В XXI веке сложилась парадоксальная ситуация: рынок аркадных автоматов в Японии не только продолжил существовать, но и развивается по сей день. О том, какие игры на рынке аркад есть сейчас (порой — совсем непонятные европейскому игроку) — в новом материале про аркады.
В новый век аркадные платформодержатели вошли с мощностями, близкими к мегагерцам. Оно и понятно: консоли, которые ещё 10 лет назад не всегда справлялись с паралакс-скроллингом, теперь демонстрируют невероятную трёхмерную графику, а на ПК так и вовсе выходят тайтлы с претензией на фотореализм. Аркадное железо стало сдавать свои позиции по мощностям. Но приход нового столетия — это ещё и новые технологии, которых ранее не было в аркадных залах. Разработчикам нужно было привлекать игроков не навороченной графикой, которую они и дома могли увидеть, а новым игровым опытом, которого как раз дома не получить.
При этом в аркадный обиход входят привычные консольным и ПК-игрокам сохранения, реализованные при помощи смарт-карт, у каждого производителя собственная. Sega — Aime, Konami — e-AMUSEMENT PASS, Bandai — Namco BanaPassport (сокращённо ещё называют BaNaPass), Taito — NESiCA. Но в некоторых случаях игры могут поддерживать несколько карт. И кстати, вместо таких карточек можно использовать японский мобильник с поддержкой Osaifu-Keitai. И, конечно, появилась возможность играть по глобальной сети, а не только по локальной. А раз есть связь с интернетом, то и возможности аркад расширяются не только онлайн-игрой, но и другими фичами: например, аркады получают обновления, которые могут содержать новые треки для ритм-игр, новые ивенты. Ближе к десятым годам разработчики стали добавлять в кабинеты выход на мини-джек под наушники, чтобы играть было комфортнее.
Бывают ещё и лимитированные карты
▍ Страсти вокруг карточек
Все же знают, что такое ККИ (коллекционные карточные игры)? Ну, Magic: The Gathering, Yu-Gi-Oh, Pokemon… «Берсерк», на худой конец. Да, те самые карточки, которые вы коллекционируете, обмениваете с друзьями, перепродаёте за баснословные деньги на eBay… А если серьёзно — этих коллекционок много, они довольно популярны и сейчас. Но в начале нулевых японцы додумались скрестить ККИ и аркадные автоматы. Работают они просто: вы покупаете бустеры, как и обычные ККИ, но на карточках помимо артов и описаний есть штрихкоды (с недавних пор стали QR-коды использовать).
Карты сканируются сканером, встроенным в автомат. Что дают карты? Зависит от игры: в каких-то даются чисто косметические изменения (меняется одежда персонажей, например), в каких-то открываются новые способности или персонажи. Но немало игр в принципе завязаны на ККИ. Например, World Club Champion Football. Карточки выпускает всем известная Panini, и тиражи огромные. Игрок создаёт свою команду из разных игроков, у которых разные характеристики, и выкладывает колоду на игровое поле. Автомат карточки понимает и видит их перемещение. Суть геймплея не в прямом взаимодействии с мячом, как в серии FIFA, например, а через самих игроков, управляя их действиями.
Получается своего рода футбольная стратегия в реальном времени. При этом несколько автоматов объединены в одну локальную сеть, а на главном экране могут показывать геймплей. Sega даже пыталась продвигать игру в Европе, но быстро свернула поддержку — лицензии футболистов слишком дорогие. Но WCCF была не единственной в своём роде.
У японцев в принципе любовь к историческому периоду «Троецарствия» и Сэнгоку. Koei (позже — Koei Tecmo) создали несколько серий про эти исторические битвы. Серия Sangokushi (известная в остальном мире как Romance of the Three Kingdoms) — это комплексные глобальные стратегии про смутное время борьбы за власть в средневековом Китае, которые не сильно популярны на Западе, однако последние пару игр выпустили на английском. Nobunaga’s Ambition — всё то же самое, но уже про Японию. Ну и, конечно же, игры в отдельном жанре Musou — экшены, в которых сочетается стратегическая часть (игроку нужно быстро реагировать на разные события на карте) и собственно, сам экшен (игроку нужно сражаться с тысячами врагов, буквально). Две основные серии жанра — Dynasty Warriors и Samurai Warriors: нетрудно догадаться, о чём они.
В 2005-м была выпущена первая версия Sangokushi Taisen по мотивам китайского романа «Троецарствие». Всё так же использовался интерактивный стол, чувствительный к расположению коллекционных карт, всё то же расположение кнопок по бокам (разве что вместо крестовины слева используется трекболл). Жанр всё так же можно охарактеризовать как стратегию с активным перемещением карт по полю. Фактически карты работают по принципу, близкому к тачскрину, только перемещать нужно именно физические карты.
В каком-то смысле новая серия от Sega была ответом Koei: в 2010-м для закрепления успеха выпустили Sengoku Taisen, посвящённую японской истории, а совсем недавно, в 2022-м, вышла Eiketsu Taisen, в которой объединили японских и китайских исторических личностей. Каждая из игр регулярно обновлялась, добавлялась поддержка новых карт и внутриигровых событий. Sengoku и Eikitsu актуальны и по сей день.
Скрещивания ККИ и стратегических игр оказалось очень успешным. В 2008-м Think Garage создали для аркадной платформы Taito Type X2 новый хит — Lord of Vermilion. Стильная, вобравшая в себя частички от Valkyre Profile и Final Fantasy, серия быстро стала популярна. Для PSP вышла Lord of Arcana, спин-офф аркадной серии (с выходом PS Vita игра получит ремейк под названием Lord of Apocalypse).
Была и попытка выйти на ПК-рынок с Lord of Vermilion Arena в жанре MOBA, но дальше бета-теста не пошло. Зато основная серия живёт и здравствует по сей день — в 2017-м вышла полноценная четвёртая часть.
Не менее успешные аркады на карточной основе и у Bandai. Компания выпускает карты и игры по мотивам популярных франшиз. Причём карты выпускаются ещё с восьмидесятых под названием Carddass (да, для англоязычного крайне неблагозвучно, но японцы и английский язык — понятия несовместимые) по мотивам популярных аниме и токусацу (супергеройские сериалы с кучей спецэффектов — наш зритель может знать этот жанр по сериалу Power Rangers). Правда, изначально карты были исключительно коллекционными, но никак не игровыми — всё изменила популярность ККИ по Покемонам и Yu-Gi-Oh. Поначалу это были просто аналоги вышеупомянутых игр на базе популярных аниме и сериалов (One Piece, Dragon Ball, Bleach, Naruto, Gintama, Soul Eater, Fullmetal Alchemist, Kamen Rider, Ultraman, Neon Genesis Evangelion, Sailor Moon и другие), но с 2005-го появились и Data Carddass, в которых уже были записаны определённые данные при помощи штрихкодов, и, соответственно, появились аркадные автоматы, работающие на основе таких карт.
И они всё ещё популярны! Совсем недавно, в 2022-м, от Bandai вышла очередная игра про Гандамов, Mobile Suit Gundam Arsenal Base, и она тоже базируется на ККИ. Локальный тест был успешным, и игра продолжает жить по сей день.
Но надо сказать, что большинство таких игр делаются с упором на мужскую аудиторию. А ведь есть и игры для девочек! Pretty Cure про девочек-волшебниц, PriPara и Aikatsu — про девочек-айдолов. Абсолютно все — ритм-игры. Карточки используются, чтобы одевать героинь в новые платья, например.
В конце концов, японцы дошли до того, что мобильные гача-игры добрались и в аркадные залы. Только вместо виртуальных предметов и персонажей игрокам нужно покупать реальные карты. Kantai Collection и Fate/Grand Order — яркие примеры того, как фансервисные мобильные гачи могут быть успешными и на аркадах.
▍ В такт музыке
Ритм-игры — вообще отдельная тема. И в этой сфере преуспели Konami, создав целое подразделение Bemani, делающее исключительно игры этого жанра, зачастую занимаясь довольно экспериментальными проектами. Guitar Hero не была уникальной на момент выхода: японцы ещё в 1999-м выпустили первую Guitar Freaks. Причём как для аркад, так и для PS1 (благо железо похожее). В том же году выходит и DrumMania — несложно догадаться, что она основана на ударной установке. В 2000-м году выходит уже четвёртая Guitar Freaks, и лишь третья DrumMania, она же в этом году выходит в последний раз, как standalone-кабинет. Только первая «барабанная» ритм-игра не совместима с Guitar Freaks.
Начиная со второй части Кабинеты с этими играми ставили рядом, и они могли работать в сэйшн-режиме, где трое человек могли играть одновременно на гитарах и барабанах. Идея вышла хорошей: вплоть до 2013 года серия так и называлась — GuitarFreaks & DrumMania. Потом произошёл ребрендинг — сейчас эта парочка называется Gitadora (комбинация слов guitar и drum, записанные на японский манер). Gitadora Galaxy Wave — последняя на данный момент игра в серии, вышла в марте этого года.
Справедливости ради, была и третья «инструментальная» серия — Keyboardmania. В качестве контроллеров использовались MIDI-клавиатуры от Yamaha. Правда, выпустили всего три игры: геймеры не оценили такое количество клавиш. И даже несмотря на то, что Keyboardmania могла тоже работать в сэйшн-режиме, позволяя объединять сразу три аркадных автомата, серия вышла не самой удачной.
Про Dance Dance Revolution вы точно слышали — управление ногами при помощи пада со стрелками. Звучит просто, но на деле же простые треки заканчиваются быстро, и аркадный кабинет превращается в филиал спортзала.
Юбилейный, золотой DDR с самой актуальной версией игры — A3
Благодаря успеху серии Konami продолжили экспериментировать с танцевальными аркадами. Dance Maniax 2000 года имела не самую удачную концепцию с сенсорами движения, с помощью которых автомат считывал движения рук.
В том же году выпускают и другую ритм-игру, завязанную на движениях рук — ParaParaParadise, которая была куда ближе к японской культуре. Пара-пара — это японский синхронный танец, зародившийся в восьмидесятые вместе с популярностью евробита. А евробит в Японии — жанр популярный настолько, что Дэйва Роджерса там знают лучше, чем в родной Италии. Ну а диски с подборками евробита выходят по сей день. Надо ли говорить, что идея создать ритм-игру с такой музыкой витала в воздухе? Увы, что Dance Maniax, что ParaParaParadise не прижились: управление было не таким чётким, как на кнопках, а лицензии на евробит-треки — дорогие.
Была попытка сделать ритм-игру на основе… боевых искусств. Martial Beat вот прямо так и называлась. Всё те же датчики движений, но геймплей смещён в сторону ударов. Каким-то образом это недоразумение ещё и на PS1 вышло. Аркадная версия получила лишь одну игру, на PS1 — две. Футажей, на которых бы был показан геймплей в исполнении живого игрока, не сохранилось — разве что есть небольшой ролик с Tokyo Game Show 2001, где очень неловко демонстрируют игровой процесс. Со стороны это смотрится и смешно, и неловко одновременно. Кринж, одним словом. Сильно позже, во времена Xbox 360 была ещё одна попытка выехать на моушн-управлении. На этот раз — при помощи Kinect.
Идея-то классная, вот только выпустили Dance Evolution сначала эксклюзивно для Xbox 360. Для консоли, которая ну очень непопулярна в Японии, да ещё и управляется при помощи Kinect! Боссы Konami вообще видели квартиры большинства японцев? Ну хорошо — а как же западная аудитория? А на Западе популярна серия Just Dance, где треклист состоит исключительно из западных хитов. И танцевать под какую-то японскую попсу будут лишь отаку, которые купят игру ради заводных песен в исполнении милых девушек. Казалось бы — релиз неудачный, но нет: Bemani делают аркадную версию, добавляя в неё треки Kyary Pamyu Pamyu, Morning Musume, AKB48, ClariS. Вкупе это было правильным решением: игроки потянулись к новой аркаде, и она имела определённый успех.
Видимо, вдохновившись каким-никаким успехом Dance Evolution, совсем недавно, в 21-м году, вышла DANCE aROUND — помимо двух камер, помогать отслеживать игрока помогает система отслеживания движений VisionPose, основанная на AI. Эксклюзив для сети Round 1 — скорее всего, из-за сложностей с вводом в эксплуатацию в ковидные времена.
Dancerush Stardom использует панель, котора «понимает» положение ног игрока. Хороший танцевальный саундтрек, стильное исполнение кабинета — новая аркада была приурочена к двадцатилетию одной из самых популярных серий Bemani — Dance Dance Revolution.
Но всё же куда популярнее те серии, где управлять надо кнопками: Beatmania появилась ещё в конце девяностых, но настоящий успех к серии пришёл с релизом Beatmania IIDX. Сложность выросла, BPM в треках — тоже. IIDX наравне с DDR стали символами Bemani: выглядят круто, но обжечься о высокую сложность довольно просто. На 2024 год в серии 31 релиз. У кабинетов имеются слайдеры для настройки звука: да-да, всё верно — вы можете сами настраивать то, как будет звучать музыка из мощной акустики аркадного кабинета. На более современных кабинетах вместо панели слайдеров стоит дополнительный сенсорный экран, на котором тоже могут выводиться те же слайдеры.
А что ещё было у Konami?
Sound Voltex (обычно название сокращают до SDVX) — хардкорная ритм-игра, ставшая успешной, вышла в 2012. Вместо диджейской вертушки — две крутилки по бокам. Ну а скорости в новой игре стали куда выше.
Jubeat — необычная аркада, использующая сетку из прозрачных кнопок 4х4, сквозь которые видно изображение на экране. Да, экран тут не сенсорный, это просто накладная панель с чувствительными к нажатию кнопками. Название сочетает в себе слово yubi (палец) и английское beat.
MÚSECA — ещё один эксперимент от Bemani. Геймплей близок к Sound Voltex, только вместо двух крутилок крутятся тут все пять кнопок, плюс педаль в ногах. Концепт интересный, но схожесть с SDVX не оставила шансов.
Nostalgia — ещё одна попытка сделать ритм-игру на базе клавишного контроллера, на сей раз более удачная. В отличие от Keyboardmania, игроку больше не надо нажимать определённую клавишу, чтобы «поймать» ноту, что сильно упрощает геймплей.
Ну и, конечно же, Pop’n Music. Внешность очень обманчива: выглядят эти аркады как что-то для детей, но на самом деле сложность многих треков сравнима с чем-то из IIDX. Поверьте, от треков с высоким BPM ладони будут болеть точно. Надо сказать, однажды создатели серии таки поняли, что нужно попробовать сделать упрощённую версию для детей, и выпустили Hello! Pop’n Music, где вместо девяти кнопок всего четыре на одного игрока, всего их восемь, в игру можно играть вдвоём. Сложность в этой игре значительно снижена, в том числе и из-за небольшого количества кнопок.
Популярность Bemani в нулевых была такова, что их игры начали копировать: Konami подавала в суд на Harmonix, но у них тогда ничего не вышло. Японцы считали, что американцы нарушили какие-то патенты, но обоим сторонам тогда удалось договориться, и что Rock Band, что Guitar Hero, продолжили выходить. А вот создателям копии Dance Dance Revolution — In the Groove, не очень повезло: игра оказалась слишком похожа на японскую, и Konami таки прикрыла лавочку.
Sega тоже не отставала, делая свои успешные ритм-игры. Правда, без экспериментов: хоть у некоторых игр и есть необычные механики, они не усложняют геймплей, порог вхождения примерно тот же, что и у других игр жанра.
В Ongeki, помимо привычных кнопок, как в других подобных играх, есть джойстик, которым надо перемещать героинь в стороны, уворачиваясь от пуль. Такое вот сочетание шмапа и ритм-игры. Восемь игр в серии, хотя первая вышла не так давно, в 2018-м.
Chunithm схожа с Nostalgia от Bemani, но мало того, что используется сенсорная панель вместо физических клавиш, так ещё и считываются взмахи ладоней вверх.
Ну и как же без Hatsune Miku Project DIVA Arcade? Изначально созданная для PSP, аркадная версия выглядит просто потрясающе и использует помимо известных кнопок с символами Playstation ещё и сенсорный слайдер.
Но самой необычно выглядящей аркадой от Sega, я бы, скорее всего, назвал MaiMai. В русскоязычном сегменте поклонников аркадных ритм-игр серию прозвали «стиралками», да и на Западе таких сравнений не чураются: здоровые белые кабинеты с круглыми сенсорными экранами, вокруг которых большие кнопки. Геймплей сочетает в себе быстрое скольжение по тачскрину с нажатием этих самых клавиш. Саундтреки состоят из японской попсы, анимешных саундтреков, саундтреков из разных игр, в том числе и Ongeki и Chunithm. Ну и свои треки есть, конечно. С 2012 года вышло 23 игры, последняя — буквально в марте этого года.
Надо сказать, что идея с круглым экраном полюбилась и Marvelous. Сделали яркий, стильный дизайн кабинета, взяли за основу платформу Sega ALLS (на которой крайние maimai работают), придумали стильных анимешных маскотов, пригласили музыкантов с лейбла HARDCORE TANO*C (они так-то с Bemani сотрудничают), и выпустили WACCA. В отличие от «стиралок», экран не сенсорный, зато вокруг него здоровая сенсорная панель. К сожалению, несмотря на народную любовь, прожила аркада недолго — с конца 2018 по 2022 год. Пока что аркада всё ещё пользуются популярностью, комьюнити живое. Ну и немаловажно то, что с закрытием офлайна, Marvelous оправдали своё название, выпустив полный саундтрек на трёх CD.
Namco отметились очень крупной серией — Taiko no Tatsujin. Основанная на традиционных барабанах тайко (название буквально переводится как «большой барабан»), довольно быстро она стала популярной. Причём не только на аркадах — барабанчики выходили на PS2, PSP, PS Vita, Wii, Wii U, 3DS, Switch. Треки самые разные — от детских песенок (буквально) до Kurenai в исполнении X-Japan.
Пожалуй, самая простая ритм-игра вышла у Taito: Groove Coaster перебралась со смартфонов, сохранив геймплей, но поменяв немного управление. В оригинале оно, конечно же, было на тачскрине, но на аркадах управление производится при помощи здоровенных джойстиков. В общем, просто, но привыкание вызывает.
▍ Гоночные аркады продолжают жить
Sega Naomi стала очень популярна, но для некоторых игр всё же пришлось выпустить Naomi 2 в 2001 году: хоть игр для неё было не так много, но какие они были! Эксклюзивная целл-шейдинговая аркада Wild Riders дала старт серии Initial D: Arcade Stage. Да, до этого момента были на PS1 и Saturn консольные Initial D, но они не шли ни в какое сравнение с новыми играми, которые имели совсем иной, более качественный геймплей. Всего вышло 10 игр в серии, последняя — в 2021 году с подзаголовком The Arcade. Из всех аркад на консоли портировали только три из них: Initial D: Special Stage для PS2 (Arcade Stage 2), Street Stage для PSP (Arcade Stage 3) и Extreme Stage для PS3 (Arcade Stage 4).
За год до Arcade Stage 3 выходит ещё одна, не менее захватывающая гоночная аркада — F-Zero AX. Причём выходит вместе с версией игры для Nintendo Gamecube, сама же AX работает на новой платформе Triforce, которая, в свою очередь, является полной копией Gamecube. У автомата имеется даже разъём для карт памяти от консоли для сохранения прогресса, который можно переносить между аркадной F-Zero AX и домашней GX. А ещё у делюкс-версии кабинета F-Zero было подвижное кресло, передававшее все столкновения. Круче только Cycraft-версия кабинета, которая работала и с F-Zero, и с Initial D Arcade Stage 3: внешне он напоминал скорее вертолёт, подвешенный за лопасти. Кабина двигалась во все стороны, имитируя движение болида в игре.
Всё на базе того же Triforce была выпущена Mario Kart Arcade GP. Ситуация забавная: на нинтендовском железе, которое использовала Sega, Namco сделала игру по нинтендовской же франшизе! Причём весьма годную — в разные годы вышло три части.
Про Daytona USA знают многие. Про вторую часть, вышедшую ещё в девяностых на Model 2, знают куда меньше людей. Но вот про то, что первую часть практически один в один перенесли на платформу RingWide — и это несмотря на то, что железо хоть и слабое (процессор — Celeron 440, 1 Гб ОЗУ и Radeon HD двухтысячной серии со 128 Mб памяти), но вполне может тянуть игры вроде Operation G.H.O.S.T. Правда, не стоит удивляться тому, что порт носит название Sega Racing Classic — к тому времени разработчики потеряли право на использование торговой марки Daytona в Японии. Зато не потеряли это право на Западе: в 2017, силами британского и Китайского подразделений, на западный аркадный рынок была выпущена Daytona Championship USA. Выглядит аркадный кабинет красиво, но не ведитесь, это обман, чтобы набрать денег! Игра выглядит очень бюджетно, словно пришелец из девяностых. Да и играется так себе.
Из хороших игр есть Outrun 2. Новая игра вышла просто замечательной. Сохранив рецептуру оригинальной игры 1986 года, AM2 создали новую идеальную аркаду. Графика, саундтрек, геймплей — всё идеально выверено. Впервые в серии удалось получить лицензии сразу на 8 автомобилей Ferrari. Игру делали под Chihiro — аркадное железо, основанное на оригинальном Xbox. Только год спустя Outrun 2 добралась до самого Xbox, зато получила поддержку широких экранов. Позже игра получит новые переиздания как в рамках аркад (правда, переедет на Lindbergh — железо, которое представляет собой привычный ПК, в разных конфигурациях имея в качестве ЦП либо Pentium 4, либо Celeron, а в качестве ГП — Geforce либо шестой, либо седьмой серии, ну и гигабайт ОЗУ в любой из сборок), так и на консолях (там и вовсе выйдет версия Coast 2 Coast, где надо не только быстро проехать весь курс, но и развлекать девушку).
Выходит и продолжение раллийной серии — Sega Rally 3. В качестве платформы — Europa-R (Pentium D 945, 8 Гб ОЗУ, Geforce 8800). Разработка аркадной версии шла параллельно с Sega Rally Revo для консолей: фактически отличие было одно — аркадная версия работала в 60 fps, против 30 в домашней версии.
Sega Race TV — гоночная аркада, которая прямо кричит, что она сеговская. Из-за аркадной эксклюзивности о ней мало кто знает.
Одной из последних игр, в заголовке которых есть Sega, стала World Drivers Championship. Современная графика (платформа ALLS UX работает на базе процессора Intel Core i5 6500, GTX 1070 и 16 Гб ОЗУ), динамичный геймплей — хорошая гоночная аркада!
И раз уж упомянул про одну популярную серию про уличные гонки, то стоит упомянуть и про другую: Wangan Mignight. Может она и невзрачная, но вполне популярна в Японии. Вот буквально в апреле 2024 выходит обновлённая шестая часть.
Рельсовые шутеры — всё то же, что и в девяностых, только ещё круче. Серия House of the Dead имела три сиквела: третья часть с разницей в месяц выходит сначала на аркадной Chihiro, а затем и на Xbox. Высокие оценки прессы, большая популярность у игроков — сиквел вышел спустя три года, и целых шесть лет оставался аркадным эксклюзивом Lindbergh, пока не появился на PS3 в 2012 — и то, только в загружаемом виде. А вот последняя, пятая игра в серии имеет подзаголовок Scarlet Dawn, и обзаводиться домашней версией, кажется, не торопится. Делюкс-кабинет не только пугающе выглядит, но и хорошо работает на погружение: 55-дюймовый экран, пятиканальная акустика и воздушная пушка. Ну и да — выглядит сама игра очень неплохо, ведь сделана она на движке Unreal Engine 4.
2 Spicy — ещё один достойный рельсовый шутер, не получивший домашнюю версию. А жаль: шесть играбельных персонажей, каждый со своей историей. На прохождение всей игры за всех героев уйдёт более двух часов, что делает игру одной из самых продолжительных аркад.
Luigi Mansion Arcade сделана по мотивам одноимённой нинтендовской серии. В Японии она вышла в 2015, тогда как до американского рынка добралась лишь в 2017.
В предыдущем материале я уже рассказывал про R360 — аркадный кабинет от Sega, вращающийся на все 360 градусов. Так вот: в 2013-м компания вспомнила про этот кабинет, и на его базе построила новый R360Z специально для игры Transformers: Human Alliance.
Но были в истории и совсем уж странные релизы. Если вы думаете, что Konami начала чудить со своими франшизами лишь в десятых годах, то нет. Как вам Silent Hill Arcade — рельсовый шутер по мотивам? Даже какой-то небольшой сценарий придумали, и графика вполне ничего. Вот только уместность создания подобной игры во вселенной, которая ну совсем не ассоциируется с рельсовыми шутерами, — крайне сомнительная.
Ну или вот рельсовый экшен по мотивам другой известной серии, Castlevania: The Arcade даже хотели на Запад продавать, но дальше тестовых запусков в Европе дело не пошло. Машем хлыстом, метаем метательное оружие — всё напоминает оригинальные игры, только в этой — вид от первого лица и проходится всего за час.
Из необычного — вышли две новые части Elevator Action: Death Parade от Taito и Invasion от канадской UNIS. Да, всё верно: теперь это не подобие платформера, а рельсовый шутер. Экран расположен у обоих игр вертикально, в определённые моменты закрывающийся имитацией дверей лифта.
В серии Silent Scope тоже было пополнение c подзаголовком Bone Eater, не выходившее на консолях. Аркадная эксклюзивность обусловлена тем, что изображение по сути выводится на два экрана: основной, вертикальный, небольшой экранчик в прицеле, плюс проектор, который с помощью призмы выводит картинку на заднюю часть основного экрана. Ни одна фотография и видео не передают в полной мере эффект наложения картинки — он правда очень необычный!
Это видео хорошо демонстрирует внутреннее устройство автомата
▍ Нашествие экшенов в аркадные залы
Японцы и здесь пошли иным путём. Они решили, что будет круто делать на аркадные автоматы всякие экшены с привязкой к онлайну. Появились как ответвления от известных серий, выходивших на консолях, так и новые тайтлы. Border Break — бои меха-роботов, управление осуществляется при помощи джойстика и мыши. Оригинальная игра вышла в 2009-м, и только в 2018-м добралась до PS4 — и то, только в японском регионе.
Gunslinger Stratos пытались «приспособить» под ПК-игроков, но дальше небольшого бета-теста дело не пошло. Оно и понятно: оригинальные аркады имеют управление при помощи двух пистолетов, на одном из которых аналоговый стик, и всё это — за большими экранами.
Shining Force Cross — Action-RPG в известной вселенной сеговских jRPG. Игра пережила 4 обновления, закрылась в 2016-м.
Меха вообще популярны в Стране восходящего солнца. Аркадных игр по вселенной Gundam хватает. Но вот Mobile Suit Gundam: Bonds of the Battlefield — совсем другого сорта игра. Вместо привычных плоских экранов — один большой, сферический. Игроку нужно зайти в капсулу, в которой, собственно, и есть этот экран. Вышедшая в 2006-м, Bonds of the Battlefield рассчитана в первую очередь на мультиплеер: за долгие годы существования игра получила четыре обновления, последнее — в 2016-м.
Серверы продолжали работать ещё аж до 2021-го! И всё это несмотря на высокую стоимость игры: единоразово игрок должен создать физическую карту пилота, а потом платить за каждую игру по 500 йен. В 2021-м вышла вторая часть, правда, никакого экрана купольного типа теперь нет: вместо него три обычных монитора в портретной ориентации. В марте этого года игру уже отключили от серверов, доступен только оффлайн-режим, в котором можно играть исключительно по локальной сети.
Кабинет от «гандамов» очень удачный вышел: позже его возьмут за основу для таких игр, как Star Wars Battle Pod, Mach Storm и Lost Land Adventure.
Баттл-рояли любят многие. Так вот, в Японии эксклюзивно для аркад выпустили JoJo’s Bizarre Adventure: Last Survivor. Казалось бы — логичнее выпустить такое на консоли, но у японцев совсем иной взгляд на привычные нам вещи.
А MOBA? Тоже популярный жанр. На его основе создали Bombergirl. Это, если что, входит в серию Bomberman. Очень яркое и пёстрое, с элементами гачи. Благо данное чудо есть и на ПК: если вдруг у кого-то есть желание (не, ну мало ли!) — гайд на реддите.
▍ (НЕ)азартные игры в аркадных залах
Ставки на лошадей в аркадных залах? А почему бы и нет! Японцы — народ азартный. Хоть так и не скажешь с ходу. Фактически игорный бизнес в Японии под запретом. Никаких казино (в том числе и онлайн), никаких онлайновых букмекерских контор. Конторы-то есть, но с живыми людьми. Хочешь сделать ставку — надо физически прийти и сделать её. Зато разрешены пачинко, в которых можно выиграть какой-нибудь не денежный приз и тут же обменять его за углом на реальные деньги. А ещё разрешены аркадные автоматы, которые являются симуляторами лошадиных скачек, и игра идёт на внутриигровую валюту, которую вы покупаете за вполне реальные деньги. «Безумие», — скажете вы. Но вот японцы так не считают, и вот уже больше 20 лет тренируют жокеев и лошадей в серии StarHorse от Sega. В четвёртой части подход к выбиванию денег из саларименов качественно улучшили: кресла стали мягче, спинка откидывается, есть подставка под ноги. Неизменно для всех остальных игр серии — подставки под напитки, пепельницы, зарядки для смартфонов. В общем, все удобства для спускания денег в виртуальные скачки! И да: ставки на реальных лошадей в Японии не запрещены.
Не менее удивительным для западного геймера будет обнаружить в аркадных залах кабинеты с маджонгом. Да, просто виртуальный маджонг. Просто существует в 2024 году. Например, в серии Mahjong Fight Club игр… много, больше 20 точно наберётся. Аудитория у маджонга не то чтобы большая, но она есть. Турниры профессиональных игроков смотрят немало людей. Собственно, портреты этих самых игроков и украшают игры серии.
Mahjong Fight Club Extreme
Так уж сложилось, что для западных игроков аркадные автоматы остались чем-то вроде детского развлечения, но не более того. Любой западный релиз японской аркады — всегда вызывает одновременно и восторг, и усмешку: с одной стороны, здорово, что хорошие игры получают локализацию, а с другой — сколько людей всерьёз будут сливать деньги на прохождение последней House of the Dead? Так получилось, что у нас в Москве прямо в ковид открыли Round 1.
И самое удивительное — Scarlet Dawn была в числе завезённых аркад. Проблема была одна-единственная: высокий ценник за один кредит — 120 рублей для российского геймера, особенно не знакомого с аркадными играми, слишком много. Слышал истории, как находились люди, сливавшие тысячи рублей на прохождение местных аркад, но таких было крайне мало. Аркады, привезённые в зону Spo-Cha, стояли на фриплее. Нужно было лишь оплачивать время посещения этой зоны. Но и там было не так много людей. Никому особо не было интересно тратить немало денег на какие-то там аркады.
Была и попытка сделать антикафе с аркадами, в числе которых — Bemani-игры. Заведение называлось J-Play Cafe и находилось в Москве. Создавали его силами «Бемафии»: комьюнити, которое страстно любит ритм-игры. Антикафе переоткрывалось трижды, но, к большому сожалению, успеха не возымело: содержать аркады дорого, а аренда — и того дороже. Потому аркады и уехали обратно по гаражам, откуда и появились в том заведении. Похожая судьба ждала и аркады из Round 1 — что-то выставили в торговые центры, что-то уехало в частные руки.
J-Play Cafe
Схожая ситуация и в других западных странах: американцы тоже порой делают аркадные автоматы, но сами игры — довольно трешовые, близко не стоят по качеству с тем, что делают японцы. Всевозможные поделки от Raw Thrills и UNIS выглядят нарочито пёстро, с кучей переливающихся лампочек и вывесок. И это иронично, ведь большинство из этих игр не представляют из себя что-то стоящее, а недавняя Elevator Action Invasion выглядит, как бездушная копия предыдущей игры, сделанной японцами, где есть реальное ощущение того, что стреляешь прямо из лифта. И даже известные тайтлы типа «Терминатора», «Ходячих мертвецов» или «Черепашек-ниндзя» не спасают: последних совсем скоро выпустят на всех актуальных платформах, портируя с аркад.
В Японии же всё иначе: ставку сделали не на светящиеся всеми цветами радуги аркадные кабинеты, игры на которых не способны привлечь большинство геймеров, а на необычный геймплей, нестандартную реализацию и иммерсивность. Даже несмотря на непонятный большинству язык, эти игры хочется изучать. Сами же японцы не изменяют себе и играют не только во что-то необычное, но и в привычные им шмапы, файтинги.
Сложно в это поверить, но очереди есть даже на старые шмапы
Единственное, что изменилось в Японии — так это то, что ковид неплохо так ударил по аркадам: в начале 2020-го продала 85% своего аркадного бизнеса Genda Inc., другому аркадному оператору. А в 2022-м оставшиеся 15% отошли Gigo. Так что единственное, что по сути изменилось — это то, что теперь на стенах крупных аркадных залов будет висеть другой синий логотип на белом фоне — Gigo. Ну а игры и дальше будут выпускаться и получать обновления.
Акихабара образца 2021 года…
… и 2022 года.
▍ А как играть в это всё?
Купить билет до Японии, а потом потратить очень много денег, передвигаясь между аркадными центрами, пытаясь осилить все эти аркады сквозь тонны японского текста.
Это самый легальный способ, которым большинство из вас, конечно же, пользоваться не будет. Но как вы могли заметить, абсолютно все современные аркады основаны на обычных ПК. По сути, даже никаких эмуляторов не требуется — разве что нужно как-то настроить управление на клавиатуру с мышью, геймпад, руль или какой-нибудь лайтган. И таки да — многие из перечисленных игр сдамплены, и большинство довольно легко найти в сети. Какие-то придётся поискать чуточку подольше — но все они запускаются через Teknoparrot. И хоть в аркадном комьюнити прохладно относятся к модели распространения этого лаунчера (запуск некоторых игр может находиться под пэйволлом, а ключ к разблокировке запуска распространяется по подписке на определённое время). Зато работа над лаунчером ведётся постоянно, а в данный момент потихоньку добавляется поддержка стратегии Chrono Regalia, которую ещё и частично переводят на английский.
За фото и уточнение некоторых нюансов огромное спасибо Кириллу Константинову, автору паблика Gaijin Gaming!
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻