В российские кинотеатры с 4 августа добралась новая картина Люсиль Хадзихалилович — супруги, как оказалось в последствии, небезизвестного французского режиссера, родом из Аргентины, повелителя эпилептических вспышек на экране проекторов, Гаспара Ноэ. По счету ее третья полнометражная работа, после «Невинности» (2004) и «Эволюции» (2015).
Синопсис
«Затворника Альберта нанимают присматривать за Мией, девочкой с ледяными зубами. Мия никогда не покидает свою квартиру. Каждый день Альберт готовит ледяные зубные протезы для девочки, точно по расписанию, попутно ловя флешбэки о своем детстве и своей жене. Однажды Альберту говорят, что он должен подготовить ребенка к отъезду.»
Почему «Уховертка»?
Время действия — явно начало-середина XX века в послевоенной Европе. По мимо основной линии, связанной с девочкой и ее опекуном, вплетена дополнительная ветвь повествования, с официанткой Селестой, появление которой ознаменует достаточно необычный и, в духе мужа-режиссера Гаспара Ноэ, перформанс. Как некое напоминание о чувстве вины, перед своей погибшей женой, данная героиня будет преследовать опекуна девочки вплоть до развязки фильма.
Ухо крупным планом в самом начале — привет от «Синего бархата» Дэвида Линча. Что-то от Кронеберга (телесные метаморфозы и ортодонтический аппарат), что-то от Триера (стук колес, уходящего в туман состава) и естественно, куда же без супруга Ноэ (начальные и финальные титры не дадут соврать). Кроме основных референсов, картина целиком и полностью пропитана сновидческим реализмом, ощущением отчужденности, одиночества и осенней хандры.
Фильм снят по одноимённому роману Брайена Кэтлинга, известного британского писателя и художника. Сам автор утверждал, что всё то, что происходит в романе — ему на самом деле приснилось.
Отдельное внимание стоит уделить оператору Джонатану Рикебургу. Кадры завораживают. Нуарные барные заведения, пустынные улицы и архитектуры домов. И все преимущественно в желто-осенней цветовой палитре.
Звуковое сопровождение великолепно. Эпизод с отправляющимся составом, где главные герои закрывают глаза, все дальше и дальше уходя по туманным железнодорожным путям, моментально вводит в транс.
Название насекомого указывает на старое поверье, согласно которому уховёртка способна залезть в ухо спящего человека и прогрызть барабанную перепонку. Режиссер сама дает нам подобную возможность, пробраться в голову главного героя (начальный кадр), хоть и сами насекомые будут продемонстрированы в фильме. Так это или нет — каждый решит сам.
Итого
В своё время Линчу задали вопрос:
«Почему он не экранизирует произведение Кафки?»
На что Линч ответил:
«Было бы здорово, но я не понимаю о чем он пишет».
У Люсиль Хадзихалилович получилось сделать это за него.