса Эми Полер готовилась к своему режиссёрскому дебюту, она внимательно изучила, о чём снимают кино про сорокалетних. Оказалось, что в большинстве случаев героини, по сценарию, переживают горе или страдают от одиночества.

Женщины после сорока и пятидесяти, которых я знаю, невероятно интересны, остроумны, забавны и делают миллион дел одновременно. Можно рассказать множество историй, в которых нет потерь или страха остаться одной. Кризис среднего возраста для мужчины такой: он покупает шикарную машину, спит с кем-то сильно моложе его, проводит сумасшедшие выходные и понимает, что он ещё всё может. И я даже не знаю, какой существует женский вариант.

Эми Полер

актриса, режиссёр

Поэтому свой первый фильм «Винная страна» Полер сняла на манер «Мальчишника в Вегасе». По сюжету, компания подруг за сорок приезжает в небольшой винный городок отметить пятидесятилетний юбилей одной из них. Героини решают расслабиться и отдохнуть, но ситуация быстро выходит из-под контроля.

Режиссёр и продюсер Райан Мерфи, известный по сериалам «Части тела», «Хор», «Американская история ужасов» и другим, также в 2016 году заговорил об эйджизме. В одном из интервью он резко прокомментировал статью в газете Washington Post, которая констатировала:

Для женщин 40 лет — это время заката. Когда актриса достигает сорока, она теряет доступ примерно к трём четвертям главных женских ролей в фильмах.

Мерфи назвал это «смехотворным» и пообещал запустить новое шоу для актрис после сорока. В 2017 году зрители увидели сериал «Вражда», сюжет которого рассказывал о конфликте между голливудскими актрисами 30-40-х годов прошлого века Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис, который разразился в разгар съёмок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?».

Главные роли в шоу сыграли Джессика Лэнг и Сьюзан Сарандон, которым на тот момент было уже под 70. Среди основного каста вообще не было актёров младше сорока лет.

В шоу играло восемь женщин старше сорока. Все они восхитительны и все они каждый раз настолько ошарашены, что кому-то есть до них дело, и это трогает меня больше всего. Они такие: «Серьёзно? Ты заинтересован во мне?» И каждый раз они мне это говорят. Кэти Бэйтс, Джессика (Лэнг) снова и снова. И да, я заинтересован в них.

Райан Мерфи

режиссёр, продюсер

Возрастные актёры на деле доказывают, что ещё могут приносить своим боссам большие деньги и ценные премии. Актриса Джейми Ли Кёртис сыграла главную роль в слэшере «Хэллоуин» в 2018 году, когда ей было почти 60 лет. Она установила рекорд среди актрис после 55 лет — картина в свой первый уикенд собрала 77,5 миллиона долларов.

В фильме «Отец» 2020 года средний возраст актёрского каста составил 52 года. Это не помешало картине быть представленной в шести номинациях на премию «Оскар». Фильм получил две награды, одну из которых забрал Энтони Хопкинс, ставший в свои 83 года самым возрастным номинантом в категории «за лучшую мужскую роль» за всю историю премии. Претендовала на награду и 47-летняя Оливия Колман, правда, она осталась без статуэтки.

Возможно, на ситуацию с эйджизмом повлияет продолжение «Секса в большом городе» под названием «И просто так…». Его премьера намечена на осень 2021 года. В сериал из десяти эпизодов вернутся почти все знакомые лица, включая близких друзей и любимых мужчин главных героинь. Также известно, что сценарий будет максимально приближен к сегодняшнему дню, а значит, сюжет не обойдётся без упоминания коронавируса. Остаётся надеяться, что создатели не стали использовать пандемию, чтобы объяснить отсутствие Саманты в кадре.

#ипростотак #сексвбольшомгороде #истории #лонг

 

Источник

Читайте также