Пару недель назад в telegram-канале одной из колонн Парфенона современной русской литературы Аси Шевченко я признался, что вряд ли смог бы нормально учиться на литературных курсах (не только на ерунде вроде «сборник рассказов за неделю», «роман за день», «десятитомник литРПГ за час», но и на серьезных). Эта рецензия на центральную работу популярного литературного тренера Ольги Брейнингер объяснит, почему.
Первые два раздела – о литературных курсах и о личном, поэтому, если вы пришли только за рецензией на «В Советском Союзе не было аддерола», жмите сюда.
Польза скоротечного литературного образования
Литературные курсы – это прекрасный способ продвижения книги в печать, особенно если она хорошая и/или трендовая, поскольку их ведут люди, так или иначе связанные с производством и продажей бумажных изданий. За смешные для Рокфеллеров деньги вы даете прочитать вашу скромную нетленку не опухшему от самотека ридеру, а непосредственно ответреду, продюсеру или даже главреду какого-нибудь издательства, да еще и видитесь с ним лично оффлайн/онлайн и ведете диалог о том, что в вашем дерзновенном труде норм, а что надо чинить и латать. Курсы дают мгновенную обратную связь от центров принятия издательских решений.
То есть смысл литературных курсов не столько в том, что вы там учитесь (художка – не матан; если есть чем воспринимать мир и генерировать письменный код, то бездна практики рано или поздно натренирует ваши нейросети на толковое художественное письмо), сколько в том, что вы там знакомитесь. Ваш живой доношенный текст, трепещущий в холодной хватке опытных литераторов, вскрывают, проводят ревизию внешних и внутренних органов, объясняют вам как перепуганному родителю, какие органы лишние, а какие недоразвитые, и рекомендуют, например, сшить ножки вместе, потому что в этом сезоне мода на русалочек. Регулярно требуют сжечь мацерированный набор букв и больше никогда не засорять ноосферу мертворожденными плодами вашего разума. Но вместе с тем о вас узнают и запоминают.
В худшем (для всех) случае вас запомнят как назойливого бесперспективного графомана, в среднем – как человека, чью книгу в принципе можно издать, если вы проделаете работу над ошибками и попадете со своей историей в какой-нибудь тренд. В лучшем случае, то есть когда вы написали нечто бессмертное или остропопулярное, рукопись могут сразу купить для публикации, а если почему-то не срастется, что в книжном бизнесе не редкость, ее будут пристраивать в другие издательства или в крайнем случае советовать писать еще в ожидании, когда звезды сойдутся и на такие тексты появится платежеспособный спрос. Так что, уважаемый самодеятельный сочинитель, для воплощения творений в регулярных бумажных тиражах записывайся на литературные курсы подходящих тебе контор, абсорбируй опыт профессионалов, плачь в подушку и обрастай связями.
Как говорит мудрый симулякр русского мафиози с YouTube-канала Grim Hustle, CRUSH YOUR EGO TO ZERO. Литературные курсы – то место, где это непростое простое правило действительно работает. Спустись с башни из слоновой кости, творец, и лично поклонись издателю, если не хочешь продавать себя сам. Да, и конечно курсы очень полезны, если по восприятию мира и генерации письменного кода вы середнячок: преподаватели дадут вам лекала, по которым можно собрать годящуюся для издания книгу. К художке сейчас очень низкие требования по владению словом, живости авторской мысли и офигительности историй, главное – взять правильную тему и показать ее под правильным углом, а на курсах как раз о том и рассказывают, что с точки зрения издательств считается сейчас правильным, то есть обещающим продажи текстом.