Универсальный менеджер приложений (игр)

Любителям Linux-like систем наверняка приходилось устанавливать приложения по найденным руководствам в сети. В итоге описание оказывалось устаревшим/нерабочим, и для получения конечного результата приходилось собирать по крупицам и сводить воедино сведения из различных источников для «похожих» ОС. Иногда вам везло и все заводилось с первого раза.

Либо пытались поиграть в свою любимую игру детства, где для запуска важно установить нужную версию Wine с правильными настройками, или пошаманить с монтированием образов в Dosbox…

Предлагается очередной способ решения подобных проблем.

Для игр существует, конечно, единственный правильный способ — установка Windows на отдельный диск. Но в мире насчитывается 1.3 миллиарда PC-геймеров. Из них — пользователи MacOS (3%) и Linux (1%) — 50 миллионов человек. Поэтому эта статья для них.

Сегодня существует огромное разнообразие средств, упрощающих установку и запуск игр и, скорее всего, вы уже нашли все любимые игры детства на Steam и давно наслаждаетесь ими в своем Ubuntu. Но не все так просто. Например, любителей старых Point-n-Click адвенчур ждет разочарование: очень многих шедевров нет в наличии ни у одного дистрибьютора (distributor) видеоигр.

Дистрибьюторов можно условно разделить на:

Универсальные:

  • Steam — сервис цифровой дистрибуции, изначально для игр и апдейтов от Valve, но позже расширен и для других разработчиков;
  • GOG — платформа дистрибуции видеоигр и фильмов, подразделение CD Project (которые Ведьмак и Cyberpunk), расположенное в Польше;
  • Humble Store — онлайн магазин игр.

Узко-специальные:

  • Origin — игры Electronic Arts;
  • Uplay — игры Ubisoft;
  • Epic Games Store — игры Epic Games;
  • Blizzard’s Battle.net — игры Blizzard.

Дружественнее всех зарекомендовал себя GOG. Именно они предоставляют игры в т.н. DRM-формате. Но, в последнее время, их инициатива с Galaxy клиентом тоже попахивает неудобствами и привязками.

Все основные дистрибьюторы поставляют собственные мульти-платформенные клиенты.

Разнообразие клиентов породило дополнительную прослойку абстракции для конечных пользователей — т.н. менеджеров игр (game managers). Вот самые известные из них:

  • PlayOnLinux/BSD/Mac
  • Lutris
  • Homura

Менеджеры игр, в свою очередь, используют т.н. запускатели (runners) для запуска на конечном устройстве пользователя, иногда с дополнительными прослойками (например, Vulkan для Wine).

Основные запускатели:

  • Wine — эмулятор Windows
  • Dosbox — эмулятор DOS
  • ScummVM — виртуальная машина для многих старых квестов
  • Эмуляторы консолей

PlayOnLinux/BSD/Mac

Пациент скорее мертв. Судя по активности на github, четвертая версия давно мертва, а пятая никогда не родится. Хотя, кто его знает…

Достоинства:

  • Приличная база поддерживаемого софта и игр.

Недостатки:

  • Оборачивает исключительно Wine;
  • Кодовая база не обновляется;
  • Вся логика построена на полусотне функций адового bash-скриптинга;
  • Новые скрипты принимаются через веб-форму (ссылку на сайте найти не удалось).

Lutris

На сегодняшний день — лидер и стандарт для Linux.

Достоинства:

  • Ansible-like скриптинг;
  • Добавление игр из gog и steam аккаунтов одним кликом.

Недостатки:

  • Вся база с играми вынесена на отдельный полузакрытый сервер;
  • Неудобная форма для добавления новых скриптов (нет версионности и т.п., решение по добавлению выносит непонятный комитет);
  • Поддержка только Linux;
  • Создает отдельный Wine-префикс для каждой новой игры (а они довольно увесисты);
  • Нет клиентского API, отсюда UI довольно уныл;
  • Нет возможности установки из образов (актуально для старых игр).

Homura

Пошли по граблям Lutris-а, сделали решение исключительно под одну ОС (в данном случае FreeBSD), адовый bash-скриптинг внутри, при этом небольшая база с играми. Также непонятно с добавлением игр.

Разработаем свою собственную систему, удовлетворяющую следующим критериям:

  • Расширяемость;
  • Гибкость;
  • Функциональность;
  • Кроссплатформенность.

В первую очередь, необходимо избавиться от недостатков существующих решений, для этого реализуем следующий функционал:

  • Удобство добавления новых игрприложений. Любой пользователь может без труда добавить поддержку нового софта через github репозиторий;
  • Отказ от серверной части. База с приложениями должна быть частью самого менеджера и обновляться вместе с ним;
  • Предоставление удобного APICLI для создания сторонних UI;
  • Отделение изменяемых данных (например, save-ов для игр) от остальных ресурсов приложения;
  • Предоставление базовой возможности инсталляции с медиа-носителя. Важно для редких старых игр, которых не найти через онлайн дистрибьюторов, зато относительно легко найти их медиа-образы;
  • Никакой черной магии в скриптах, каждый шаг должен быть понятен без изучения исходников.

Нечто способное объединить и заменить apt в Ubuntu и pkg в FreeBSD (и при этом еще обладать возможностями Lutris).

Предлагается реализовать всю систему на базе Ansible и его мощной скриптовой поддержкой в виде плей-буков (playbooks). Почему Ansible? Хотя бы потому, что для достижения всех вышеназванных целей вам в любом случае придется разработать свой собственный Ansible-like движок, а это весьма затратно по времени.

Полученное решение (yag) выложено в свободный доступ на github.

Рассмотрим примеры добавления новых игр в базу.

Ace Ventura Pet Detective

Старая, мультяшная Point-n-Click адвенчура. Распространялась на 1CD.

Для добавление поддержки создаем папку в ports/games со следующей структурой:

aceventura:
    tasks:
        install_image.yml
        main.yml
        run.yml
    info.yml

Структура остается на усмотрение автора, обязательными являются лишь info.yml (описание игры) и main.yml (точка входа). Код можете посмотреть в репозитории, опишу лишь суть.
Установка производиться с помощью команды:

yag install aceventura --source=/path/to/CD1.iso

В install_image.yml передается путь к образу (/path/to/CD1.iso), где производится распаковка и копирование. Источником может быть как исполнимый файл с GOG-а (конкретно этой игры там нет), так и любой другой формат носителя.

Запуск:

yag run aceventura

Игра требует наличия save-ов в основной папке, поэтому запускающий скрипт (run.yml) копирует save-ы из постоянного хранилища и запускает wine с правильными параметрами. При выходе новые save-ы копируются обратно в хранилище. За сейвами во всех играх нужно внимательно следить и не забывать их сохранять (save your saves), создавая символические ссылки там, где это возможно. Также для запуска именно этой игры нужно включить virtual desktop:

- wine:
    exec: "{{ app_folder }}/Ace.exe"
    virtual_desktop: "800x600"

Обо всех поддерживаемых параметрах модуля wine читайте здесь.

Bad Mojo (redux)

Тоже классика, в которой вам предлагается вжиться в роль милой букашки.

Структура папок аналогична первому примеру:

badmojo_redux:
    tasks:
        main.yml
        run.yml
        install_image.yml
        install_innosetup.yml
    templates:
        BADMOJO.j2
    vars:
        main.yml
    info.yml

Здесь уже поддерживается несколько вариантов установки:

yag install badmojo_redux --source=/path/to/CD.iso

  • запустит install_image.yml (распаковка CD образа)

yag install badmojo_redux --source=/path/to/badmojo_gog_setup.exe

  • запустит install_innosetup.yml (распаковка GOG-овского innosetup exe-шника).

Игра требует точного указания путей к ресурсам, поэтому создаем Jinja-совместимый шаблон конфига (BADMOJO.j2).

Запуск:

yag run badmojo_redux

Как видите, внутри скриптов нам доступна вся мощь Ansible, к тому же мы можем спокойно дописывать свои модули.

Другие примеры можно посмотреть здесь

Недостатки

И все-таки Ansible — это в первую очередь про развертывание микросервисов на «тысячах нод». Использовать его для локальной установки игр, а тем более заменять им apt/pkg, с одной стороны, забивание гвоздей микроскопом, но с другой, если вся необходимая функциональность имеется — почему бы и нет? Более того, недостаток может легко превратиться в достоинство при реализации, например, онлайн сервиса видеоигр, где развертывание приложений на удаленные сервера станет необходимостью (кстати, если кто-то умеет звуквидео в VNC — пишите в личку, есть идея для неплохого стартапа).

Следствие главного недостатка — задержки при выполнении скриптов. Не критично при инсталляции, но может раздражать при запуске.

Также для добавления новых приложений требуется опыт в написании Ansible-playbooks. Но этого не избежать в любом подобном менеджере. А здесь вы хотя бы сможете применить полученные знания в другой области (к примеру, устроиться на работу в сферу devops).

Возможности

Описанный подход открывает много возможностей. Выше упоминалось о полноценной замене apt/pkg во всех дистрибутивах всех ОС. Согласитесь, было бы здорово, если бы, например, для установки Skype вам не пришлось качать deb-файл в Ubuntu, шаманить с pacman в Archlinux или мучиться с эмулятором linux в FreeBSD, а просто выполнить, например:

yag install skype

и получить одинаковый результат в любой ОС.

При этом все скрипты установки для разных ОС версионированы и поддерживаются в актуальном состоянии сообществом пользователей! А мощь Ansible-playbooks позволяет гибко реализовывать любые механизмы добавления в любой ОС.

Теперь самое важное: если вам понравилась идея, важно чтобы именно вы добавили свою любимую игрупрограмму в репозиторий, оформив простой PR на github.

Спасибо!

 

Источник

*nix, ansible, FreeBSD, games, linux, packet manager

Читайте также