"Уроки фарси" (2020) Режиссёр: Вадим Перельман

«Сколько слов ты знаешь, столько в тебе людей»

"Уроки фарси" (2020) Режиссёр: Вадим Перельман

Мне сказали, что однотипное начало надоело. Я услышал.

Ни обзор, ни критика, только мысли.

Кстати о мыслях, мне кажется, что мысли переоценены.

Для меня это был неожиданный, но интересный выбор. Когда впервые услышал о нём, то от чего-то в душе было чувство, что этот фильм будет похож на «Собибор» с Хабенским, который вроде и понравился моментами, но в то же время он кажется мне неровным и сотканным из разных сценариев, которые не вяжутся друг с другом.

Короче, я не строил надежд на новый «Список Шиндлера», который горячо люблю с треском на сердце, но всё же завязка была капец какой любопытной.

Пленённый нацистами, еврей прикидывается персом, чтобы его не расстреляли, а потом, оказывается, что один немецкий офицер ищет себе перса, чтобы он научил его своему языку, потому что хочет переехать в Иран и сделать там свой ресторан.

Тут сразу с ноги врывается Хичкок и говорит «пахнет мощным саспенсом, смотри немедленно«.

Конечно же я не посмотрел сразу, от чего мне безумно жаль ведь это охренеть какой мощный фильм!!!

Но давай по порядку. Мы ничего не знаем про этого парня, кроме того, что он боится смерти от рук нацистов из-за самого факта своего существования. Эту безумно жутко и больно. Именно этот фактор сразу задаёт сопереживание главному герою, помогая погрузиться в эту историю, в которой буквально я сам чувствовал себя участником истории. Я не знал о его прошлом и совершенно не знал о его будущем, но базовые элементы героя есть и у меня уже есть фундамент для того, чтобы мне не было плевать на него.

Проходит примерно пять или шесть минут фильма и тут ПОВОРОТ. Его вместе с другими евреями хотят расстрелять, но он падает в обморок, а после говорит, что он перс! Книга на фарси, которую он выменял за бутерброд у одного из беженцев, подкрепляет его легенду. При этом, весь этот ключевой момент выполнен длинным кадром с приближением к главному герою, чтобы показать насколько важным является этот момент, после которого фильм просто бешенным темпом мчится дальше!

Ещё несколько минут и узнаю, что немецкий офицер ищет себе перса для обучения фарси. Напряжённый момент актёрской игры новоявленного перса, в которой станиславское «не верю» равно смерти.

Ещё несколько минут, парень выдумывает слова на персидском и всё ничего, условие приемлемо: 4 слова в день. Но офицер дал ему нереальное задание: написать 40 слов! А ведь их ещё надо запомнить, чтобы не выдать свою ложь. Он должен всегда и наизусть знать текст этой пьесы, но как придумать и выучить столько слов?

И знаешь, что он делает?! Он берёт слова из слогов имён и фамилий заключённых, которые ему доверили писать в учётную книгу, вместо немецкой рядовой.

Он нашёл способ как легко придумать и запомнить слова, но в то же время он запоминает и имена заключённых. И, знаешь, ЭТО ОХРЕНЕТЬ КАКОЕ ЧЕХОВСКОЕ РУЖЬЁ!!!

И вот постоянно, постоянно, постоянно эта история подкидывает препятствия и ставит палки в колёса главному герою, чьё единственное оружие — хитрость. Я восхищён тем, насколько сильно и трепетно Перельман использует все возможные приёмы, чтобы нагнать напряжение и я просто в шоке, что он смог грамотно и гармонично ввести ироничную составляющую в фильм, чтобы даже в столь страшной истории были сладко-грустные моменты.

Я бы хотел особо выделить те моменты, когда главный герой и немецкий офицер говорят на выдуманном фарси. В них я чувствую какую-то острую пронзительность между реальным миром, в котором я нахожусь и тем, что на экране. Будто они сливаются вместе.

Я не понимаю ни слова, но в то же время подсознательно понимаю что они имеют в виду, как в те моменты, когда моя мама с бабушкой переходят на татарский и лишь каким-то инстинктивным образом я понимаю о чём они говорят.

Просто поразительно.

Если говорить про главную тему, то само собой фильм ни разу не «Список Шиндлера». В нём лишь доля отображения той жестокости и насилия, что совершали нацисты над евреями. Я понимаю, что это было нарочно сделано, чтобы сконцентрироваться на личности главного героя и его вынужденного «ученика», но считаю, что данный мотив мало затронут.

Возможно, это правильно, потому что не так много фильмов вообще есть, которые могут встать в ряд с историей Спилберга, и стоит искать иные истории, чтобы люди, наконец, услышали их. Например, история, в которой главный герой наказал нациста тем, что тот до конца жизни будет помнить имена убитых евреев.

А ещё, знаешь, я вот что думаю: есть ли вообще какой-то смысл мериться степенью жестокости в фильме? Не думаю. У каждой истории свой язык. Кстати, о языке… Языке изображения.

Если говорить про изобразительные решения, то тут тоже всё совершенно иначе. Спилберг нарочно использовал документальную съёмку для отображения тех страшных событий, в то время как оператор «Уроков» Владислав Опельянц больше сторонник именно художественно решения сцен с картинными цветами и перспективой, что иногда отдаёт картинами Рокуэлла Кента, чья живопись просто влюбила в себя при первой встрече в Эрмитаже, зимой 21-ого года.

Иногда я ловил диссонанс, что это может быть неправильно рассказывать о столь жутком периоде с такой изобразительной выразительностью, но потом подумал, что в этом нет проблемы, если повествовательно он способствует раскрытию истории, что, по факту, он и делает!

В общем, я понимаю, что ты можешь не захотеть смотреть этот фильм из-за тяжести темы. Всё в порядке, это нормально и, возможно, сейчас для тебя это не тот фильм, который нужен, но когда наступит момент и ты посмотришь его, то знай, что ты совершенно не пожалеешь!

Это замечательное кино, которое пронизано светом, вырвавшемся из боли. Это безумно напряжённая и безумно сильная история, из-за которой ты не сможешь уснуть до часу ночи, пока не досмотришь до конца. Это действительно пронзительно и после неё невозможно отделаться от мысли, что даже когда мы бессильны и когда нет возможностей противостоять стихии, мы не бессмысленны и от наших поступков зависит финал этой пьесы.

После него я вспомнил старую восточную пословицу, которая заиграла совершенно иными красками: «Сколько языков ты знаешь, столько в тебе людей».

Порой, достаточно и слов, чтобы запомнить людей.

Трейлер:

Приятного просмотра!

Если тебе понравился текст, то приглашаю тебя в свой канал в Телеграмме или в группу в ВК. Там для тебя будет куча интересного.

Мой канал в Телеграмме: тыкай сюда

Моя группа в ВК: или тыкай сюда

 

Источник

Читайте также