Угасающее пламя: обзор фильма «451 градус по Фаренгейту»

В тексте возможны спойлеры и неоднократные восклицания, что книга лучше.

В жизни каждого успешного кабельного канала или стримингового сервиса наступает момент, когда необходимо разбавить бесконечный поток сериалов фильмами. Компания HBO снимает свои собственные картины, художественные и документальные, начиная с 80-х годов прошлого века. Некоторые из них выходят достаточно хорошими, а некоторые годятся лишь для однократного показа и последующего вывоза на свалку истории.

20 мая состоялась премьера нового фильма компании. Да еще какого! Экранизации бессмертной классики Рэя Брэдбери, которая переносилась в формат кино лишь один раз – в далеком 1966 году. Однако, что-то пошло не так. После помпезной премьеры фильма, красной дорожки и даже показа на Каннском кинофестивале, «451 градус» получил очень низкие оценки как профильной прессы, так и зрителей. Разбираемся, действительно ли с картиной все так плохо.

Гай Монтаг (Майкл Б. Джордан) работает «пожарным» в тоталитарной Америке будущего, где правительство приказывает сжигать книги дабы не допустить распространения в обществе ненужных мыслей. Причина – «опасение» за счастье нации. Долгое время нашего героя такое расположение вещей не беспокоило, и он с удовольствием превращал литературные шедевры в горстки пепла. Однако, после беглого общения с девушкой по имени Кларисса (София Бутелла) и неприятного инцидента в рабочее время, Монтаг начинает задумываться о причинах подобных действий. И почему он эти действия поддерживает. Вдобавок, все осложняется тем, что за героем постоянно наблюдает капитан пожарной бригады Битти (Майкл Шеннон), многие годы заменявший герою родного отца.

Адаптация любого классического произведения для реалий XXI века – настоящая головная боль для всех участников съемочного процесса. Перед сценаристами и режиссерами стоит задача найти компромисс между сохранением действительно важных, определяющих моментов оригинала и тем, что можно выпустить из виду, полностью удалив из фильма или заменив своими собственными идеями.

Главная проблема экранизации «451 градуса» образца 2018 года состоит в том, что режиссер Рамин Бахрани и его съемочная группа чересчур сильно сосредоточились на удалении, изменении и расширении исходного материала, почти полностью забыв об основных идеях, событиях и катализаторах, которые влияют на Гая Монтага и подталкивают его к совершению тех или иных действий. Хуже того, все происходящее на экране до боли напоминает первый эпизод типичного сериала HBO. По манере постановки, операторской работе, визуальной составляющей и происходящим событиям.

Рассмотрим на одном примере.

Читатели, которые не понаслышке знакомы с работой Брэдбери, наверняка обратили внимание на странную формулировку в характеристике Битти: «заменявший герою родного отца». В оригинале капитан выступает в качестве этакого всезнающего локального зла, которое готово на все, чтобы уничтожить проблему на корню. Ему не требуется никакого родства с главным героем для прочтения мыслей и намерений последнего, поскольку протагонист ведет себя очень предсказуемо, а также совершает откровенно глупые поступки. Персонаж существует в этом комфортном для себя мире, ни убавить, ни прибавить. Фильм же чересчур сильно пытается провести параллели между Монтагом и Битти на почве их родства, пусть и не кровного. Но зачем? Чтобы добавить элемент обязательной сериальной драмы и серых оттенков в их отношениях? Видимо, да. Однако, забегая вперед, скажем, что именно этот расклад приводит к концовке, которая разительно отличается от оригинальной. Не в лучшую сторону.

Но Битти еще повезло! Такие персонажи как Милдред (жена главного героя), престарелый профессор Фабер и вовсе удалены из сценария. Следовательно, многие ключевые сцены, которые намертво врезаются в память при чтении романа, здесь упущены. «Но должны же авторы экранизации привнести что-то свое» – воскликните вы. Нечто, способное заполнить образовавшуюся пустоту человека, читающего данную статью, но все еще планирующего посмотреть картину.

К сожалению, если посмотреть на «451 градус» с этой стороны, то здесь также далеко не все однозначно.

Фильмом предпринимается попытка показать вариант будущего, наиболее приближенного к нашей реальности. Вместе с книгами сжигаются и фильмы, и музыкальные диски. Сожжения транслируются в прямом эфире на весь город в формате ТВ-шоу, в котором «пожарные» – главные звезды со своей армией фанатов. Соответственно, каждую серию такого «сериала» сопровождают лайки, репосты и комментарии. Для нагнетания атмосферы ненависти общества к книгам зрителю демонстрируют процесс сожжения книг в школьной аудитории под одобрительное уханье детей. Мрачновато? Скорее да, чем нет. Но зачем?

Роман Брэдбери, кроме всего прочего, хорош тем, что ему очень идет некоторая недосказанность. Мы не знаем подробности жизни общества и буквально ходим в темноте, от одного тлеющего уголька к другому, а Монтаг является нашим проводником. Согласитесь, это более выигрышная атмосфера для мрачного произведения-антиутопии, сконцентрированном вокруг личности одного человека. В фильме же нам предоставлен совершенно необязательный контекст, который не прибавляет практически ничего, кроме сравнений с «Черным зеркалом». Разумеется, не в пользу «451 градуса».

Про эту вторичность можно было забыть в случае интересного применения всего концепта. К примеру, в книжной сцене с забегом Монтага через весь город. Однако, здесь нет и этого. Вся социальная подоплека не играет ровно никакой роли в сценарии, а упомянутый побег занимает всего несколько секунд хронометража.

Как бы не хотелось, но избежать небольшого разговора об актерской игре не удастся. Впрочем, про главных действующих лиц нельзя сказать ничего плохого. Они играют. Жаль только, что интересного материала для интерпретации здесь практически нет. Ото всех монологов остались лишь обрывки, которые в основном произносит Майкл Шеннон. Признаем, произносит он их достаточно неплохо.

Если говорить о главном герое, то никакого запоминающегося развития его личности продемонстрировано не было. Никакой убедительной смены картины мира. Никакого душевного и морального надлома. А это, на секундочку, чуть ли не ключевая идея и цель первоисточника. Более того, основываясь на увиденном, зритель не раз и не два может подумать, а с чего бы такому фанатику в исполнении Майкла Б. Джордана после пары обрывистых фраз захотелось заниматься самокопанием и начать читать книги, вместо того, чтобы сжигать. И да, здесь тоже не обошлось без семейной драмы, связанной с детством.

Партию Клариссы постигла участь изменения и расширения, чтобы, видимо, соответствовать духу времени. Вместо школьницы старшего возраста с необычным взглядом на мир, которая подталкивает Монтага навстречу, кхм, приключениям, мы имеем вполне себе взрослую неформалку, которая, сюрприз, становится любовным интересом главного героя. Кажется, более поверхностного прочтения персонажа просто не существует в истории экранизаций. София Бутелла положение не спасает.

На самом деле, современная трактовка «451 градуса по Фаренгейту» представляет собой целое непаханое поле для тех, кто выискивает все возможные недочеты фильмов. Придраться можно буквально ко всему: отсутствию ключевых комплексных сцен, глобальному плану сопротивления режиму, а также измененной концовке. Данная экранизация является полным антиподом всему тому, что Брэдбери высказывал в своем произведении. Зачем снимать фильм с хотя бы небольшим смысловым багажом оригинала, если можно просто представить неплохую картинку с кособокими аллюзиями на современный мир.

Возможно, если бы новое прочтение «451 градуса по Фаренгейту» было исполнено как мини-сериал (хотя бы в 3 эпизода), то многих проблем удалось бы избежать: приблизить персонажей к зрителю, развить предложенные идеи с социальными сетями, а само действие сделать более осознанным.

К сожалению, в этой реальности мы имеем лишь полуторачасовой фильм, напоминающий по своей структуре первый эпизод сериала. Картина нещадно уничтожает целые куски оригинального произведения и не предлагает ничего взамен. Если вы все-таки решили ознакомиться с современной трактовкой классики, то можете попробовать распознать все книги, которые сожгли герои за 96 минут хронометража. Это гораздо интереснее и познавательнее происходящего на экране.

 
Источник: DTF

Читайте также